Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера       Главная страница номера

Идеология добрососедства

Николай Михайлович КОНЯЕВ

 Окончание. Начало в №2

 

Уроки Бреста

Почти рядом, на небольшом пространстве земли, расположились Вискули, ставшие символом величайшего предательства Родины, и Брест, ставший символом мужества её защитников.

Предательство и подвиг, мужество и подлость - увы! - порою очень тесно переплетаются в нашей истории. И, пожалуй, нигде так ясно не понимаешь этого, как в Брестской крепости.

Вот руины Белого дворца, в котором 3 марта 1918 года был подписан позорный Брестский мир, делавший Россию, по существу, германским протекторатом. А в 1958 году, как раз на годовщину похабного мира, раскапывая развалины, археологи нашли в руинах дворца кирпичи с выцарапанными на них в 1941 году словами "Умираем, не срамя".

Конечно же, маловероятно, что солдат, выцарапывавший штыком свои последние слова, вспоминал о мирном договоре, заключённом в этом здании. Однако это ничего не меняет. Эти поднятые из руин слова неизвестного солдата навсегда останутся примером героизма, искупающего позор предательства.

А вот другой пример. На могильных плитах у вечного огня - знакомая фамилия: Акакий Амвросиевич Шеварднадзе. Старший сержант 184-го стрелкового полка. Родной брат нашего печально знаменитого министра иностранных дел СССР. До сих пор памятно, как торопливо предавал он страну, защищая которую погиб его старший брат.

Что это? Разве случайно так явно сошлись вместе высочайший подвиг и подлое предательство, которое как бы пытается опорочить, замарать этот подвиг?..

Директор Мемориального комплекса "Брестская крепость-герой" генерал-майор Валерий Владимирович Губаренко рассказал, что ещё в 1997-м году было подписано решение о долевых, взносах государств-участников СНГ на финансирование капитального ремонта и реставрацию Мемориального комплекса. Крупные суммы выделили многие страны, и только от Грузии на мемориальный комплекс не поступило ни копейки, хотя Губаренко и обращался лично к президенту Шеварднадзе с напоминанием, что в Брестской крепости похоронен его старший брат.

Губаренко рассказывал о защитниках Брестской крепости, и у меня возникло ощущение, что Валерий Владимирович от них и принял эстафету служения делу защиты Родины.

Впрочем, это не ощущение, а самая настоящая истина.

 

У вечного огня

Конечно, всё сейчас, двенадцать лет спустя после разрушения Советского Союза, воспринимается иначе, чем прежде.

Мемориал "Брестская крепость"

Наверное, и раньше, когда приходилось бывать в Брестской крепости, видел я выставленное в музейной витрине письмо младшего сержанта Александра Кругликова, но не замечал его. А сейчас прочитал и поразился. "Умирать буду за своё народное дело..." - писал в 41-м году младший сержант. В этих словах разгадка мужества защитников Брестской крепости.

Я стоял у вечного огня, зажжённого у их могил, смотрел, как расплываются в нагретом морозном воздухе очертания Свято-Николаевского гарнизонного храма, и думал, что в словах младшего сержанта Александра Кругликова можно найти и ответ на вопрос, почему с нами случилось то, что случилось.

Каждый из нас, отстаивая свою "независимость", на самом деле превращался в пособника разрушителей своей страны. Крушение произошло тогда, когда укрепление и процветание СССР перестало быть для всех нас своим народным делом. В этот момент и собрались в Вискулях развесёлые охотники и сделали то, что не удалось ни Наполеону, ни Гитлеру...

Дрожали, расплывались в нагретом морозном воздухе очертания Свято-Николаевского гарнизонного храма, и, глядя на эти дрожащие очертания незыблемых стен, вспоминались слова Стефана Васильевича Косухи о предсказании старца Николая с острова Залита, что возрождение нашей общей страны начнётся с Белоруссии.

Конечно, неведомы сроки, но ясно уже и сейчас, что без нашей общей истории и вся наша история превращается в развалины, подобные руинам Брестской крепости...

 

Богословие добрососедства

Осанистый и белобородый, высокопреосвященный Филарет, митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии встретил нас в гостиной, уставленной корзинами цветов и более схожей с цветущим садом (только что отмечалось 25-летие его служения на Минской кафедре).

Когда в 1978-м году владыка пришёл на кафедру, в Минске было всего два храма, а сама Белоруссия стояла на пороге превращения в первую атеистическую республику СССР.

Теперь, через четверть века служения митрополита Филарета, только в Минской епархии - 319 приходов и 6 монастырей, а всего в Белорусском экзархате, возглавляемом им, - 1277 приходов, 7 мужских и 16 женских монастырей.

Эти цифры говорят сами за себя, однако обеспечены они не только организационной, но, прежде всего, напряжённой духовной работой владыки. Очень хорошо понимаешь это, читая его книгу "Богословие добрососедства".

"...Наш Господь судил нам жить во время великих перемен и великого выбора. Наше Отечество вновь на распутье: одни граждане выбирают, что лучше - социализм или капитализм, общественная или частная собственность на землю и на средства производства, другие выбирают между Востоком и Западом, третьи - между кока- и пепси-колой... Воистину, "...они, получив свободу, презрели Всевышнего, пренебрегли закон Его и оставили пути Его, а ещё и праведных Его попирали, и говорили в сердце своём: "нет Бога", хотя и знали, что они смертны" (3 Езд. 8: 56-58)".

"...Невинные жертвы Чернобыля - дети, умирающие от болезней крови, - отрезвили безумный мир, который без этой трагедии, наверное, так ничего бы и не понял.

Эти явления - не эхо Второй мировой войны и не её наследие... Это иная, беспрерывная война: извечное противостояние диавола и его слуг, "духов злобы поднебесных" (Еф. 6:12), против Бога и человека, образа и подобия Божия".

Так же ясно и определённо митрополит Филарет говорил и во время встречи с нами: "Никто из порядочных людей и не возражал против соглашения между традиционными конфессиями и государством. Только оппозиция. Почему, - спрашивают, - нет новых религиозных сект? Так потому и нет, что они в нашей истории не значатся. Мы не уйдём оттого, чем жили наши отцы и прадеды. Какой строй ни выбирай, о преимуществах или недостатках какой "общественно-экономической формации" ни заводи высокоумных дискуссий или уличных разбирательств, благосостояние народа и благосостояние государства всегда будет впрямую зависеть от наличия или отсутствия любви к Богу и человеку у каждого из граждан".

И, конечно же, не был забыт в разговоре и старец Николай с острова Залита, у которого бывал митрополит Филарет...

- Мы и сейчас с ним переглядываемся, - сказал владыка и кивнул на фотографию старца, стоящую среди икон.

Действительно, старец смотрел с фотографии прямо на нас...

На прощание владыка подарил нам свою книгу "Богословие добрососедства". Я открыл её и сразу же наткнулся на заключительные слова из "Библейского слова о строе жизни": "Сейчас многие примеряют на свою жизнь и на историю нашего Отечества иноземные шаблоны, измеряют бытие чужими мерками и увлекают на пути чуждые... Это безрассудная и бесплодная суета, потому что "заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и недалека. Она не на небе... и не за морем... но весьма близко к тебе слово сие; оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его (Втор. 30: 11-14)".

С такой же простотой и мудростью говорит митрополит Филарет и о самом непостижимом - о Пресвятой Троице.

"Каждое из Лиц имеет своё особое уникальное "место" в Божественном бытии, но это "место" - не "собственность", не "крепость", но - "окрестность", "соседство"; лучше сказать - "добрососедство". Через это представление о "соседстве" - в смысле общения как личного "взаимопроникновения" соседствующих - преодолевается опасность понять различие Ипостасей как разделение в Божественном Единстве"...

И, наверное, можно сказать, что и вся книга "Богословие добрососедства", выпущенная в минувшем году в Киеве, это преодоление опасности понять различие как разделение...

И не только своей книгой, но и всей архипастырской деятельностью, митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Высокопреосвященный Филарет преодолевает опасность понять различие как разделение...

 

Холодный ветер Хатыни

22 марта наша Церковь празднует память сорока мучеников Севастийских.

Хатынь

 

Шестьдесят один год назад, немецкие каратели выбрали именно этот день для уничтожения белорусской деревни Хатынь. 22 марта 1943 года фашисты сожгли здесь 149 человек. Едва ли можно объяснить этот выбор случайностью.

Мы знаем сейчас, что Великая Отечественная война была не просто войной Германии и СССР, не просто столкновением коммунистической идеологии с фашистской, но ещё и (а, вернее, прежде всего!) войною оккультного Третьего Рейха с Православной Русью.

И в трагедии Хатыни, помимо цели устрашения, просматривается исполнение фашистскими палачами некоего страшного оккультного действа.

Но Бог поругаем не бывает. Воистину, только Божиим Промыслом можно объяснить, что в Белоруссии, превращённой в первую атеистическую республику Советского Союза, среди 186 сожжённых немцами деревень, в качестве символа была выбрана деревня, уничтоженная именно в день памяти сорока мучеников Севастийских.

Именно здесь был воздвигнут Мемориальный комплекс, здесь было устроено кладбище сожжённых немцами белорусских деревень. А скоро, как говорил нам митрополит Филарет, здесь будет воздвигнута и часовня.

Сооружение её, по-видимому, и завершит ту мистическую борьбу православной веры с оккультным злом, которая завязалась здесь шестьдесят лет назад, когда каратели начали сгонять в сарай на краю деревни безвинных страдальцев - женщин, стариков и детей...

А пока пронизывающий холодный ветер гуляет на Хатынском поле, завивает серую позёмку возле бетонных труб сгоревших домов.

И укрыться от этого ветра нашей общей беды, от этого холода нашего общего горя, которого и для двух народов слишком много, можно только вместе...


Беларусь

Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU