Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера       Главная страница номера

Идеология добрососедства

Николай Михайлович КОНЯЕВ

Минск

 Так получилось, что последний раз я был в Минске, когда мы жили ещё в СССР... Разумеется, действующих церквей в те годы не так много было и в русских городах, но у нас некоторые храмы сохранялись хотя бы в качестве архитектурных памятников, а в перепаханной войною Белоруссии, которую в 60-70-е гг. планировали к тому же превратить ещё и в первую атеистическую республику, не уцелели и сами здания. В Минске, кроме кафедрального собора Святого Духа да церкви Александра Невского, на кладбище ничего, кажется, больше и не напоминало о православных корнях города...

И вот теперь приехав в Минск, я не сразу и узнал город. Светло и сокровенно то тут, то там открывались часовни и церкви, наполняя теплотою глубину городского пейзажа...

И такое ощущение возникало, что за эти двенадцать лет, миновавших с распада СССР, Минск стал гораздо роднее и духовно ближе, чем раньше...

 

Благословение отца Николая...

Самое первое и, пожалуй, самое неожиданное впечатление от Минска - встреча со старцем Николаем Гурьяновым с острова Залита...

Имя его как-то сразу возникло в беседе со встречавшими нас управляющим делами департамента внешних связей Белорусского Экзархата Александром Михайловичем Грамотневым и генералом Стефаном Васильевичем Косухой (залитский старец был его духовником); и сколько потом мы ни колесили по Белоруссии, без отца Николая не обходился, кажется, ни один разговор.

Мы постоянно сталкивались с делами залитского старца - с храмами, воздвигнутыми по его благословению; с людьми, жизнь которых преобразило общение с ним...

И тут нельзя, конечно, не вспомнить о дивных трудах минского священника Андрея Ломашенко, который одним из первых в Белоруссии начал работать с больными Республиканской психиатрической больницы в Новинках.

Следуя за отцом Андреем, начали ухаживать за больными и его духовные дочери, а вскоре возникла мысль о создании женского Свято-Елисаветинского монастыря.

Её подсказал на острове Залита старец Николай.

- Отче, - сказал тогда отец Андрей. - Но ведь на строительство деньги требуются...

- А как же без денег строить? - согласился старец Николай. - Но я тебе денег дам, начинай строить...

И достал из кармана пять тысяч рублей (деноминированных). Но не в размере денежной суммы заключался смысл, а в силе старческого благословения.

С этого благословения и начинается летопись Минского Свято-Елисаветинского монастыря в Новинках...

7 декабря 1997 года был заложен первый монастырский храм.

Через два месяца в фойе интерната освятили домашнюю церковь во имя святой блаженной Ксении Петербургской. А меньше чем через год освятили нижний монастырский храм во имя святителя Николая.

Со Страстной седмицы 2000 года в монастырском храме совершается ежедневно уставное богослужение.

Сейчас в обители сорок четыре насельницы.

Ежедневно совершается здесь Божественная литургия, а вечерние богослужения завершает крестный ход...

Настоятельница монастыря, матушка Евфросиния, говорит, что монастырь - это и семья, и университет, где человек может восстановить в себе образ Божий.

И вот - смотришь на выросшие в Новинках по благословению старца Николая древнерусские стены монастыря, на тяжёлый, высоко вознесённый в небо звёздный купол величественного собора, и действительно ощущаешь себя свидетелем Божьего Чуда.

 

Под Покровом Божией Матери

В Жировицы приехали к вечеру...
Жировичская икона Божией Матери
Жировичская икона Божией Матери

Пять веков назад пастухи увидели здесь необыкновенно яркий свет, проникавший сквозь ветви груши, росшей на берегу ручья. Исходил он от иконы Пресвятой Богородицы.

Необыкновенной силой обладал этот крохотный, с ладонь величиною, чудотворный образ. Болящие исцелялись перед ним, страждущие утешались. Были, как утверждает предание, и случаи воскрешения мертвых.

К чудесам Жировицкой иконы Божией Матери следует отнести и пятивековую историю здешнего монастыря. В годы Великой Отечественной войны Свято-Успенскую обитель минировали, бомбили, прицельно расстреливали из орудий, но Покров Божией Матери простирался над нею. Монастырь миновало даже хрущёвское атеистическое лихолетье... Так же незыблемо, как и пять веков назад, стоит он на берегу небольшого озерка...

И так получилось, что Жировицкий монастырь всегда оставался ключевым узлом в противоборстве Православия с западными вероисповеданиями, насылаемым на Белую Русь.

В 1613 году базилиане захватили обитель и превратили её в духовно-политический центр окатоличивания белорусского народа. Однако именно здесь, под Покровом Божией Матери, "возле, как сказано в путеводителе, Её Жировицкого Чудотворного Образа, произошло ещё одно, воистину историческое чудотворение - была восстановлена вероисповедальная, молитвенная и языковая преемственность десятков поколений православных белорусов".

Это случилось, когда будущий митрополит Иосиф (Семашко), пользуясь покровительством Николая I, сумел за семнадцать лет подвижнических трудов подготовить в Жировицкой духовной семинарии новое поколение священнослужителей и вывести их из духовной прелести униатства.
Свято-Успенский Жировичский монастырь
Свято-Успенский Жировичский монастырь

И, памятуя об этом, понимаешь промыслительность связи с Жировицами священномученика Петра, митрополита Крутицкого, который шесть лет был смотрителем здешнего духовного училища, а в трагические для нашей Церкви времена занимал пост патриаршего Местоблюстителя...

Ну, а для нас, петербуржцев, памятно и то, что именно в Жировицах, в Минской духовной семинарии, начинал свой пастырский путь митрополит Иоанн (Снычёв).

Любопытно, что с Жировицами тесно связана и судьба другого петербургского архипастыря, нынешнего ректора Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии Константина, архиепископа Тихвинского.

Будучи уже кандидатом медицинских наук, по благословению митрополита Филарета он работал в Жировицком монастыре сторожем и отсюда уехал учиться в Московскую духовную академию, чтобы потом вернуться ректором новооткрытой Минской духовной семинарии. Здесь он и был рукоположен в епископский сан. За шесть с половиной лет, проведённых в Жировицах, епископу Константину удалось не только возродить семинарию, но и сделать её одной из лучших. При владыке эта семинария первой получила статус высшего учебного заведения...

Тогда в газетах Белорусского Народного фронта, оплота антироссийских и антиправославных сил, епископа Константина начали титуловать "имперской рукой Москвы".

Владыка продолжал дело своих великих предшественников, то дело, ради которого и простёрла Божия Матерь Свой Покров над Жировицкой обителью...

Точно так же, как продолжается это дело в Жировицах и сейчас...

"Молодёжь, часто декларирующая свою независимость, на самом деле становится пассивным объектом "промывания мозгов" западной системы ценностей..." - прочитал я в студенческом журнале "Ступени", издаваемом в Жировицах по благословению нынешнего ректора Минской духовной академии и семинарии архимандрита Леонида.

Просто и ясно. Но сколько духовных сил требуется, чтобы осознать эту истину...

 

Вискули

Ночевали в Вискулях.

Этот гостиничный комплекс, который начали возводить в Беловежской пуще ещё при Никите Сергеевиче Хрущёве, повидал немало генсеков, президентов, маршалов и прочих важных персон...

Немало кабанов, оленей, косуль стали жертвами охотничьего азарта высокопоставленных гостей, однако, безусловно, самый главный "охотничий трофей" добыли в Вискулях 8 декабря 1991 года.

Когда утром нам показали павильон, где происходило дело, даже досадно стало, что в таком ничем особо не примечательном двухэтажном здании трое подвыпивших "охотников" и завалили Советский Союз - совершили то, что не удалось Гитлеру...

Наш экскурсовод Вячеслав Васильевич Семаков рассказал, что два гостиничных номера по правой стороне павильона занимали Борис Ельцин и Геннадий Бурбулис, а в левом крыле остановились Леонид Кравчук и премьер-министр Украины Витольд Фокин. Команда Ельцина - Гайдар, Шахрай и Козырев - располагалась в "машеровском" коттедже, но Андрей Козырев, поскольку ему нужно было постоянно созваниваться с Вашингтоном, поменялся потом номерами с Бурбулисом... Два других коттеджа занимал со своими людьми Станислав Шушкевич.

После отлёта делегаций охранники, - как будто наступил последний день - истребили все запасы водки и фирменной "пушчанской" самогонки.

- По-человечески можно понять их... - рассказывал наш экскурсовод. - Нужно было снять напряжение. Вот они и устроили "разгрузку"...

По-человечески можно понять, что в отличие от своих хозяев, охранники не могли придти в себя от пережитого ужаса, точно так же, как до сих пор не можем опомниться и все мы - русские, украинцы, белорусы.

Смотришь на окно ельцинского номера, и кажется, что до сих пор клубятся там зловещие тени...

 

На границе с НАТО

Запомнилось посещение 86-й отдельной пограничной группы.

В ведении её - 338 километров границы. 300 километров - граница с Польшей, 38 - с Украиной.

Мы попросили показать нам границу с Польшей.

Уже стемнело, когда мы прошли через ворота по контрольно-следовой полосе к той линии, за которой - ещё один шаг и ты уже в Польше...

В конце 70-х мне уже довелось стоять вот так же у этой линии, но тогда, кроме смутных поэтических образов, никаких последствий это стояние не вызвало. И хотя тогда один из наших спутников, забежав в Польшу, даже вприсядку прошёлся по заграничной земле, никакой реакции в ответ не последовало...

Зато теперь, не успели мы отойти от пограничной черты назад, с той стороны началось шевеление. Из далекой темноты засверкали фары, замелькали у черты фигуры польских пограничников, встревоженных нашим появлением. Наклоняясь, что-то высматривали они на земле...

- Как индейцы какие-то, - пошутил кто-то из моих спутников.

- А их индейцы и приезжали летом обучать, - ответил командир пограничной группы.

- Индейцы?! В Польшу?!

- Так это и не Польша сейчас... НАТО...

 

(продолжение следует)


Минск

Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU