Так получилось, что последний раз я был в Минске, когда
мы жили ещё в СССР... Разумеется, действующих церквей в те годы
не так много было и в русских городах, но у нас некоторые храмы
сохранялись хотя бы в качестве архитектурных памятников, а в перепаханной
войною Белоруссии, которую в 60-70-е гг. планировали к тому же
превратить ещё и в первую атеистическую республику, не уцелели
и сами здания. В Минске, кроме кафедрального собора Святого Духа
да церкви Александра Невского, на кладбище ничего, кажется, больше
и не напоминало о православных корнях города...
И вот теперь приехав в Минск, я не сразу и узнал город. Светло
и сокровенно то тут, то там открывались часовни и церкви, наполняя
теплотою глубину городского пейзажа...
И такое ощущение возникало, что за эти двенадцать лет, миновавших
с распада СССР, Минск стал гораздо роднее и духовно ближе, чем
раньше...
Благословение отца Николая...
Самое первое и, пожалуй, самое неожиданное впечатление от Минска
- встреча со старцем Николаем Гурьяновым с острова Залита...
Имя его как-то сразу возникло в беседе со встречавшими нас управляющим
делами департамента внешних связей Белорусского Экзархата Александром
Михайловичем Грамотневым и генералом Стефаном Васильевичем Косухой
(залитский старец был его духовником); и сколько потом мы ни колесили
по Белоруссии, без отца Николая не обходился, кажется, ни один
разговор.
Мы постоянно сталкивались с делами залитского старца - с храмами,
воздвигнутыми по его благословению; с людьми, жизнь которых преобразило
общение с ним...
И тут нельзя, конечно, не вспомнить о дивных трудах минского
священника Андрея Ломашенко, который одним из первых в Белоруссии
начал работать с больными Республиканской психиатрической больницы
в Новинках.
Следуя за отцом Андреем, начали ухаживать за больными и его духовные
дочери, а вскоре возникла мысль о создании женского Свято-Елисаветинского
монастыря.
Её подсказал на острове Залита старец Николай.
- Отче, - сказал тогда отец Андрей. - Но ведь на строительство
деньги требуются...
- А как же без денег строить? - согласился старец Николай. -
Но я тебе денег дам, начинай строить...
И достал из кармана пять тысяч рублей (деноминированных). Но
не в размере денежной суммы заключался смысл, а в силе старческого
благословения.
С этого благословения и начинается летопись Минского Свято-Елисаветинского
монастыря в Новинках...
7 декабря 1997 года был заложен первый монастырский храм.
Через два месяца в фойе интерната освятили домашнюю церковь во
имя святой блаженной Ксении Петербургской. А меньше чем через
год освятили нижний монастырский храм во имя святителя Николая.
Со Страстной седмицы 2000 года в монастырском храме совершается
ежедневно уставное богослужение.
Сейчас в обители сорок четыре насельницы.
Ежедневно совершается здесь Божественная литургия, а вечерние
богослужения завершает крестный ход...
Настоятельница монастыря, матушка Евфросиния, говорит, что монастырь
- это и семья, и университет, где человек может восстановить в
себе образ Божий.
И вот - смотришь на выросшие в Новинках по благословению старца
Николая древнерусские стены монастыря, на тяжёлый, высоко вознесённый
в небо звёздный купол величественного собора, и действительно
ощущаешь себя свидетелем Божьего Чуда.
Под Покровом Божией Матери
В Жировицы приехали к вечеру...
Жировичская икона Божией Матери |
Пять веков назад пастухи увидели здесь необыкновенно яркий свет,
проникавший сквозь ветви груши, росшей на берегу ручья. Исходил
он от иконы Пресвятой Богородицы.
Необыкновенной силой обладал этот крохотный, с ладонь величиною,
чудотворный образ. Болящие исцелялись перед ним, страждущие утешались.
Были, как утверждает предание, и случаи воскрешения мертвых.
К чудесам Жировицкой иконы Божией Матери следует отнести и пятивековую
историю здешнего монастыря. В годы Великой Отечественной войны
Свято-Успенскую обитель минировали, бомбили, прицельно расстреливали
из орудий, но Покров Божией Матери простирался над нею. Монастырь
миновало даже хрущёвское атеистическое лихолетье... Так же незыблемо,
как и пять веков назад, стоит он на берегу небольшого озерка...
И так получилось, что Жировицкий монастырь всегда оставался ключевым
узлом в противоборстве Православия с западными вероисповеданиями,
насылаемым на Белую Русь.
В 1613 году базилиане захватили обитель и превратили её в духовно-политический
центр окатоличивания белорусского народа. Однако именно здесь,
под Покровом Божией Матери, "возле, как сказано в путеводителе,
Её Жировицкого Чудотворного Образа, произошло ещё одно, воистину
историческое чудотворение - была восстановлена вероисповедальная,
молитвенная и языковая преемственность десятков поколений православных
белорусов".
Это случилось, когда будущий митрополит Иосиф (Семашко), пользуясь
покровительством Николая I, сумел за семнадцать лет подвижнических
трудов подготовить в Жировицкой духовной семинарии новое поколение
священнослужителей и вывести их из духовной прелести униатства.
