Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Торговая служба Новоспасского монастыря

Август 2006

Содержание номера       Главная страница номера

Ответы протоиерея Александра Шаргунова

 Как понять заповедь Христа: "кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую"? Как можно не противиться злому, когда обижают и даже убивают наших близких, беззащитных детей и стариков? Неужели, как сказано в Евангелии, тем, кто требует у тебя рубашку, надо отдать и верхнюю одежду? Мне в таких случаях и не только в таких - посмотрите, что в масштабе всего мира происходит! - ближе заповедь "око за око и зуб за зуб".

Б. Горнова, г. Псков

Ветхозаветный закон возмездия, о котором Вы упоминаете: "око за око и зуб за зуб", в свое время сильно ограничивал инстинкт мести, столь естественный для падшего человека. Но и его, пройдя через две тысячи лет христианства, человечество, казалось бы, давно уже должно было оставить позади. Увы, если бы сегодня оно оставалось хотя бы на уровне Ветхого Завета! Вы правы, не надо искать примеры, углубляясь в историю. Сколько городов Югославии и Ирака на наших глазах было подвергнуто бомбардировкам в качестве "репрессивных мер" со стороны государств, по-прежнему именующих себя христианскими. Термины "эскалация военных действий", политика "с позиции силы" и нанесение "превентивного удара" постоянно звучат в западных СМИ. И мало кто замечает, что у этих постхристиан срабатывает тот же доветхозаветный дикий инстинкт.

Что же означают слова Христа: "А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую"? Евангелие не дает готовых нравственных рецептов. Речь идет, скорее, о духе, чем о правилах. Сам Христос, когда Его ударил слуга первосвященника, не подставил другую щеку. Он ответил твёрдо и с достоинством: "Что ты бьешь Меня?" (Ин. 18, 23). И никто не имеет права, ссылаясь на эти слова Господа, покрывать несправедливость. Христос не предлагает здесь юридического закона, который можно было бы применять по отношению к гражданскому обществу. Это означало бы выпрашивание милости у торжествующего зла, поощрение насилия, ограждение безнаказанности преступников. Христос не отменяет закон возмездия там, где правители должны употреблять меч правды для устрашения злодеев и защиты обиженных. И в гражданских судах этот закон должен по-прежнему быть мерилом для наказания преступников. Разумеется, Христос не может освящать беззаконие требованием от слабых безропотно уступать насилию.

Бывают обстоятельства, когда подлинные христиане должны сражаться. Покоряться неправде и несправедливости, в особенности, когда жертвой их являются другие, - абсолютно противоположно духу Христову. Господь говорит о прощении личных грехов и о том, чтобы в гражданских судах никто не требовал большего наказания, чем это необходимо для общественного блага. Христиане не должны быть мстительными. Закон правды у нас не может быть отделен от закона любви. Зло не побеждается, когда мы отвечаем на него таким же злом. Когда воздают злом за зло, вступают в ничем не разрываемый адский круг. А когда мы прощаем личные обиды, зло становится внешним по отношению к нам. Когда же не прощаем, зло одерживает еще одну победу - оно входит в нас. Христос хочет открыть человечеству иной путь: победить зло добром, ответить на ненависть любовью.

Что значит подставить другую щеку? У святых отцов есть два толкования. Согласно первому, одна щека - наш ближний. Когда ему наносят обиду, мы должны быть готовы подставить другую щеку - себя -жизнь свою не пожалеть ради него. А когда нам наносят личную обиду, мы должны подставить другую щеку -смирение и твердость любви Христовой. Наш Господь ради нас принял заушения. