Константин Сергеевич Аксаков.
Рис. П.Ф. Борель с литографии А. Мюнстера |
190 лет со дня рождения Константина Сергеевича Аксакова, русского философа, публициста
- 10 апреля 1817 года
Вспоминая те далёкие времена, когда мы строили коммунизм, я задаю себе вопрос: почему тогда так широко
были распространены антисоветские настроения, почему многие граждане ненавидели существующий режим? Ведь
в те годы "было дело, и цены снижали, и текли куда надо каналы, и в конце куда надо впадали". Вы скажете:
как же можно было любить власть, при которой "в срока огромные брели этапы длинные"? Нет, такое объяснение
не проходит. Если бы оно было верно, то при сокращении сроков и уменьшении длины этапов неприязнь к "системе"
ослабела бы, а она постоянно росла. А когда посаженных в тюрьму инакомыслящих почти не было, недовольство
стало всеобщим, и режим рухнул. Видимо, неприемлемыми были не репрессии, а то, другое, что досаждало нам
всё сильнее, и наконец сделало жизнь просто невыносимой. Этим "другим" была, всё сильнее пропитывавшая
наше общество официальная ложь, достигшая при последнем генсеке откровенного цинизма.
Как мы жаждали освободиться от унизительной необходимости постоянно лицемерить: на собраниях говорить
одно, в рабочем коллективе - другое, а на кухне - третье. Не надеясь, что доживём, мечтали о том дне,
когда можно будет открыто высказывать и даже публиковать то, что думаешь. И вот дожили: воцарилась гласность.
Говори и пиши, что хочешь, даже книги издавай, если наскребёшь денег или найдёшь спонсоров. И предложения,
как обустроить Россию, посыпались, будто из прорванного мешка. Но вот незадача: среди этого вороха идей
не было ни одной, которая могла бы стать для нас нитью Ариадны, выводящей нас из коммунистического лабиринта.
А мы всё ждали и ждали, то одного автора, то другого принимая за пророка. Шли годы, а он всё не являлся,
и мало-помалу начало формироваться и укрепляться осознание того, что не надо ждать мудрецов, чьи идеи
спасут отечество, а надо искать их в нашем прошлом. И когда мы обратили взор не вперёд, а назад, первыми
среди истинных мыслителей увидели славянофилов. Ранее увлекались деяниями и Флоренского, и Бердяева, и
Сергея Булгакова, но все они, как и Владимир Соловьёв, оказывались не теми, кто был нам нужен. А славянофилы
были именно теми.
Мыслители "серебряного века", такие как Соловьёв, завораживающе красноречивы, блестящи, многословны,
изысканны, изящны. И что же могут дать нам сегодня эти толстенные тома умственной гимнастики? Почти ничего.
Совсем другое дело - небольшой кружок единомышленников, сложившийся в первой половине XIX века, в который
входили Хомяков, Киреевский, два брата Аксаковы и Самарин, - так называемые "старшие славянофилы". Их
концепция оспаривалась "западниками", они их высмеивали и этим нечестным способом победили в споре. Однако,
идеи славянофилов были услышаны общественностью. Их продолжателями стали Данилевский, Леонтьев и Тихомиров
- гордость не только русской, но и мировой культуры. Достаточно сказать, что Данилевский совершил "коперниканскую
революцию" в историософии; Тихомиров привёл неопровержимые исторические и философские аргументы в пользу
высказанного ещё Аристотелем мнения, что монархическое жизнеустроение является самым совершенным из всех
возможных. В последнее время интерес к этим мыслителям, а следовательно и к их прямым предшественникам,
славянофилам, неуклонно возрастает: мы начинаем понимать, что именно у них надо искать ответы на стоящие
перед нами вопросы. О славянофилах сегодня много пишут, неоднократно писал о них и "Русский Дом", посвятивший
отдельные статьи Хомякову, Киреевскому и Самарину. Теперь настало время рассказать и о Константине Аксакове,
- потому что в настоящий момент он самый интересный для нас член этого кружка.
Константин Аксаков был сыном знаменитого писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, автора книг "Семейная
хроника" и "Детские годы Багрова внука" (в последней - потрясающая сказка "Аленький цветочек").
Внешне его биография очень проста. Он так горячо любил своего отца и так сильно был к нему привязан,
что отказался от того чтобы завести собственную семью, и жил с родителями. Смерть отца была для него таким
горем, что он пережил его всего на год. По иронии судьбы эта нежная трепетная душа заключалась в богатырском
теле. Погодин называл Константина Аксакова "печенегом", а историк Сергей Соловьёв дал ему такую характеристику:
"Могучее существо, с громким голосом, откровенное, чистосердечное, талантливое, но чудаковатое". Чудаком
он воспринимался как раз из-за чистосердечия и искренности. Учась в Московском университете, Аксаков вначале
примкнул к западникам и близко сошёлся с их главным идеологом Белинским, но когда понял, что они предлагают
нашему обществу ложные ориентиры, пришёл к Белинскому, расцеловал его и сказал: "Я тебя люблю, но мы никогда
больше не будем видеться, ибо я с тобой решительно не согласен". Надо сказать, что и у "неистового Виссариона"
при этом на глаза тоже навернулись слёзы. И они расстались навсегда.
Главным предметом интереса Аксакова был сложившийся веками уклад жизни русского народа. Говоря нынешним
языком, он хотел понять суть русской православной цивилизации. И думается, это ему удалось. В этом ему
помогло произведённое им тонкое различение понятий "страна" и "государство". Он сделал первый шаг в направлении
современного взгляда на цивилизацию, согласно которому она состоит из трёх составляющих: ядра, представляющего
собой тип верования, питательной мякоти, каковой является порождённая этим ядром культура, и защитной
скорлупы - армии, полиции, правоохранных учреждений, пограничной и таможенной служб и других институтов,
которые в развитой цивилизации объединяются термином "государство". Две первые составляющие - тип верования
и культура - Аксаков объединил словом "страна", понимая под ним внутреннюю жизнь нации, а всё то, что
призвано оберегать эту жизнь, - назвал "государством". Соотношение, которое установилось между ними в
нашей цивилизации, он очень чётко обрисовал в "Записке о внутреннем состоянии России", которую подал в
1855 году только что взошедшему на престол Императору Александру II: "Русский народ государствовать не
хочет... Он хочет оставить для себя свою не политическую, а свою внутреннюю общественную жизнь, свои обычаи,
свой быт - жизнь мирную духа... Не ища свободы политической, он ищет свободы нравственной, свободы духа,
свободы общественной - народной жизни внутри себя. Как единственный, может быть, на земле народ христианский
(в истинном смысле слова), он помнит слова Христа: "воздадите кесарево кесареви, и Божие Богови", и другие
слова Христа: "Царство Мое не от мира сего", и потому как народ христианский избирает для себя иной путь,
путь к внутренней свободе и духу, к Царству Христову: "Царство Божие внутрь вас есть".
Насколько нам известно, царь никак не отреагировал на эту "Записку", что совершенно естественно. Её
великую мудрость не мог в то время оценить никто. Чудак, удивлявший Москву крестьянскими сапогами, расшитой
рубашкой и окладистой бородой, с прозорливостью юродивого раскрыл сущность нашего культурно-исторического
типа за двадцать лет до того, как Данилевский установил само существование этого типа как объективной
реальности. То, о чём писал Государю Аксаков, - есть основной отличительный признак нашей цивилизации.
Он заключается в том, что "страна", т. е. народ, отдавая все свои творческие силы созданию духовно-нравственной
культуры, не склонен отвлекаться от этой своей задачи и активно участвовать в решении организационных
и кадровых вопросов, связанных с созданием "защитной скорлупы". "Мы будем платить какие скажете подати
и подчиняться вам, лишь бы было обеспечено главное для нас: ''тихое и безмолвное житие во всяком благочестии
и чистоте''". Этот принцип неписаного соглашения о разделении функций между "страной" и "государством"
Аксаков выразил фразой: "Наш народ государствовать не хочет".
В середине XIX века истина, возвещённая Константином Аксаковым, не могла быть услышана. Божиим Промыслом
нам суждено было испытать на себе эксперимент следования западным цивилизационным началам, в частности,
вовлечения народа в государственную политическую жизнь. Кончилось это гражданской войной и привело бы
к гибели России, если бы народ не спохватился и у самого края бездны не воссоздал бы мощное государство.
Сегодня Россия снова в опасности, ибо опять насаждается мысль, что мы должны быть копией Запада. Средства
массовой информации непрерывно вовлекают наш народ в политические дискуссии, в обсуждение экономических
и дипломатических проблем. Его заставляют выходить на улицу и кричать. Не пора ли нам раз и навсегда понять
то, что 150 лет назад понял Константин Сергеевич Аксаков: что немцу здорово, то русскому смерть?