Есть мировая культура и есть мировое бескультурье. В последнем случае к его созданию когтистую лапу обязательно приложил бес. Распознанию искусов диавола в искусстве, литературе, философии посвящена новая книга Юрия Воробьевского "Русский Голем". Отрывок из неё мы предлагаем вашему вниманию.
Однажды некий Винсент Фунньер на спиритическом сеансе попросил у явившегося духа славы и денег. Тот выдвинул условие: отдать своё тело после смерти и поменять имя, назвавшись Элис Купер (так звали сожжённую на костре салемскую ведьму, и так дух представился на сеансе). Бывший Фунньер воскликнул: "О'кей!" Взамен он начал получать мелодические диктовки, всё более приближающиеся к какофонии. Так он двинулся к "успеху". "Элис Купер идёт в ад" - так недвусмысленно называется скандально известный альбом этого бедняги.
Купер, сам описавший происшедшее с ним, - не уникум. В трансе музыкальные "откровения" нисходят на члена сатанинского общества "Голден доун" Оззи Озборна. На обложке одного из альбомов его группы "Блэк Саббат" так и написано: "Мы продали свои души за рок-н-ролл". Просто фигура речи? Или описание сделки? Во всяком случае, возникшая в Англии "Чёрная Суббота" достигла всемирной славы менее чем за пять лет.
В этом паноптикуме - и солист "Роллинг стоунз" Джаггер. Он вообще считает себя воплощённым Люцифером... Показательны названия его песен: "Симпатия к дьяволу", "Их Сатанинское Величество", "Заклятия моего брата-демона". Некоторые произведения этой группы сочинялись в ходе сатанинского ритуала вуду. "Творческий процесс" описывался его участниками как спонтанное появление песен, подобно инспирации на спиритическом сеансе.
Иногда такие "озарения" можно сравнить с поэтическими импровизациями какого-нибудь самоеда, когда в него вселяется "дух умерших шаманов" - онгон. Этнограф В.И. Харитонова пишет: "...появление и вхождение в шамана онгона, подобно блеску молнии, который мгновенно ослепляет и оглушает его, приводя в оцепенение. Это состояние моментально сменяется приливом какой-то силы извне. Появляется какая-то неудержимая, безумная энергия и физическая лёгкость, и поэтическое вдохновение... Этот молниеносный блеск - физическое проявление онгона буряты называют "дулэн" - "пламя онгона".
К подобным разрядам "поднебесного электричества" и подключается "вилкой" своей плоти каждый фанат. Несмысленные "шалуны"! Вот ещё один втыкает два пальца в диавольскую розетку. А там - ток течёт - страшная энергия - из ада. Бьёт по мозгам, душе, подавляет волю.
"Малыша" начинает трясти. Что-то лихорадит душу, а отдаётся во всем теле. "Рок" ведь и означает "качаться", "трястись". Добро пожаловать в секту трясунов!
Не все ещё забыли знаменитые танцы сексуальной революции? Твист (от слова "извиваться") и шейк ("трястись") возникли не на пустой танцплощадке. На ней духовно больных людей "колбасило" уже давно.
Известное теперь слово "рокер" изначально означает "прялка". И вот однажды (дело было в середине XVIII века) неграмотная текстильщица Анна Ли смотрела на неё, смотрела... смотрела... Что-то засветилось перед глазами, и "тётушка Энн" впала в экстаз. Она пережила ряд "откровений", стала считать себя новым воплощением Христа и со временем явилась основательницей американской секты шейкеров. Главной особенностью камланий этого активного протестантского сообщества стал танцевальный экстаз.
Впрочем, "трясущиеся квакеры", хлыстовствующие секты "прыгунов", "скакунов", танцующих дервишей выкидывали свои коленца в мировом сумасшедшем доме и раньше.
Порой целые эпидемии танцевальной мании охватывали Западную Европу. Так было, например, в 1374 году, когда "огромные толпы людей со всей Верхней Германии, а также с Рейна и Мааса стали стекаться в Утрехт, а затем в Льеж; полуобнажённые мужчины и женщины с венками на головах танцевали, держась за руки и высоко подпрыгивая; танцы сопровождались песнями, в которых упоминались "имена демонов"; возбуждение заканчивалось падением на землю и конвульсиями".
Что вызывало такие эпидемии? В XIV веке в Люксембурге произошёл поразительный случай. Осуждённый на казнь, одержимый диаволом деревенский скрипач, вызвал своей игрой у огромного количества горожан всё то же непреодолимое желание танцевать. Это беснование сопровождалось различными видениями... От игры на скрипке? Конечно, инструмент тут ни при чём. И современные музыкальные супер-системы - тоже. Своим звуком они могут негативно влиять лишь на физиологию. Духовные же эксцессы, о которых мы говорим, вызываются духами, участвующими в сочинении или исполнении музыки. В прежние времена танцевальные эпидемии совершенно справедливо рассматривались как разновидность одержимости. С точки зрения демонологии надо анализировать также родственные им современные явления. И реагировать на них не жалкими милицейскими сиренами.
Да и как иначе? Чем закончился флирт с сатаной для "Роллинг стоунз"? Жутким побоищем на одном из концертов. Джаггер, воспринимавший магию, как острую игру, ужаснулся. Только тут он понял, что его заклинания с эстрады материализуются. И, возможно, догадался, кем эти заклинания нашёптываются... Такое происходит не только в какой-нибудь далёкой Америке. Вспомним и десятки жертв рок-фестиваля в Минске.
Среди "навязчивых идей" рок-культуры - заклинание убийств и самоубийств. Помните, лидер группы "Нирвана" заклял самого себя так сильно, что нажал курок ружья. Кусок свинца вошёл заклепкой в богохульствующий рот. Так певец отправился в "нирвану", предназначенную для сатанистов. Ангелы в ней поют "такими злыми голосами"...
А разжигание похоти! Видите, как раскачивается эта биомасса. Что-то это мне напоминает... Ещё в начале XX века гебраисты обращали внимание: колебания тела во время молитвы хасидов должны напоминать сексуальные и способствовать соитию их бога с его небесной женой, шехиной, дабы зародился, наконец, машиах. Этому же должны способствовать ритуальные жертвы, которые, как мы помним, на концертах периодически приносятся. Так что, семито-хамитский ритм танца, навязанный сыновьям Иафета - не просто месть. Есть пляски, которые имеют апокалиптическую подоплёку.
Исследователь Жан-Поль Режембаль пишет: "Сила рока заключена в прерывистых пульсациях, ритмах, вызывающих биопсихическую реакцию организма, способную повлиять на функционирование различных органов тела (в частности, бит может вызвать ускорение сердечного пульса и увеличение содержания адреналина, а также возбуждение в половой сфере). Если, например, "ритм кратен полутора ударам в секунду и сопровождается мощным давлением сверхнизких частот (15-30 герц), то способен вызвать у человека экстаз. При ритме же, равном двум ударам в секунду, и на тех же частотах, слушающий впадает в танцевальный транс, который сродни наркотическому".
Динамик включён. Ухнул, понёсся звуковой вихрь. Закачалась, затряслась аудитория. Гнётся под ветром душа. Это и есть рок.
(продолжение следует)