(Окончание. Начало в №7)
Нет никакого сомнения, что если бы Тихвинская икона Божией Матери была возвращена Церкви в 1949 году, её бы не уничтожили и, скорее всего, не передали бы и в музейное хранилище, а оставили бы в распоряжении Русской Православной Церкви, с которой тогда у И.В. Сталина сложились вполне дружественные отношения.
Но даже если бы всё и случилось так, то всё равно ведь тогда икона не смогла бы вернуться на место, избранное ею самой для своего пребывания - в Тихвин... Едва ли её решились бы хранить в "церкви на крылечке"...
Очевидно, потому и удалось архиепископу Иоанну Гарклавсу вывезти икону, что это совпадало с волею самой иконы.
Как говорит нынешний настоятель Тихвинского монастыря игумен Евфимий, "Тихвинская икона Божией Матери имеет одну особенность - она уходит из тех мест, где царит неверие, неправда и братоненавидение".
Так было и в Константинополе в XIII веке, так случилось и в 1945 году.
Как явствует из летописи, составленной иноком Варлаамом, в 1949 году, когда решался вопрос о возвращении Тихвинской иконы Божией Матери, в самом монастыре паперти Успенского собора и первый этаж южных братских келий были переданы цехам и службам Общества слепых.
Есть, есть некая символика в этом.
Уходя, как залог своего возвращения, икона оставила в России заместительницу себе, свою местоблюстительницу в Свято-Успенском Тихвинском мужском монастыре - так называемую Тихвинскую Богородицу "на крылечке".
Поражают красота и гармония совпадений, с которыми сталкиваемся мы, размышляя о чудотворной иконе Божией Матери Тихвинской.
Чудотворный образ исчез из Влахернского храма за семьдесят лет до захвата Византии турками.
Достаточно определённо можно утверждать, что чудотворная икона находилась в Тихвинском монастыре вплоть до 1926 года, пока не закрыли Успенский собор и, выселив последних монахов, не разместили в монастыре военный гарнизон.
Ну, а в 1944 году, когда началась перевозка иконы Тихвинской Божией Матери через Ригу в Германию, а потом в Америку, в самом Тихвине удалось зарегистрировать церковную общину. И передали этой общине "в бесплатное пользование" монастырскую часовню "Над крылечком", построенную в 1856 году после чудесного исцеления тихвинского мещанина Александра Боровского. Здесь и был освящён престол во имя Тихвинской иконы Божией Матери...
И, конечно, можно назвать это простым совпадением, но именно через семьдесят лет после того, как солдаты выгнали из монастыря последних монахов и в мутноватой полутьме советской действительности пропала сама чудотворная икона, в "церкви на крылечке" начали служить иноки вновь воссозданного Тихвинского монастыря...
30 апреля 1995 года, в день памяти обретения мощей Александра Свирского, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн в своей резиденции на Каменном острове перед Тихвинским образом Божией Матери благословил иеромонахов Валаамского монастыря Александра (Гордеева) и Феофана (Краснова) возобновить Тихвинский Богородичный Успенский монастырь.
Не менее символично и другое совпадение. Мы уже отмечали, что в 1928 году, когда красноармейцы выгоняли последних монахов из Свято-Успенского Тихвинского монастыря, в роддоме на территории обители родился Александр Гордеев, которому суждено будет стать первым игуменом возрождённого Свято-Успенского Тихвинского мужского монастыря...
Детство его прошло на погосте Сенно, из окрестностей которого при Василии III Иоанновиче возили в Тихвин известняк для строительства Успенского собора. Здесь, в Сенно, служил в храме дед Александра Гордеева, здесь и воцерковлялся будущий настоятель Тихвинского монастыря... Постановлением Священного Синода он был назначен настоятелем 16 июня 1995 года.
На первых порах монастырю вернули кроме "церкви на крылечке" лишь Поварской корпус с совершенно не приспособленными для проживания помещениями. Даже настоятелю негде было поселиться, и он жил в ризнице, где располагались тогда ещё и монастырская библиотека и канцелярия...
Помню, когда я первый раз увидел на службе эту монастырскую братию, защемило сердце - никак не соответствовала численность её размерам монастыря, объёму предстоящей монахам работы.
Но шла служба, неторопливо, обстоятельно расспрашивая каждого, вёл исповедь настоятель...
Помню, что тогда меня удивило спокойствие, с которым отец Александр (Гордеев) говорил и про разухабистую музыку, доносившуюся с расположенного рядом с церковью катка, и про осквернённое монастырское кладбище. Не было в нём никакого раздражения, всё время отец Александр улыбался - яркому солнцу, моим вопросам, мальчишке, пристроившемуся к нам и время от времени встревавшему в разговор со своими рассказами.
Отгадка была в словах, сказанных о пожилом настоятеле соминским священником отцом Геннадием Беловоловым: "Бог дал, что у него нет памяти на зло". Наверное, это беспамятство на зло и помогало отцу Александру в возрождении обители...
И вот, хотя и приходилось монахам жить в немыслимой тесноте и тягости, уже 1 ноября 1995 года, как раз за день до своей кончины, владыка Иоанн благословил постриг в монахи двух первых послушников - Александра Викторовича Кокочева с наречением имени Германа, и Сергея Алексеевича Васильева с наречением имени Стефана.
Неведомыми нам путями творится Воля Господня.
Возрождение Тихвинского монастыря дало новый толчок разговорам о судьбе самой иконы.
Помню, как рассказал мне отец Александр и о полученном им от бывшего настоятеля чикагского кафедрального собора, протоиерея Сергия Гарклавса письме... Нынешний хранитель святыни поздравлял отца Александра с Пасхой и звал к себе в Америку, вместе помолиться перед иконой.
В июле прошлого года отец Сергий сам неожиданно посетил Санкт-Петербург и Тихвин. По сообщению региональной интернет-газеты "Тихвин on-line", "тема возвращения тихвинской святыни на родину практически не затрагивалась". Говорят, что в частной беседе на вопрос, когда может состояться возвращение, отец Сергий ответил: "Когда ангелы подскажут..."
Позиция Сергия Гарклавса озадачивала многих. Но Тихвинская икона сама выбрала себе место. И мы видим, что теперь, невзирая на не вполне объяснимые с православной и патриотической точки зрения действия персонажей этой истории, икона возвращается. И возвращается она так, чтобы вернуться не в музейный плен и даже не в какой-то другой, пусть и весьма почитаемый, храм, а именно в Тихвинский монастырь.
Чудесным было появление в России иконы, возвестившей благую весть...
Таинственным было исчезновение её, когда ворвалась в монастырь сатанинская мерзость запустения...
Икона всегда странствовала, переносясь с одного места на другое, свободно пересекая границы между государствами и континентами.
Таинственным и непостижимым должно стать и возвращение Тихвинской иконы...
Ясно, что это произойдёт, когда мы будем готовы к этому, когда начнём преодолевать мерзость запустения не только в восстанавливаемых монастырях и храмах, но и в своих душах...
И тогда, как новая благая весть об этом, снова засияет небесный свет, и мы подобно ладожским рыбакам в 1383 году увидим плывущую "по воздусем" Икону...
В Успенском соборе монастыря 9 июля 1997 года состоялось первое архиерейское богослужение, которое возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Сослужил митрополиту новый настоятель Тихвинского монастыря игумен Евфимий (Шашорин), сменивший на этом посту престарелого отца Александра (Гордеева). Он молод. Ему нет ещё и тридцати лет, и биография его - типичная для молодого человека. В юности занимался спортом, потом учился в Ростове-на-Дону.
Там и произошло его обращение. Евгений - мирское имя отца Евфимия - решил посвятить свою жизнь Богу и уйти в монастырь. Было ему тогда всего двадцать лет. Благословение на постриг дал старец Кирилл (Павлов) из Троице-Сергиевой Лавры.
Чуть больше десяти лет занимает монашеская биография отца Евфимия, но это треть его жизни, и за спиною молодого игумена - основанный по благословению митрополита Владимира Старочеркасский Донской монастырь.
Затем был создан десятый в Санкт-Петербургской епархии Иоанно-Богословский монастырь на озере Череменец, и только после этого последовало назначение в Тихвин.
Конечно, можно говорить о молодости игумена, но ведь и дела, которые предстояло совершить в Тихвинском монастыре, требовали сил, которые только у молодого человека и могут найтись.
И есть, есть некая символика в этой смене настоятелей.
Отец Александр (Гордеев), как мы уже говорили, до своего вступления в монастырь успел заработать себе пенсию. Отец Евфимий (Шашорин) принял постриг, едва успев закончить школу.
С разных концов своих жизней взялись они за возрождение великой северной святыни, которая бесспорно и является самым главным для них...
А возраст что?
Монашеский "стаж" у отца Евфимия такой же, как и у прежнего настоятеля...
- Даст Бог, - говорил на проповеди игумен Евфимий, - сподобимся уже скоро пред чудотворным Тихвинским образом Богоматери возблагодарить всемилостивое Её попечение о нашем Отечестве...
Игумен Евфимий в частной беседе рассказывал, что о. Сергий Гарклавс на протяжении последних десяти лет почти ежегодно приезжал в Тихвинский монастырь. И каждый раз он откладывал решение о возвращении иконы - слишком плачевным было состояние монастыря. Не готов был принять великую святыню...
Но вот в 2002 году о. Сергий услышал голос колоколов с отреставрированной звонницы Тихвинского монастыря, тогда и был, наконец, назначен конкретный срок возвращения иконы.
Делегация Русской Православной Церкви в Америке 9 января 2004 года посетила Тихвинский Успенский монастырь. Кроме о. Сергия Гарклавса в неё входил управляющий делами Православной Церкви в Америке протоиерей Родион Кондратик, а также сын отца Сергия Гарклавса настоятель Свято-Троицкой церкви в Нью-Йорке протоиерей Александр Гарклавс.
Тогда и была определена окончательная дата возвращения на Родину чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, а сегодня известен и маршрут её следования. Из Америки она полетит на специальном самолёте. Первый город, в котором остановится икона, - Рига, потом - Москва и Санкт-Петербург.
За год до возвращения иконы, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, вернулись в Тихвинский монастырь створки с чудотворной Тихвинской иконы. Они считались утерянными и нашлись в Троицком соборе города Пскова, куда попали вместе с иконой ещё в годы войны.
Это как бы последний штрих в хронологии чуда, которую и представляет собою вся история чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери.
В хронологии этой не хватает пока последней самой важной записи - 26 июня 2004 года (9 июля по н. ст.) - дня, когда мы ждём икону на Родине, дня, когда икона должна прибыть в Тихвинский Успенский Богородичный мужской монастырь.
Дня, когда она, уже во второй раз в истории нашего Отечества, явится нам, как благая весть, утверждая приоритет его прежде всего для нас самих -капиталистов и коммунистов, демократов и монархистов...
20 июня икона Тихвинской Божией Матери была доставлена в Ригу из США.
23 июня чудотворный образторжественно прибыл в Москву. Святыню встретил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, совершивший всенощное бдение в Храме Христа Спасителя.
24 июня Святейший Патриарх Алексий II и митрополит всея Америки и Канады Герман совершили Божественную Литургию.
С 24 по 27 июня московское духовенство круглосуточно служило молебны перед чудотворной иконой. Тысячи верующих день и ночь шли в Храм Христа Спасителя поклониться Заступнице рода христианского.
С 28 июня по 8 июля икона Тихвинской Божией Матери находилась в Санкт-Петербурге.
8 июля чудотворный образ встречали в Тихвине. Крестным ходом икона была перенесена в Успенский монастырь, место своего исторического пребывания.
До 12 июля в монастыре совершались праздничные богослужения.
Тихвин