Свято-Успенский Жировичский монастырь |
И, памятуя об этом, понимаешь промыслительность связи с Жировицами
священномученика Петра, митрополита Крутицкого, который шесть
лет был смотрителем здешнего духовного училища, а в трагические
для нашей Церкви времена занимал пост патриаршего Местоблюстителя...
Ну, а для нас, петербуржцев, памятно и то, что именно в Жировицах,
в Минской духовной семинарии, начинал свой пастырский путь митрополит
Иоанн (Снычёв).
Любопытно, что с Жировицами тесно связана и судьба другого петербургского
архипастыря, нынешнего ректора Санкт-Петербургской духовной академии
и семинарии Константина, архиепископа Тихвинского.
Будучи уже кандидатом медицинских наук, по благословению митрополита
Филарета он работал в Жировицком монастыре сторожем и отсюда уехал
учиться в Московскую духовную академию, чтобы потом вернуться
ректором новооткрытой Минской духовной семинарии. Здесь он и был
рукоположен в епископский сан. За шесть с половиной лет, проведённых
в Жировицах, епископу Константину удалось не только возродить
семинарию, но и сделать её одной из лучших. При владыке эта семинария
первой получила статус высшего учебного заведения...
Тогда в газетах Белорусского Народного фронта, оплота антироссийских
и антиправославных сил, епископа Константина начали титуловать
"имперской рукой Москвы".
Владыка продолжал дело своих великих предшественников, то дело,
ради которого и простёрла Божия Матерь Свой Покров над Жировицкой
обителью...
Точно так же, как продолжается это дело в Жировицах и сейчас...
"Молодёжь, часто декларирующая свою независимость, на самом деле
становится пассивным объектом "промывания мозгов" западной системы
ценностей..." - прочитал я в студенческом журнале "Ступени", издаваемом
в Жировицах по благословению нынешнего ректора Минской духовной
академии и семинарии архимандрита Леонида.
Просто и ясно. Но сколько духовных сил требуется, чтобы осознать
эту истину...
Вискули
Ночевали в Вискулях.
Этот гостиничный комплекс, который начали возводить в Беловежской
пуще ещё при Никите Сергеевиче Хрущёве, повидал немало генсеков,
президентов, маршалов и прочих важных персон...
Немало кабанов, оленей, косуль стали жертвами охотничьего азарта
высокопоставленных гостей, однако, безусловно, самый главный "охотничий
трофей" добыли в Вискулях 8 декабря 1991 года.
Когда утром нам показали павильон, где происходило дело, даже
досадно стало, что в таком ничем особо не примечательном двухэтажном
здании трое подвыпивших "охотников" и завалили Советский Союз
- совершили то, что не удалось Гитлеру...
Наш экскурсовод Вячеслав Васильевич Семаков рассказал, что два
гостиничных номера по правой стороне павильона занимали Борис
Ельцин и Геннадий Бурбулис, а в левом крыле остановились Леонид
Кравчук и премьер-министр Украины Витольд Фокин. Команда Ельцина
- Гайдар, Шахрай и Козырев - располагалась в "машеровском" коттедже,
но Андрей Козырев, поскольку ему нужно было постоянно созваниваться
с Вашингтоном, поменялся потом номерами с Бурбулисом... Два других
коттеджа занимал со своими людьми Станислав Шушкевич.
После отлёта делегаций охранники, - как будто наступил последний
день - истребили все запасы водки и фирменной "пушчанской" самогонки.
- По-человечески можно понять их... - рассказывал наш экскурсовод.
- Нужно было снять напряжение. Вот они и устроили "разгрузку"...
По-человечески можно понять, что в отличие от своих хозяев, охранники
не могли придти в себя от пережитого ужаса, точно так же, как
до сих пор не можем опомниться и все мы - русские, украинцы, белорусы.
Смотришь на окно ельцинского номера, и кажется, что до сих пор
клубятся там зловещие тени...
На границе с НАТО
Запомнилось посещение 86-й отдельной пограничной группы.
В ведении её - 338 километров границы. 300 километров - граница
с Польшей, 38 - с Украиной.
Мы попросили показать нам границу с Польшей.
Уже стемнело, когда мы прошли через ворота по контрольно-следовой
полосе к той линии, за которой - ещё один шаг и ты уже в Польше...
В конце 70-х мне уже довелось стоять вот так же у этой линии,
но тогда, кроме смутных поэтических образов, никаких последствий
это стояние не вызвало. И хотя тогда один из наших спутников,
забежав в Польшу, даже вприсядку прошёлся по заграничной земле,
никакой реакции в ответ не последовало...
Зато теперь, не успели мы отойти от пограничной черты назад,
с той стороны началось шевеление. Из далекой темноты засверкали
фары, замелькали у черты фигуры польских пограничников, встревоженных
нашим появлением. Наклоняясь, что-то высматривали они на земле...
- Как индейцы какие-то, - пошутил кто-то из моих спутников.
- А их индейцы и приезжали летом обучать, - ответил командир
пограничной группы.
- Индейцы?! В Польшу?!
- Так это и не Польша сейчас... НАТО...
(продолжение следует)
Минск