Для тех, кто любит Россию

Меньшиковские
чтения

Михаил Осипович Меньшиков

Оглавление

Дневник 1918 года и письма М.О. Меньшикова

Дневник 1918 года

Михаил Осипович Меньшиков

Часть I    Часть II    Часть IV
Часть V    Часть VI    Часть VII


Часть III

 

 21/III-3/IV, 7 ч. утра. Давно проснулся, свежий и здоровый, но почему-то не хочется ни писать, ни читать. Проснулся и милый Мика и тотчас ухватился за книжку. Пока еще не кашлянул ни разу! Вчера испугали волдыри и отек лица, я думаю - просто крапивная лихорадка или зуд от скипидара, к-рым и терли и поили с молоком. Мика, если сохранит его Господь, обещает быть неглупым и оригинальным человеком, но боюсь за характер, в к-ром как бы не проснулись кое-какие родовые черты. Впрочем, надо брать и себя, и людей, какими созданы и лишь бережно отсекать худшее и прививать лучшее.

В браке нашем с М. В. кроме дурного наследства в своей крови мы и наши предки оставим детям кое-что и хорошее. А именно: трудолюбие, трезвость и талантливость, любовь к детям, бережливость, физическое, относительное здоровье... Долголетие - дед и бабушка Поль, прапрабабка - Дарья Меньшикова (115 лет), прабабка Шишкина (за 70 лет).

К сожалению, кроме плюсов, перейдут и минусы - особенно тяжелые в области характера. Повышенная раздражительность от отца и матери, обидчивость, грубость, несдержанность. ...Особенно страдали этим оба деда - Владимир и Иосиф, а также Шишкинская порода. Те же ветви могут передать нетрезвость и наклонность к табаку. Еще мечтательность, непрактичность, житейская трусость, недоверие к своим силам (все это мое).

22/III-4/IV. Вчера ходил к Цауне - он дал записку Андрею Яковлевичу о прокопке канавы вокруг дачи. Обещал заплатить после 1-ого. Получил пакет от Военно-революционного штаба: "Гражданину Меньшикову. Военно-революционный штаб предлагает гр. Меньшикову отвести помещение в его доме Приюту беженцев, т. к. Начальник Гидротехнической части займет дачу Георгиевского". Отправился опять к Цауне, тот дал справку, что до окончания эвакуации помещение очищенно быть не может. Зашел к Бодаревским - оказывается и их тоже выселяют. К начальнице Приюта - она ни за что не хочет выезжать, на нашей даче ей неудобно и далеко от рынка. Зашел в Военно-революционный штаб и написал на обороте их приказа: "Не противясь означенному на обороте распоряжению, должен указать, что 1) начальник Гидротехнической части не имеет ни намерения, ни надобности занимать дачу Георгиевского, так как помещается в доме Якунина, как он заявил мне, и 2) что начальница Приюта беженцев, по осмотре моей дачи, нашла ее совершенно неудобной, о чем доложит Военно-революционному штабу лично".

Очень устал, а вечером пришел молодой Ильтонов и сидел безбожно долго. Сегодня серенькое утро.

Что-то мой бедный Володя? Что Яша? Тревожусь за них очень, особенно за Володю. Не обмануло меня предчувствие - настойчивое желание, чтобы он приехал и жил с нами. Старик, никуда негодный, как я, инвалид. Устроить бы самую бедную берлогу и доживать век на берегу озера, еще немножко любуясь солнцем и бегущими по небу облаками. Жизнь прошла, безобразно-милая, единственная, неповторимая. Остатки - сладки,- чем? Воспоминаньями, переживаньями былого и возможного. Переживаньями чего не было, но могло бы быть. Ей-ей, мечта не ниже действительности, если мечтает не слишком глупый и не слишком подлый человек.

Сегодня шли по берегу с И. И. Палферовым и вели спор: что делать интеллигенции русской, столь жестоко обманувшейся в своем народе? Хочется бежать, бросить эту смердящую злобой и бездарностью породу людей, которая пожирает самые зародыши своей цивилизации, не имея способности дать им рост и развитие. Гиблый край! Не ко двору России то прекрасное и святое, ради чего человечеству стоило жить! Не по нашему климату светозарные олимпийские музы! Кроме всех иных потерь народу нашему угрожает уже после войны истечение самыми ценными соками своего тела, истечение нервной жидкостью. Отхлынет из России образованное дворянство и дипломированная интеллигенция. Разбегутся по белу свету большие таланты и большие характеры. Все человеческое "большое" не кстати маленьким человечкам нашей расы. Собственно бегство всего крупного из Скифии началось давно, в эпоху Анахарекса 66, а у нас, вероятно, еще до Курбского 67 и Котошихина 68. Самая ткань истории нашей в значительной степени ткалась разными родами бегства от жестоко-глупой внутренней политики. Колонизация наша объяснялась не столько плотностью населения и теснотой, сколько удушьем бытовых отношений. На первой странице истории, как пророческое проклятье, записана необходимость для наших предков бежать за море к варягам и просить своих врагов, только что прогнанных: придите и спасите нас от нас самих! Погибнем от беспорядка - при всем обильи. Придите и поработите нас! В последствии целые сословия беглецов из внутреннего плена - новгородская вольница, казачество, раскольники, беглые батраки (голь перекатная), нищие, отшельники и проч. - целые потоки населения расползались на все четыре стороны света, прячась в лесах, пустынях, степях, причем сколько перегибло людей от суровой природы, зверей и враждебных соседей! На нашей памяти народ спасался массами в "Китайский Клин", а образованное дворянство массами же выселялось в Европу, куда увозило свои капиталы и образованность. До этой войны чудовищно нарастала эмиграция в Германию (на работы), в Соед. Штаты, в Канаду, в Аргентину и даже в Австралию! Нет сомнения, что как только окончится война и затихнет бунт народный, останется такая бездна недовольных, что все сливки народные сольются в чужую чашку. Разгром зачаточной культуры отодвинет нас опять на столетие назад. "Товарищи" воображают, что нашли какой-то философский камень в лозунге социализма, но они ошибутся жестоко. Это не философский камень, превращающий вещи в золото, а адский камень (Lapis infernalis), все сжигающий, наводящий ржавчину. "Пролетарии всех стран, соединяйтесь", составьте грозную лавину, обрушьтесь на буржуазию, т. е. на все культурное, красивое, богатое, и вы легко все это превратите в безобразное и нищее. Отняв богатство, вы его не приобретете, а уничтожите, ибо богатыми нужно родиться, как просвещенными. Если вы отнимите богатство от тех, кто способен наживать его, то вы этим вообще отнимите богатство у общества, ибо неспособные наживать способны только проживать.

23.Ill-5.IV. Именинница Лидочка 69 и та, в честь к-рой она названа. Бедное существо, утомленное страданием, автор легкомысленной "Мимочки". 61 год, матери и обе "генеральши", дочери и внучки генералов, висят над пропастью нищеты, над пропастью голодной смерти. Стародворянский, глубоко верующий, нравственный, честный слой, но слабый, беспомощный, беззащитный. Изменили идолы самодержавия, подобные бутафорским кремлевским башням,- красивые, высокие, величавые и... совсем никому не страшные. Изменили идолы православия, подобные кремлевским куполам и колокольням - отжившая кристаллизация народного духа ввысь, сталагмиты мертвые, поднимающиеся к пустым небесам.

Изменили идолы народности, все эти Минины, Сусанины, Платоны Каратаевы, Власы, Савельичи и пр. и пр. Милое дворянство наше прозевало великую химическую реакцию народного духа с наводнением новых бунтовских идей. В XX веке русский народ - народ, да не тот. Лучше или хуже - другой вопрос, но все же это другой Федот,- не Пахомович, а Либкнехтович по батюшке. Да, вы правы,- на базарах народ по-прежнему и кажется еще хуже сквернословит: буквально через два слова в третье у него х... или е...м..,- до того обнищало воображение выродившейся породы, что ругательство обратилось в какой-то алгебраический знак, вроде X, заменяющий всякое недостающее понятие или слово. Народ одичал, это верно,- но, стало быть, он изменился против того культурного уровня, на котором стоял в крепостные времена. Он потерял поэзию веры, мораль, философию старой патриархальной власти, вежливость всех этих дисциплин и ум, свойственный всякому сложившемуся в веках стилю. Стиль есть красота, и в красоте - максимум осуществленного природой ума. Все это простонародьем растеряно - и что же осталось? Первобытный дух праздности, уныния, любоначалия, празднословия, сладострастия, озлобленности. Этот демонический многочлен называется свободой. Что тут уже ни запаха не осталось от розового масла идеализма и героизма, показывает громогласное заявление большевика Лашевича 70 в цирке Чинизелли 2 апреля н. с.: "Свобода печати, свободы личности, свобода собраний - все это буржуазные предрассудки. Мы от этого отрешились. Мы прямо признаем, что если нам не желают подчиняться добровольно, то мы употребляем для этого силу". Коротко и просто! Тирания умерла, да здравствует тирания! Во вчерашней газете прочел в статье "Genius Loci" какого-то П. А. сравнение "Новой Жизни" с "Новым Временем". Сходство будто бы поразительно при полярной противуположности. "Новое Время" была газета бюрократическая, "Новая Жизнь" газета пролетарская. "Новое Время" проповедывало узкий племенной национализм, "Новая Жизнь" купается в волнах безбрежного космополитизма, в "Новом Времени" писал Меньшиков - это пугало русской передовой интеллигенции, в "Новой Жизни" придается несвоевременным размышлениям М. Горький - недавний обожаемый кумир той же интеллигенции. Из этого узнаю в посмертном теперешнем существовании, что я был когда-то "пугалом русской передовой интеллигенции". Ну, что же? Не знаю, как чувствует теперь себя в глубине совести обожаемый кумир той же "передовой интеллигенции", но там - в глубине совести - мне не стыдно. Кажется, я вернее М. Горького разгадал истинное существо "русской передовой интеллигенции". Оно именно теперь дозрело до формулы Лашевича, комиссара по продовольствию петроградской коммуны. Тирания - pus sang (Гнилая кровь (фр.).), только снизу.

Вечер. Сегодня на базаре столкновение крестьян с Красной гвардией, стрельба, бегство крестьян по озеру вскачь на дровнях, погоня за ними на дровнях же солдат с винтовками. Встретил испуганную Иришу 71, вице-губернатора Косаговского, дьяконицу - советывали не ходить: пальба на рынке. И в самом деле, слышались выстрелы. Я насчитал их восемь. Крайнее возбуждение крестьян, особенно баб. Видел, как вели арестованных, но в общем кажется все успокоилось довольно быстро.

24/6. Инженер Донианц у нас. Он, как и Нечаевы, как и Птицыны, как м. б., и я, и все мы немножко заражены социализмом, ибо инфлуэнца обходит всех. Одни страдают тяжко, другие - слегка. Сами буржуа и только потому маленькие капиталисты, что не умеют сделаться большими,- мы называем социализм слишком идеальным учением, смешиваем его с христианством и пр. Мне хотелось бы обстоятельно продумать, да правда ли это? Правда ли, что природа богатства такова, как кричат социалисты? Сложность вопроса в том, что природа соткана из контрастов и даже в явной неправде непременно есть частичка правды. Я себе рисую богатство и бедность так: человечество состоит из а) людей, органически неспособных накапливать богатство,- их большинство, б) способных к этому в малой степени - их меньше и в) очень способных. С каждым объемом способности приобретения и удерживания, люди рождаются и если бы человечество, подобно животным, состояло только из людей 1-го типа, то не было бы богатых: все были бы нищими. Лев такой же пролетарий, как ягненок, ибо каждый день вынужден идти на работу. Лишь очень немногие животные делают маленькие запасы - в своих норах или под своей шкурой в виде жира. Такие запасы делают и растения. Если бы человечество не вышло из этого Царства Божия, из натуральной эры хищничества - паразитизма, то не было бы ни богатых, ни бедных. Легко видеть, что не было бы никакой цивилизации, ибо вся она целиком есть продукт накопления энергии к определенным целям и продукт повышенного питания тех или иных органов. Человек, имеющий две стрелы вместо одной, имеет вдвое больше шансов на охоте, а кто имеет сотню стрел - в сто раз больше. Утраивая добычу, он утраивает свой досуг, к-рый позволяет ему направить внимание не только на пищу, но и на одежду, и на обстановку. Чтобы заготовить две стрелы вместо одной нужно родиться с удвоенной потребностью приобретения. Вот эти редкие люди с повышенною волей к захвату и есть истинные основатели цивилизации. Они прирожденные богачи, богатыри. Боги. В то время как остальные люди более или менее равнодушны к вещам и проводят жизнь в цинической бедности, не замечая ее, богачи приобретают к себе безотчетно все, что плохо лежит - и насилием, и трудом, и хитростью, и торговым обменом, и торговым обманом. Общество принимает такой вид:

Среди бесчисленного множества черных точек, прирожденных пролетариев, не притягивающих к себе ничего лишнего, попадаются светлые кружки и круги. Это приобретатели, капиталисты, богачи. С первого взгляда похоже на то, как будто они отнимают что-то у общего пользования и стесняют его. Но так ли это? Если внимательно всмотреться в жизнь богачей, вы увидите, что из большого объема "А" богач лично потребляет лишь небольшую частичку "а", немногим большую тех темных пролетарских точек, которые его окружают. Все остальное содержание богатства "А" - "а" остается неистраченным. Спрашивается, что же с ним происходит? Лежит ли оно в виде мертвого капитала, не действующего и как бы вынутого из общества навсегда, т. е. навсегда потерянного? Да, иногда так бывает, но чаще - иначе. В расстроенном анархией или извращением власти обществе богач иногда вынужден прятать капитал, вынимать его из дела. Спрятанные в земле или в тайных складах сокровища похожи на груды золота в трюме потонувшего корабля или на золото в толще горы. Богатство в этом случае убивается, перестает быть богатством - ив полезном своем значении, и во вредном. Иное дело в обществе, где обеспечена свобода действий в пределах права. Тут капитал "А" - "а" не прячется и не тратится самим приобретателем, а весь идет на общественную работу, на социализацию человеческого труда. Движимый прирожденным талантом приобретения, т. е. притяжения вещей, капиталист ставит все более и более крупные цели, для достижения которых личных сил у него не хватает. Он обращается к Пролетариям и говорит: у вас по одной стреле - приходите ко мне, я вам дам по три. Вам нечем накормить свою семью - у меня есть запасы, и я ими накормлю ваши семьи, но сегодняшний день ваш отдайте мне. Пойдемте артелью на охоту, и половина вашей добычи - мне. Согласны?

Потолковавши между собою, соглашаются, ибо выгоды несомненны. Три стрелы обещают тройную добычу, из которой отдать половину,- все же останется себе в полтора раза больше обыкновенного. Большой капиталист, увлекая пролетариев в массовую, сосредоточенную работу, во 1-ых, заражает их, хоть немного, духом приобретения, разрушая мертвое безразличие, во 2-ых, заражает их духом действия, тренирует их силы, в 3-их делает их богаче и повышает уровень потребностей, расширяя душу, в 4-ых, достигает общеполезных целей единоличными силами недостижимых. Если сразу вся община дикарей, вооруженная втрое лучше, нападает на хищных зверей, скажем, волков или тигров, то получается благодетельный для всех результат: местность очищается от непобедимого дотоле врага. Вот первый акт социализма и первая победа его: капитал собрал общие силы для общей цели и достиг ее. Капитал соединил разрозненную толпу людей в общество.

Если заглянуть в историю происхождения аристократии, то вы увидите, что она начиналась с капитала: титул барон происходит от слова "bar", скот; князь происходит от слова "конь" (конязь); кавалер - от "caballo", кобыла. Обладатель лошади утраивал способности нападения и бегства, становился капиталистом силы, рыцарем, дворянином. В наших летописях дружина княжеская живет на средства князя, он их кормит, одевает, вооружает. Охота и война - первые выступления социализованного капиталом общества, но то же происходит и в области мирного труда. Несомненно, вслед за хищными и пушными зверями и за богатыми соседями, князь, управляющий социализованной группой, именно дружиной, нападал и на мирных пролетариев, отнимая у них все лишнее. Наши древние "полюдья", собиранье "дани" были третьим актом социализма (после охоты и войны).

Пример Игоря свидетельствует, что это был грабеж, вызывавший иногда отпор, чисто революционный. Спрашивается, почему народ в общей массе покорялся князьям и целыми столетиями терпел их иго? Причин было много, и едва ли главною была та, что князь ходил за данью с дружиной. При тогдашнем вооружении, когда бились палицами (т.е. палками), топорами, стрелами, копьями, простонародье было вооружено не слишком хуже бояр-дружинников. Пользуясь засадами в лесах и болотах, население, если бы захотело, могло бы быть неприступным для небольших тогдашних дружин. Судя по летописям, простой народ не только довольно охотно подчинялся князьям, но замученный анархией, иногда сам призывал варягов, даже из-за моря (заморский товар и тогда был лучше туземного). Князья не только брали дань, но взамен ее кое-что и давали ценное, часто неоценимое, а именно: суд по праву. Князья по жалобе населения в силах были окружить дружиною своею гнездо какого-нибудь насильника, Соловья-разбойника, и скрутить ему лопатки, а не то и повесить.

Третий акт социализма после охоты и войны - охота внутренняя на преступников и тех мелких капиталистов, против вредного засилья которых мог бороться только крупный капитал. Маленькая власть почти всегда ядовитее большой, и вот Олег смещает Аскольда и Дира 72, к-рых население, по-видимому, не пыталось защищать. И еще была причина, по которой народ без большого ропота платил дань: в действительности она была призрачной. С пролетариев что возьмешь? Платили дань лыками, вениками, беличьими или куньими шкурками, т. е. дешевым товаром, к-рого в тогдашней деревне было много. С богатых брали побольше, но и богатые, отдавая часть богатства за безопасность от воров и разбойников, за обеспечение торговли и промыслов, считали себя в барыше.

Четвертый акт социализма - организация именно этой торговли и промыслов. Вспомните культурные походы княгини Ольги на север, устройство ловитв, погостов, т. е. торговых пунктов. Капитал притягивал к себе товары, сооружал речные флоты, собирал охрану их и вел их по великим торговым путям, проторенным греками, варягами и арабами.

Пятый акт социализма, оборудованного капиталом, было создание религиозного культа, точнее перенос из-за границы тогдашней наиболее совершенной (с внешней стороны) веры. Наши языческие предки - пролетарии не умели соединиться ради идеальных целей, столь философских, как бессмертие и царство Божие, царство правды. Капитал в лице тогдашней монархии и аристократии перенес к нам из Византии церковь, общество верующих. Появились храмы, до того не бывшие, т. е. места общественных собраний. Появились жрецы, священники, передававшие какую-то неведомую народу мудрость. И до христианства у народа была зародышевая вера, но, по-видимому, она была крайне хаотическая и ничтожная,- иначе она не уступила бы византийскому православию. Вместе с отрицательными сторонами византизма в быт народный православие внесло такие бесспорные ценности, как учение о любви к людям, о прощении, мире; взаимопомощи, смирении, кротости, терпении, воздержании и пр. и пр. Христианство, как воздух, нужно судить не по излишним и вредным миазмам, а по чистому кислороду духа, к-рый в нем заключается. Этот кислород - нравственная самодисциплина, утверждение свободы от дурного и подчиненности хорошему. Нельзя же думать, что наиболее одаренные в человечестве расы, мечтавшие о божестве в течение тысячелетий, не внесли каких-то высоких и окончательных истин в понятие о человеке: каким он должен быть, чтобы быть достойным существования. Вы скажете: создавали христианство не капиталисты, а пролетарии, и у нас в России лучшие представители православия - отшельники и старцы - были пролетарии же. Правда! Но эти пролетарии так и остались бы неведомыми человечеству, если бы не покровительство капитала в лице государственной власти, строившей храмы и монастыри.

Итак, создание безопасности от а) диких зверей, б) враждебных соседей, в) преступников, образование аристократии, государственности, церкви и просвещения - вот плоды капитализма еще на заре истории. Но главным делом капитализма было, конечно, упрочение его самого, т. е. сосредоточение народных сил под единой властью. Для этой цели были разные пути; главных - два: политическая тирания и экономическая тирания.

Абсолютный тиран единственный хозяин жизни и имущества всех своих подданных. Отдельные тираны сражались и до сих пор сражаются за мировую власть, но до сих пор примера такой власти не было. Даже в черте порабощенной нации подобная власть абстрактна: в действительности и жизнью, и имуществом своим пользуются отдельные подданные, жертвуя лишь частичкой своих благ в пользу монарха.

То же и в области экономической тирании. Отдельные миллиардеры и тресты борются за мировое, если возможно, экономическое владычество, но не достигают ни мирового, ни даже районного. Навсегда остается основным законом то, что богач владеет в действительности лишь тем, что он лично потребляет (по арабской пословице: что истратил, то имел, что сохранил, то потерял). Отрицательная власть капитала не выходит из предела "а", остающегося более или менее постоянной величиной. Если бывают расточители, разматывающие миллионы, то это мотовство представляет не здоровое состояние капитала, а больное. Он разлагается и распадается на части, как машина, из которой вынут основной винт. Когда в капиталисте исчезает жажда приобретения, он в тот же момент перестает быть капиталистом и становится пролетарием. Безумное разбрасывание денег свидетельствует о том, что в данной точке явление капитализма окончилось: вихрь энергии, собиравший смерч богатства, рассыплется. Подобная катастрофа по существу близка к евангельской раздаче своего состояния нищим. Если пролетарий ненавидит аристократа и капиталиста за то, что тот швыряет сотни рублей цыганкам, десятки рублей лакеям на чай, тысячи рублей проституткам и т. д., то лишь потому, что завидует его удовлетворенной похоти. В действительности перед завидующим пролетарием - такой же пролетарий, только случайно возбуждающий зависть. Оба неспособны собрать богатство, а только расточить его. Вы скажете, что пролетарий еще больше ненавидит скупого капиталиста, хотя бы он работал как вол для увеличения своего капитала. Ненавидит - да, но здесь роковое недоразумение. Пролетарий просто по невежеству своему не понимает природы здорового, накапливающего капитала. Ведь если всмотреться в суть дела, вы увидите, что такой нерасточительный капиталист работает не для себя, а для народа. Он вкладывает весь капитал в производство (я не рассматриваю здесь биржевой игры - это опять-таки не здоровая функция капитала, а болезнь или скорее несчастье, противное природе капитала).

25/6. 6 ч. утра. Производство общеполезных вещей, т. е. имеющих возможно более широкий и неистощимый сбыт. Легко понять, что капитал работает преимущественно на демократию, на удешевление продуктов, на приобщение широких масс народных к потребностям культурного рынка. Разве это не благодетельная роль капитала? Разве, говоря по совести, он не является Мессией, притом - единственным Мессией, выводящим злосчастное человечество из трясины варварства, цинической нищеты, грязи, голода, заразных болезней и невежества? Да, и невежества, ибо оба момента капитала - труд и продукт - в высшей степени просветительны. Труд при помощи гениальных машин раскрывает природу материала, т. е. материи. Продукт раскрывает возможности, т. е. самое содержание разума. Всякий - даже крестьянский - труд составляет лучшую школу развития, тем более разнообразный технический труд.

Так вот, истинное призвание капитала - обслуживать народные массы, обслуживать ту ферму, к-рая называется земным шаром.

"Капиталисты работают для наживы",- говорите вы. Да, но нажива-то куда идет? Опять же в капитал, который увеличивая себя, увеличивает свою работу, полезную для человечества. Может быть и самому капиталисту кажется, что он работает только для себя, как кажется это и Вам, но и Вы, и он - ошибаетесь: исследуйте беспристрастно, кто пользуется работой капитала,- вы увидите, что пользуется народ. Капиталист трудится часто как каторжник, не доедая и не досыпая, чтобы довести производство, скажем, свечей и спичек до колоссальных размеров. Но кто же пользуется этими свечами и спичками? Миллионы простых людей. Сам богач довольствуется одной свечой и одним коробком спичек, ибо больше ему и не нужно. "Да, но он собственник капитала, он может с ним сделать, что хочет". Да так ли? Правда ли? Точно ли это так?

Собственник реальный тот, кто пользуется вещью, в данном случае - народ. Именно пролетарий, купивший свечку и спички, делает из них то, что хочет, хотя и его воля связана природой вещи, т. е. способностью свечки гореть, а спички зажигаться. Точно так же ограничена и воля капиталиста - природою капитала, способного 1) нарастать, 2) работать на общую пользу. Чистая иллюзия, будто капиталист "может делать с капиталом, что хочет". Он может делать с капиталом только то, что капитал хочет - и ничего более. Если капитал в спичечной фабрике, то он только и может делать, что спички. Если капитал в земле, то он только и может делать, что хлеб. Если в скотоводстве, то скот и т. д.

Иллюзия самодержавия капиталиста совершенно та же, что иллюзия политического самодержавия: капиталист - монарх, который более связан природой подданных, чем они сами. "Да, но все-таки капиталист - монарх, все-таки он имеет хотя бы иллюзорные, но права на капитал, право увеличения, направления, рассеяния, уничтожения капитала",- скажете вы. Верно, но исследуйте, насколько это право призрачно и насколько реально. Толкаемый иллюзией собственности, капиталист, конечно, делает все для благополучия своего капитала, для нарастания его. Но всегда ли удается ему это - большой вопрос. А когда удается, то не должны ли мы, посторонние, быть только благодарны капиталисту за его усилия, повторяю, нередко каторжные, обеспечить благополучие капитала? Ведь это наша общая машина! Она работает для нас. В каком бы направлении ни работала (т. е. спички или кружева или консервы и т. д.) - она работает для нас. И накапливаясь, и распадаясь капитал не выходит из службы обществу.

В подлинной действительности дело так стоит: в течение столетий случайным (если есть случайность) подбором пород вырабатывается характер, направленный на приобретенье. С ранних лет он обнаруживает, как и все ясно выраженные характеры, нечто маниакальное. Какой-то дух, какой-то особый бес толкает его на неутомимую работу в одном направлении. Крайне повышенное внимание, крайне подтянутые нервы, способность или мыкаться с утра до ночи по огромному району, или сидеть в конторе за отчетами. Ненасытная какая-то страсть к своему "делу", конечный результат которого тот, что спички дешевеют в двадцать раз, свечи - в десять раз и т. д. Казалось бы, вместо того, чтобы проклинать эту породу капиталистов, следовало бы оберегать ее, как драгоценный продукт природы и если можно - разводить, как породу скакунов или тяжеловесов. Она нужна человечеству, эта порода. Богач действительно есть богатырь духа, если он приобретатель, а не расточитель богатства.

Мне скажут: "Вы забываете, из чего накапливается богатство. Оно накапливается из трудовых крох, из прибавочной рабочей платы, из народного пота". Ну так что же, отвечу я. Именно из этого капитал накапливается, и это вполне естественно. Капитал есть складчина рабочих масс - и такой складчиной остается. Капиталист лишь номинальный владетель капитала, а действительным владетелем всегда остается производящий и потребляющий люд. Если что-нибудь есть антисоциальное в жизни капитала, так это волчья зависть пролетария к капиталисту. "У-у, кровопийца",- шипит пролетарий, провожая зелеными глазами автомобиль хозяина, где сидят нарядные его дочки. Но почему же кровопийца он, а не вы? Если подсчитать точно, то он больше работает для вас, нежели вы для него. В этом автомобиле может быть всего одна тысячная вашей копейки. Все остальное ваша прибавочная плата - в капитале, который общий, ибо работает на всех - и в том числе на вас. Да кроме того, капитал, управляемый капиталистом, даст вам заработную основную плату, позволяющую вам жить прилично (все же приличнее, нежели в курных избах и шалашах ваших предков).

Вы хотели бы лучших условий и вправе хотеть их. Но лучшие условия создаются повышенным трудом, повышенным производством, дальнейшим удешевлением продуктов, т. е. дальнейшим нарастанием капитала. Рабочий скажет: "Мы прекрасно понимаем выгоды капитализма как массового производства и разделения труда, но мы хотим захватить капитал в свои руки. Если капитал общая машина, так пусть же и юридически она будет общей. Долой Ротшильда!" Я не питаю никакой нежности к Ротшильду и его расе, но должен посоветовать осторожность в отношении к природе. Ротшильд не сам явился, а выработан природой. Именно природа поставила его в центре завивающегося вихря богатства, какою-то мистическою точкой, без которой нет круга. Я боюсь, что если вы выдерете из спины позвоночник, как бы не рассыпалось все тело.

Доказано ли, что толпа людей может заменить одного руководителя? Доказано ли, что армия может сражаться без вождя или не подчиняясь ему? Доказано ли, что стадо может пастись без пастуха? Мне кажется, что это не доказано. Наоборот, доказано, что в руках Суворова тот же человеческий материал действует иначе, нежели в руках Совета солдатских депутатов. Я думаю, природа знает, что делает, когда создает два резко различающихся человеческих типа: хозяина и работника. Большинство - работники, меньшинство - хозяева. Вместо глупейшего раздора между ними необходимо согласие, вот и все. Что же делать? Т. е. что следует делать вместо разрушительной войны всех против всех? Я думаю, все благоразумные люди должны стараться не мешать природе, а помогать ея благим намерениям. Если она создала тип хозяина, то и нужно оберегать его, как такового. Рабочие должны зорко присматриваться к своему хозяину: подлинно ли он хозяин. Работает ли он, как вол, от зари до зари? Каким бы демоном, какою бы страстью ни руководился он, но вкладывает ли он всю свою энергию и весь свой гений в свое хозяйское дело? Настоящий ли он капиталист? Если да, то нужно помогать ему всемерно. Он - основной двигатель общерабочей машины.

Но если хозяин - лентяй, мот, фантазер, равнодушный к капиталу, тогда вон его! Он - плохая пружина, плохой рычаг, ведущий к катастрофе. И к себе рабочий должен присматриваться зорко, действительно ли он рабочий? Действительно ли он вкладывает максимум сил в единицу времени? И если да, то имеет право требовать того повышения заработной платы, какое может выдержать производство. Но тут есть одна роковая опасность. Пока хозяин настоящий хозяин, он подвижник своего труда и живет как подвижник, довольствуясь малым, очень малым. Когда работник настоящий работник, он тоже подвижник и тоже довольствуется малым. Остатки и у хозяина, и у работника идут на сложение общей гигантской машины - капитала. Но вот ужас, когда и хозяин и работник делаются не настоящими, когда они начинают думать не о труде, а об отдыхе, тогда сразу перестраивается весь ход вещей. Дух приобретения уступает место духу расточения. Хочется тратить, тратить, тратить. В сознании и хозяина, и работника падает ценность денег и вещей - их хочется разбрасывать, не считая. И это делается иногда с такою же страстью, как накопление. Завивается какой-то обратный вихрь - вроде атмосферы антициклона. Центробежная сила сменяет центростремительную и богатство рассеивается, как дым. Только тогда рабочие догадываются, что разорен не только хозяин, но и они, работники. Нет организующего труд капитала, нет и труда. Силы есть, а приложить их не к чему. От бездействия они глохнут, вырождаются. И вместо подчас общего - благополучия наступает самая жалкая и первобытная нищета...

8 ч. утра. Пишу "для разгулки времени" - лишь со слабой надеждой, что когда-нибудь это пригодится как материал. Пишу потому, что я капиталист мысли и работник слова. В действительности же вот что: вчера пришел инженер Прокопов Леонид Андреевич - принес бумагу, захватывавшую нашу дачу после Гидротехников ("с соответствующим вознаграждением" - неизвестно, каким). Когда я сказал, что мы ограблены казной и до такой степени, что мне приходится искать работы, хотя бы простого писца, он предложил мне подать прошение в их управление. Я тут же и написал его. Возможно, что мне найдется работа здесь же, под своею крышей, на 300 р. в месяц. Это было бы чудесно! Под Благовещенье - благая весть. Вчера открытка от Володи - жив, известие об Яше - жив! Слава Тебе, подающему нам жизнь!

26/8. IV, 8 ч. утра. Странствуем по пустыне времени как отдаленные предки странствовали по пустыне пространства: на каждом шагу что-нибудь неведомое, опасное, иногда чудовищное. Первобытная грызня за существование. Люди-звери вместо людей-братьев. А еще так недавно и пустыня времен была культурно заселена племенем на тысячи, на десятки тысяч верст кругом. И завтра... через месяц, и через год вы могли быть уверены встретить по любому направлению, как в пространстве,- мирный, обеспеченный порядок, всюду благосклонный прием и, в пределах вашего кошелька, все виды счастья. Разве это не сама справедливость, когда человек оценивался именно его кошельком, т. е. суммою труда, им или его предками вложенного в общество. Неужели справедливее теперешний порядок, когда сильный без разговоров раздевает слабого, снимает с него всю собственность, как охотник шкурку с пушного зверя?

В старом порядке кроме кошелька, в виде небесного корректива к нему, было еще Христово имя, оценивавшее человека не содержанием кошелька, а пустотой его. "Кто голоден, кто жаждет, кто в темнице, кто в больнице, тот и есть ближний, и ради имени Христова я обязан раздеть себя". Не ближнего, а себя в пользу ближнего. И этот великий корректив все же действовал, боролся с одичанием сердца.

Я не знаю, долго ли мы останемся в новом строе, т. е. в расстройстве древнего, органического порядка. "Товарищи" разрушают единственный благодетельный вид социализма - социализм-аристократизм, заменяя тончайшее органическое строение общества мертвым механическим. И организм-машина, но вся сотканная из парадоксов: из воды, белка, масла, чуть-чуть угля, фосфора, железа, натрия, кислорода и электричества. Что-то невероятное, но оно-то и есть действительность. Мы не знаем, что такое вода, белок, жир, уголь, фосфор и т. д. Может быть это не плоть, а дух или отдельные духи, т. е. боги. Общество живое подобно живому телу - должно слагаться игрою живых стихий, а не по топорному плану каких-то недалеких фантазеров. Социализм развивался правильно, пока во главе его были социал-аристократы, т. е. прирожденные капиталисты, организаторы трудового общества. Социализм гибнет теперь, когда органами смерти овладели социал-демократы, дилетанты социализма, неудачники - как все дилетанты. Как неудачники?!! - вскричат сто тысяч горланов,- это ли не удача, что мы захватили власть в величайшей империи мира? И такую власть, что никто пикнуть не смеет? Такую власть, что вы сами, г. писака, трепещете, доверяя свои мысли интимному дневнику? - Да, отвечу я сотне тысяч насильников: именно это и то обстоятельство, что "никто пикнуть не смеет", и составляет ваше банкротство. Ведь и при Павле I, и при Аракчееве, и при Бироне, при Иване Грозном, никто пикнуть не смел. Ужели же те эпохи можно назвать удачными? Сокровище народное - свободу, нажитую долгими веками, расхитить не трудно, как миллион, брошенный на дороге, но разве это "удача" в приличном смысле слова? "Подождите, мы введем идеальный порядок, когда не будет ни богатых, ни бедных, ни счастливых, ни несчастных". Не знаю, будет ли это вообще и будет ли лучше прежнего, но главное: докуда же ждать? Второй год революции и сплошное разрушение, грабеж, дележ, кутеж, похабная сдача победителю и насилование слабых сильными. Впереди ужасы тридцатилетней войны, голодная смерть, людоедство... Если не выручит какое-нибудь чудо... Боже Отец небесный! Пошли это чудо! Избави нас от глада, губительства, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани.

27.III-9/IV. Утро. Немцы, по-видимому, прорываются на Амьен с целью отколоть от Франции то, что им нужно, а именно - берег Pas de Calais до Гавра или до Диеппа. Высадили корпус в Гангэ и идут к Гельсингфорсу укрощать финляндскую революцию. Забрали Полтаву и Екатеринослав, приближаются к Харькову и Курску. Выбивают англичан из Палестины. По всем направлениям немцы работают, заканчивая вновь вылепленную великую Германию. Изнемогают от усталости, но все еще богатырски работают. С восточными дураками так сладились: "Вы пока нишкните, валяйтесь в кровавой грязи, зализывайте свои раны, наслаждайтесь похабным миром, дойдет и до вас очередь". Японцы и англичане высадились во Владивостоке, пока будто бы с полицейскими целями. Америка через год после объявления войны все еще занимается гомеопатией военной: задор большой, а шкуры жалко. Пишу - а в окно глядит солнечное весеннее небо, ласковое и тихое, лицо Отца небесного. Что же ты не защитишь? Вчера в газете прочел из речи Зиновьева (Апфельбаум?), что они, наша власть, продолжают быть "беспощадными" к буржуазии и свой "трижды священный штык не выпустят из рук". Он трижды священный потому, что мы беззащитны. Против немцев тот же ваш штык оказался трижды похабным, не так ли?

28 3/4, 6 утра. Водоноска наша уже побирается по деревням: обошла 20 верст и собрала 10 ф. кусочков. Сапожник купил пуд муки за 100 р. Птицына уверяла, что мешок 4,5 пуда продается за 500 р. Рассказывала (латышка) случай: солдаты отняли мешок муки у бабы. Она вернулась домой и сунула двух ребятишек в затопленную печь. Когда они обгорели, выкинула на улицу: делайте со мной, что хотите. Лучше самой их убить, чем видеть голодную смерть. Итак, голодная смерть уже здесь, она висит в этом бледном небе. Не сказка, не миф. Вчера у детей голова болела от засорения желудка: хлеб ужасный, с мякиной. Пришлось Лекушку уложить в постель, сделать клистир и пр. Глухое, слепое, немое время, израненное, хромое, безумное, голодное. Но какая-то сила жизни побуждает к спокойствию, к ожиданию конца операции. Близкого, потому, что не у нас одних, в народных массах просится вопрос: да стоит ли того старая независимость, мнимый суверенитет народный, чтобы защищать его ценой погибели? Если он привел к ней, он - ложь. Истина - в царстве Божием, в царстве братства. Обманула нас буржуазная свобода. Обмануло социалистическое равенство. Спрашивается, как осуществить братство, чтобы оно не было обманом? Придется взять что-то от свободы и что-то от равенства.

29, 1/2, 8 утра. Вчера у Подчищаловых вечером, бесконечные, тягучие разговоры об оладьях, о том, что будет, если к ржаной муке примешать овсяной, да немного гороховой, да можно ли смолоть овес на тройной мельнице, о рисовых котлетах на постном масле и проч. и проч. Душа ушла, утроба осталась и живет она одна.

Сегодня немцы должны быть в Гельсингфорсе. Французы высаживаются на Мурманск. Англичане и японцы - во Владивостоке. Турки в Карской области. Австро-германцы уже забрали всю Малороссию. Румыния - Бессарабию. Немцы - всю Польшу и Прибалтийский край... Разрушили империю Петра Великого и предоставили развалины народа самим себе. Резня в Бухаре, ужасающий голод в Туркестане, разобрана и истреблена среднеазиатская дорога... Вот что устроила нам главным образом милая Англия, втянувшая славянского дурака в мировую свалку. Чрезвычайно странно было бы при таком грандиозном крушении не погибнуть и моей семье, но в окно бьет небесный свет, солнце золотит деревья и крыши соседних домов и в сердце забирается надежда, чисто детская: есть Кто-то, бодрствующий над тобой, посылающий пути и выходы - пользуйся же ими! Только не противься! Довольно трудно провести гибнущих сквозь продолжительную и страшную катастрофу, в особенности если ты не воспользовался первым, самым счастливым выходом, а именно: еще в 1913 году обратить свои средства в доллары и фунты. Противился здравому смыслу и попал в отчаянное положение...

5 ч. дня. Солнце, весна, жаворонки, грязные вечно милые потоки по улицам. Ходил к Бодаревским - они уже выселились на новую квартиру. Мысль: если у меня был миллион, то потерял я не миллион, а лишь нужную для меня часть этого миллиона, т. е. 150 тыс. рубл. Остальные 850 тыс. были излишними, и я их не потерял, ибо в сущности (т. е. не пользуясь ими) не имел. Что касается 150 тысяч, возможно, что я не потерял их, если из моего состояния останется около этой суммы или я заработаю, чего не достает. Поэтому отчаиваться было бы глупо. Вторая мысль: уже год, как я вполне свободен от обязательной работы. Что если бы, поверив в Отца Небесного, оберегающего мою жизнь, я жил бы этот год без всяких страхов и тревог? Этот год мог бы назваться счастливейшим в моей жизни, ибо я был вполне господин своего времени (но не места). Не сделаю ли я и в будущем ошибки, терзаясь страхами за будущее? Все пройдет - и жизнь, наполненная радостью, и жизнь, наполненная печалью. Не лучше ли первая, нежели вторая? Не от себя ли зависит - следуя примеру птиц небесных - переживать каждый момент восторженно и благодарно перед Творцом, давшим жизнь? Если этот Творец - Мир, видимый и ощутимый, мои чувства к нему не менее благоговейны, чем если бы я стал разыскивать еще невидимого Бога. Изумительное ослепление: Бог перед глазами, и они еще кого-то ищут!

Как правы, гениально правы были отдаленные предки наши, молившиеся небу и земле и звездам и всем стихиям. Они реально чувствовали присутствие Божие - и не ошибались. А мы, культурные, слишком хитры и лукавы. Не зная мира и не понимая, мы ищем что-то еще более понятное - и творим идола невидимого, будто бы более божественного, чем видимое безмерно великое и могучее Все!

Смотрел на милое личико Гришутки, который в порыве жизнерадостности гримасничал. Олечка находит, что черты дедушки Поль 73 у Гриши начинают заменяться понемногу моими. Думал: чудо вечное - другой человек передо мною. Это действительно я, не подобие мое, а действительное мое я. Ведь подобие и есть тождество, если отбросить не существенное и держаться существенного. Все круги, какие есть на свете, в сущности один круг, а все Прямые линии в сущности одна линия. Стало быть все люди - мое я. Вот основание бесконечной любви к ним, прощения им, служения им, нежности и ласки... Род человеческий - вот мое истинное я. Все его печали - мои печали, все его радости - мои радости. Какая истина - любовь, какое извращение правды - злоба! То, что злобу мы питаем только к людям - в высшей степени знаменательно. Это злоба к самому себе, отрицание своего я, только какое-то страдальческое. Зачем оно, когда возможно и нужно отрицание своего я радостное и блаженное. Я думаю, период злобы в человечестве проходит: в нем последние муки рождения новой души нашей, зачатой во времена Будды, Зороастра, Христа.

31.III. Вчера зашел к Ильтоновым - старик П. вернулся, его комбинация рухнула, большевики в последний момент испугались заведения армии старого типа (т. е. с дисциплиной и чинами). Несчастный мой Яша опять теряет даже надежду найти место. А мож. б., он уже давно на месте, но не пишет мне ни строчки. Как будто скрывается, прячется, и даже Л. И. 74 пишет крайне глухо - "был", а что с ним - ни гу-гу. Ну, что же мне делать! Знаю, что крайне трудно, но и тут трудно. Ехал бы сюда, имел бы "кушетку" и стол, какой ни на есть.

Оглядываясь назад, всегда вижу, что предчувствовал верно, видал издалека, соображал отчетливо, но только мешкал в последнем решении, чисто практическом и эгоистическом. Не хочется себя терзать бесплодным раскаянием, тем более, что личные мои ошибки до того связаны с мировою и общенародною катастрофой, что по справедливости и моя оплошность заслуживает снисхождения.

Сейчас серое утро, а последние два дня солнечные, почти жаркие, снег быстро тает, и в городе, и за городом гремят ручьи.

Глубокое проникновение мыслью, что все относительно: все - бедность и все - богатство, все - счастье и все - несчастье, смотря по тому, как отнестись: с довольством или недовольством к этому. Вся мудрость в том, чтобы не преувеличивать зла, а всемерно преуменьшить его, не давая злу доступа в свое святое-святых, где душа покоится в Боге и в блаженном согласии с Его волей. Больно, холодно, обидно - ну да, приходится пережить это, и нужно превратить возможно быстрее эти состояния или в обратные - в здоровье, тепло, любовь, или в безразличные - в привычку, в забвение, в глубокое презрение, при котором "все равно".

Вчера на улице подошел ко мне высокого роста старик в шведской куртке и спросил, я ли владелец этой дачи и переезжает ли ко мне Приют беженцев. Оказывается, какой-то полковник Соболев ликвидирует свое управление и уезжает в Киев. Мой поклонник и проч. Старик, пенсии нет, средств никаких, жена и трое детей. И не теряет духа, смотрит бодро на жизнь, собирается работать... Да и вообще, разве не все теперь несчастны? Разве не большинство несчастнее меня? Несчастнее уже тем, что у них нет и тех обломков от кораблекрушения, за которые цепляемся мы. У меня все-таки есть немного и физического и нравственного здоровья, немножко мудрости, оценивающей истинное благо и мнимое, немножко способности рассуждать прежде чем отчаиваться. Глубокая благодарность Богу за мое сравнительное бесстрастие. Свободу от физических пороков, свободу от привязанностей к вещам и к богатству. Как показывает опыт этого года, я не только не повесился и не отравился, потеряв миллионное состояние (бедный Вячесл. Гайдебуров 75 отравился, проиграв 15 тыс.!), но и чувствую себя пока почти спокойно. Временами охватывает раскаяние - почему не сделал того-то, но лишь редкими моментами. Какой-то благородный во мне дух ведет всю свору остальных душ довольно твердою рукою, не давая им разбредаться и производить бесчинства. Этому благородному духу - мож. быть, унаследованному от прабабки Дарьи, прожившей 115 лет,- вручаю свою судьбу. Веди дальше и властвуй. Оставайся выше какофонии обстоятельств и храни в сердце божественную музыку, к-рую ты слышишь. Разве ты не слышишь пенье ангелов? На остальное не трать внимания.

1/14 Апреля. 1918. Дожил до апреля! Часть голодного периода, хотя не самая острая, пережита. Благодарность живому Богу? Мне кажется, что медленно, но верно в меня возвращается вера, детская вера в Бога, но просветленная всем сознанием жизни. Что я давно верующий (им. б., всю жизнь был им) мне доказала перечитанная мной с удовольствием своя же статья 1912 г. "Что такое сатанизм?". И даже в дневнике от 1880 г. нашел мысли, которые признаю своими и теперешними по зрелости мыслями. Чего не бывает на свете: может быть, в отдаленном будущем найдется праздный человек, к-рый заинтересуется нашей эпохой и в грудах печатного мусора где-нибудь в Британском музее найдет мои статьи. Прочтет их, соберет из них ценное и еще раз даст мне имя и жизнь. У каждого народа судьба Израиля, сначала избранного, выведенного из Египта, затем долго блуждавшего, вытеснившего падшие народы из Ханаана и затем попавшего под власть римлян. У каждого народа перед падением были свои пророки. Я один из русских пророков - на манер Иеремии, предсказавшего гибель Иудеи и дождавшегося своих предсказаний. Многие мои предчувствия исполнились с поразительной точностью (даже год войны - 1914 - был предсказан в августе 1912 г.).

2/15. IV. В Москве большевики подавили вооруженное восстание анархистов, взяли в плен 600 человек, пулеметы, броневики, винтовки и пр. Событие важное: а) начало вооруженной борьбы между крайними партиями, б) более умеренная - одолевает, в) при дальнейшем расслоении она должна будет невольно опираться на правую половину общества, т. е. понемногу возвращаться к старой государственности, основанной на гражданском праве. Большевизм и буржуазия имеют общим коэффициентом не одну букву Б, но и ту внутреннюю силу, которая называется сознанием блага общего, в то время как анархисты, в качестве крайних индивидуалистов, совсем уже оторванные атомы и знать не хотят никакого общества. Последнее однако существует и дает им отпор наиболее острым своим углом ближайшим к их башке.

За анархистами-индивидуалистами очередь коммунаров, а затем в самом большевизме неизбежна перестройка по общему типу власти и возвращение к здравому смыслу природы, т. е. к признанию ее права на самоопределение. Поймут наконец, что социальный вопрос не новость, что он всегда решался и уже разрешен, в том смысле, что дележ имущества уже делался и делается единственным приемлемым для грешных людей способом - путем свободного соревнования и уважения к праву. Право есть признание приза, достигнутого при соблюдении договорных условий. Люди - бесчисленные пружинки разной упругости и величины. Пусть каждая сжимается и разжимается сколько может, и в сумме получается т. н. буржуазный строй. Социалисты же хотят всем пружинам приписать одну упругость и связать энергию общим барьером.

Большевикам тем более необходимо искать поддержки в буржуазном строе, что 1) последний оказался естественнее, проще, прочнее и сильнее книжной фантазии, сложившейся в подполье, 2) и врагов у большевизма оказалось больше, чем они рассчитывали. Кроме дряхлого Николая II, считать приходится Вильгельма II, что "много хужее", как говорят "товарищи". Вильгельм уже в Нарве и Выборге. Фердинанд в Харькове и под Курском, японцы во Владивостоке, китайцы в Благовещенске и т. д. Друзья и союзники ненавидят большевизм не меньше врагов, англичане и французы - на Мурмане, румыны отнимают Бессарабию, Кавказ отломился, в Туркестане невообразимый голод и резня. Как ни слабы буржуазные силы, однако даже разбитые Семеновы 76, Дутовы 77, Корниловы 78, донские казаки (2-й округ) все еще не сдаются. По всей России маленькие восстания против советской власти, и даже кругом нас торопецкие, крестецкие, новоржевские, боровичские, демянские и пр. "беспорядки". Отобрали землю у помещиков, но ее оказалось не так много, а главное - она оказалась, к удивлению мужика, тем, что она есть - землей, а вовсе не хлебом и не готовыми деньгами. С землей еще нужно повозиться, поломать спину, к прежнему труду прибавить двойной и тройной, чтобы нажить что-нибудь. А мужики мечтали о готовеньком. То же и заводы. Отобрали заводы, остановили главный их двигатель - капитал. К изумлению рабочих, заводы оказались именно тем, что они есть - заводами, а вовсе не заработной платой и не складом готовых товаров.

Около безмолвного, остановившегося завода приходится изрядно почесать затылок. Нужно опять ломать горбы, вставать по гудку, выходить на работу, а главное - где взять топлива, чтобы растопить топки? Где взять материала для обработки? Где взять сведущего и заинтересованного хозяина, к-рый ночей не спал бы, а все обдумывал бы, как изловчиться и где достать все необходимое, включая деньги для субботней раздачи рабочим. Фью-фью! Денег-то и нет. Стоят дураки перед холодным, глухонемым заводом, неподвижным как труп. Что в нем толку? Начинают прозревать, что они его зарезали - и он застыл. Ах, чтоб тебя! Стоят часами, днями, неделями и чувствуют спазмы голода, расходуя единственный жалкий капитал, унаследованный от запасливых предков - матерщину. Этим богаты, но только этим... Большевизму одно спасение - возвращаться со сконфуженной физиономией, к старому порядку, убедившись, что вина последнего не в том, что он был старый порядок, а в том, что он был старый беспорядок. Будь он порядком, он был бы вечно юным, как все упорядоченное и законченное.

Поучились бы у природы. Свои изношенные формы она не вычеркивает из жизни, а только обновляет, т. е. повторяет в первоначальных заданиях. Наши же пошехонцы хотели бы так: сломался паровоз - к черту железные дороги! Сломался аэроплан - к черту воздухоплавание! Испортилась динамо-машина - к черту электричество и т. д. А главное, если голова ближнего не в порядке - долой голову ближнего! Право, при всем скромном мнении о своих умственных силах, приходится краснеть за свою принадлежность к подобной человеческой породе. Если бы животные могли прознать, что совершается в сословии людей, они захохотали бы, как олимпийские боги.

Немцы взяли Армантьер. Англия, по-видимому, в панике. Ллойду Джорджу 79 приходится спешно вопить о помощи у колоний, объявлять набор в самой Англии, клянчить у Америки. Но стало быть через 3 3/4 года война Англии не в силах была развить те средства сопротивления, которыми угрожала. Стало быть, "3-х миллионная" и даже "4-х миллионная армия" ее - пуф.

Стало быть, вся эта проклятая война была задумана Англией в расчете использовать русское пушечное мясо. Как верно сострил Витте 80 в начале войны, "Англия будет сражаться до последней капли русской крови". Россию та же глупая Англия обессиливала, сколько могла, вытягивала кровь ее турецкими и японскими штыками, Россию Англия не изучила, не вооружила, не укрепила, а только и сумела, что толкнуть варвара на верную смерть. Он повержен, несчастный Скиф,- и подлый англичанин бледнеет теперь, оставшись один на один с жестоким тевтоном. Великая раса, что и говорить, но сколько подлости и даже глупости у их руководителей. До чего прав я был в своей ссоре с корресп. "Times" в 1915 г. и в записке, к-рую хотел напечатать в "Times". Не напечатали бы, скоты. Они - французы и англичане - спекулировали на гибели России,- мож. б., придется пожалеть мне об этом. Лучше бы, господа хорошие, не драться вовсе, лучше бы не задирать немцев и дать им в разделе земного шара справедливый пай. Я писал об этом в 1912 г. и писал бы несравненно громче, если бы дурак М. Суворин 81 не висел у меня на руках и ногах, отстаивая - о идиот! - роль России, как защитницы славянства, обязанной будто бы бороться с немцами... О, идиот! Что-то он чувствует теперь, сидя на огороде в Туапсе? Рад, небось, если еще есть краюха хлеба, да чашка щей.

Читаю Евангелие: "Любите врагов ваших, благословляйте ненавидящих вас". Христу самому было не под силу любить фарисеев и он проклинал их. Лицемерие - подделка под добродетель - нестерпимее всякого греха. Проклинал Христос и книжников, не любил богатых, не любил даже собственной семьи. Запретил кого-либо на земле называть отцом своим, повелел бросить отца и мать, братьев и сестер, дабы идти с проповедью... чего? Чего-то весьма неопределенного. С проповедью нищеты и праздности, веры в то, что Отец небесный дает насущный хлеб, хотя бы не сеять его, не жать. Напрасно думают, что благовестие Евангелия - в учении любви к ближним. Учение любви - деталь, взятая из Ветхого Завета или у ессеев, как нищета - у евионитов 82. Суть же благовестия - близкое наступление нового царства - царства Божия, для которого желающие вступить в него должны очиститься, сделаться праведными. Суть - в физическом истреблении нечестивых, как было в дни Ноя, причем предполагалось утопить их в океане огня, а праведных слить с ангелами в царстве Божием!

3(16) IV, 4 ч. ночи. Две мысли, чтобы не забыть: 1) Для счастья нужно любить врагов своих не потому, что их стоит любить, а потому, что не стоит не любить. Любить нужно со всеми их недостатками, хотя бы абсолютно неисправимыми. Врагов нужно любить, как собак любят: существа другой природы с противными свойствами - однако, как иногда к ним привязываются. 2) Надо всегда помнить, что несчастье производит не та злоба, к-рую к нам чувствуют, а та, которую мы чувствуем. Первая нами не ощутима, стало быть, ее нет. Вторая ощутима и только она заставляет страдать. Ее нужно выбрасывать из себя как случайно проглоченный яд. Секрет праведности - не чувствовать зла: только при этом условии возможна и любовь к врагам. Но чтобы не чувствовать зла, нужно тренировать себя на том, чтобы соскальзывать с каждого момента недоброго чувства в доброе, как соскальзывает маховое колесо с мертвой точки. Я заметил на своих занятиях с детьми. До чувства бешенства доводит тупое невнимание к самым иногда ясным вещам, но стоит соскользнуть с этого момента бешенства, вглядеться пристально в природу, т. е. в милое личико той же Лёки (она особенно умеет возмущать полнейшей резиньяцией ко всему, если ей не хочется заниматься), - как тотчас (мгновенно) остываешь, находишь другую, не мертвую, а живую точку зрения, с которой ясно видишь правду вещей, как она есть. А правда такова: ребенок есть ребенок, и этим уже все сказано. Ребенок еще не доразвился до понимания, до охоты понимать, до желания понимать. Ребенок необыкновенно мил именно тем, что тебя бесит. Ergo, беситься нечего и в самом деле - вспыхивает обратное чувство - нежности и ласки. Соскальзываешь со своей, ошибочной точки зрения на его уровень, истинный (ибо он - факт). То же рассуждение применимо при столкновении со взрослыми людьми. Они, допустим, злы, коварны, глупы, развратны и т. д. Чуть возникает чувство возмущения этим, спеши вглядеться в них пристально, и будто ты никогда их еще не видел. И ты увидишь, что это люди в худшем случае то, что ты видишь, т. е. злые, коварные, глупые, развратные. Но стало быть это их природа, и что же тут возмущаться? Смешно было бы возмущаться собакой за то, что она покрыта шерстью, бегает на четырех ногах, лает и т. д. Смешно негодовать на паука, или змею за их наружность или внутренность. Можно (и должно) остеречься, увидав яму или змеиное жало, но смешно сердиться на яму, на змеиное жало, на язык злого человека или на его характер. Злое чувство есть протест против Творца, и наказание за этот грех - в несчастии чувствовать это злое чувство. Когда-то мечтой моей была высшая праведность. Позже и мудрость. Бог, объемлющий меня и проникающий до глубины жизни, перестрой меня, переработай, дай силы быть искренно и естественно добрым. Делаю некоторые успехи в этом.

Немцы довели коллекцию трофеев со дня наступления до 112 000 человек пленных и 1500 орудий. Похоже на разгром и начинающийся прорыв к Амьену и Диеппу. Немцам есть расчет теперь бросить все на карту, чтобы закончить войну раньше прибытия американской армии. Англо-французы это чувствуют и, вероятно, стягивают все, что могут, чтобы остановить напор немцев. Сумеют ли? Если сумеют, немцы опять впадут на целый год в каталепсию для обновления сил, и тогда, чего доброго, они проиграют. Если же немцы разгромят англичан, то возможно, что французы побегут в панике, как наша армия, и поднимется народный бунт, то "накаливание от удара" и взрыв, о к-ром я писал уже.

Тогда к Илье-пророку "Брестский мир", м. б. заключенный во французском Бресте. Как прорвавшееся извержение вулкана, немцы, может быть, двинутся на окончательное завоевание разбитых стран - по примеру отдаленных предков. Души вестготов, бургундов, лангобардов, франков снова повлекут их к власти над ослабевшими соседями для оплодотворения их мужским началом - мужеством (ибо общая причина слабости и упадка народов - женственность, преобладание женских душ, трусость - социальная и нравственная).

Почти неизбежно нашествие этим же летом немцев и на Валдай, так что едва ли стоит загадывать о будущих жильцах, и о городской работе у инженеров и т. п. Добравшись до Малороссийского хлеба, немцы, чего доброго, доберутся и до Сибирского. Погибнем мы или, нет? Отец небесный, скажи!

Вечер. Сегодня открытка от Гани-дворничихи: дом возвращается обратно, обе квартиры наши сданы, приходили снимать покос. Не первоапрельская ли это шутка? Большая радость: все же хоть маленький доход. Был у Цауна: обещал и сам расплатиться, и сказал, что в Инженерном Управлении решили свободного помещения нашей дачи не уступать никому. И здесь, стало быть, маленькая поддержка. Намеки на возможность получить какое-нибудь место - или в управлении, или у Ильтонова, к-рому поручается формирование Красной армии. Немножко как будто отлегло от сердца. И даже в хлебном отношении какой-то просвет. Есть надежда не помереть с голоду - если, конечно, будут деньги. Возвращаясь от Цауна - великолепный солнечный день - благодарил Создателя, глядя на солнце, и еще раз ощущал - как все чаще и чаще приливы глубокой уверенности в то, что Промысл есть, что живой Бог, создавший нас, печется о нас - сколько в нас остается чистоты и праведности, физической и душевной.

4/17 .IV.1918. День ангела отца. Да пошлет Господь душе его покой, блаженство, радость, которых не доставало ему при жизни. В честь отца записываю мысль, к-рая преследовала вчера:

1) Главное несчастье жизни озлобленность, вызываемая ближними, тот огонь адский, к-рый они воспламеняют в нас вольно или невольно.

2) Помните, что он воспламеняется в нас ими большею частью невольно, иногда даже рукою дружественной, рукой невинного ребенка.

3) Помните, что этот огонь адский воспламеняется и горит, благодаря не столько поджогу, сколько горючести, т. е. свойствам нашей души.

4) От нас меньше зависит поджог, чем горючесть, но нужно ослаблять и то, и другое. Как?

5) Упражнением в созерцании душ, постепенною привычкою закрывать свои глаза на все в них дурное и открывать глаза с пристальным вниманием ко всему хорошему.

6) Мне давно известен хорошо действующий рецепт против несчастной влюбленности: закрой глаза на все хорошие качества любимого человека и внимательно сосредоточься на дурных. Гипноз очарования постепенно будет проходить. Потерявшая равновесие душа вновь найдет его.

7) Обратный рецепт следует применить в отношении всех остальных ближних. Тут мы обыкновенно теряем равновесие влево, т. е. видим преимущественно дурное и этим дурным заслоняем для зрения хорошее. Поэтому:

8) Каждый день с утра до вечера практикуйся в величайшем из искусств - приводить себя в очарование всем, что есть в мире хорошего, в особенности в очарование хорошими качествами ближних.

9) Только этим способом можно поднять в себе и в людях основной фонд счастья - "в человецех благоволение" и мир на земле.

10) Но это будет обман, нас возвышающий, скажете вы. Нет, это будет истина, нас спасающая. На человека гляди, как на кучу сора, где вместе с пылью и грязью затеряны драгоценные жемчужины. Будь равнодушен к пыли и мусору и ищи жемчужины. Они-то и есть содержание кучи, которым определяется истинная для тебя ценность человека.

Если бы мои бедные и несчастные родители знали эти ясные для меня истины и с детства практиковались в них, они были бы глубоко счастливыми людьми даже в нищенской обстановке. Не было бы никаких ссор. Против огня геенского - злобы - они были бы защищены, как неопалимая купина, благодатью Божией, к-рая называется любовью, искренней расположенностью к людям и Богу. Еще мысль, посвящаемая родному праху:

11) Зачем нужно "любить Бога всем сердцем своим, всею крепостью своею, всем помышлением своим"? Затем, что Бог есть окружающий и проникающий нас мир, к-рый имеет открытую нам наружность и скрытую внутренность, таинственную, живую, волшебную. Равнодушие к Богу-миру есть окружение себя холодной смертью.

Любовь к Богу-миру есть окружение себя блаженством. Как великий музыкант нащупывает в клавишах рояля восхитительные звуки и оттенки звуков, мелодии и аккорды, так влюбленная в мир душа извлекает из него столько нежности и восхищения, сколько вместить может. Вот оно, "Царство Божие, которое внутри нас": оно - вне нас, если мы сумеем перевести его внутрь нас. Весь вопрос счастья - коллекционировать хорошее, что есть в мире, в душе своей и избегать дурного.

5/18 IV, 3/4 6-го утра. На бледно-синем небе розовые, освещенные солнцем тополя в окне. Привет тебе, солнце мира, Отец мой!

Предыдущая мысль (о любви к Богу) была бы недокончена, если бы не прибавить, страстная любовь к Богу есть в то же время истинная любовь к себе, ибо ты и Отец - одно, ты - та часть Бога-мира, через которую он живет в тебе и действует, твое спасение (осанна), твой промысл. А так как всякий ближний твой воистину есть ты сам (tat twam asi (Это ты сам (санскр.).)), то отсюда ясно неразрывное сплетение и этой троицы: Бог - я - ближний мой. Соединенные любовью эти три точки единой сущности дают истинное бытие, т. е. благородную драму существования. Одиночество не жизнь, жизнь - повторение себя в пространстве и времени, в божестве и ближнем, это повторение без любви дает боль и смерть, с любовью - блаженство и вечное бытие. Помоги мне, Отец, оставаться на высоте этого, как я думаю, небесного понимания!

Наш милый петушок поет тонким голосом на дворе. Его хорошенькие жены (к сожалению, их осталось две или три) несутся вызывая умиление у всех нас. Несется собственно он (они через его посредство), но о нем никто не вспомнит. Нужды нет: он весело поет навстречу солнцу, ибо знает, что делает. Нрзб.) Так и мыслитель: он может оставаться в тени, но жизнь, созревшая в его мысли до истины пробьется и оплодотворит умы.

Проснулся с сознанием того, что я плохо сделал, приехав в Валдай, совершенно закупорившись от горожан. Пришлось все-таки откупориться для некоторых, но, мож. б., не для лучших, причем кроме большой любезности, почтительности, готовности служить я ничего не встретил. Наперекор обычаю первые сделали мне визиты - сосед Вахрушев, предводитель дворянства Завалишин, председатель земского управления Дубинин, член земельной устроительной комиссии Гримм, заведующая детской колонией m-me Вагер, Птицыны, Подчищаловы и пр. Следовало, не навязываясь, познакомиться со всем городом на основании 1-го правила мудрости и знать окружающую обстановку. Без этого невозможно 2-е правило мудрости - извлекать из дурного хорошее - и для себя и для ближних. Прошлой осенью ко мне обращались купец Якунин, Оранжереев (городская голова), Бартошевич (инженер), с просьбой помочь им наладить местный листок "Валдайская жизнь". Я долго отказывался и дал лишь одну заметку (о Сухомлинове 83) как раз накануне реквизиции газеты и отобрания типографии "товарищами". Если бы я пришел вовремя на помощь и сказал бы "Господа, вы не журналисты. Позвольте мне взять ваш труд на себя",- может быть, мне удалось бы охранить газетку от ошибок, ее погубивших, от сплетен и инсинуаций, озлобивших Нагорского и еще кое-кого. Газетка совершенно чистая, безобидная, казалась бы для многих пресной, но лучше чистая пресная вода, чем загаженная водостоками. Такая газетка одной перепечаткой всего существенного из столичных, крайне дорогих и недоступных изданий могла бы оправдать себя, сверх того я имел бы маленькую аудиторию, маленький огород для посева моих мыслей. Теперь я ищу труда, т. е. готов быть простым писцом в инженерных управлениях за 300 р. в месяц, но, мож. быть, мне платили бы те же 300 р. за ведение газеты, не требуя никаких расходов. Не предложить ли эту мысль новому городскому кооперативу? Вчера у нас битых четыре часа сидел молодой Ильтонов (поручик-авиатор с двумя контузиями), приклеивал резиновые подошвы к детским сапогам. Другой офицер - Цейховский - лично занес газету "Новый Век", к-рую получает его дядя Косаговский, бывший вице-губернатор: доставляет нам ежедневно. Ильтонов сам по себе в санках привез несколько пудов хлеба от Митрофановых. Решительно все вокруг - В. В. Подчищалов и его родные, Якутины, Митрофановы, Бодаревская, фон Францы, Хаджиметов и др. все чрезвычайно предупредительны к нам и любезны, как это было до войны со стороны очень многих наших знакомых, не пользовавшихся от нас абсолютно ничем. Ясно, что люди лучше, чем принято думать, и надо пользоваться этим хорошим, не парализуя его своим равнодушием или отчуждением. "Остерегайтесь людей",- говорил Христос (раньше Гамлета), но это относилось к заведомо дурным людям, точнее к дурным отношениям человеческим.

Конец части III


Часть I    Часть II    Часть IV
Часть V    Часть VI    Часть VII


1918 г.

Оглавление       Начало страницы


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU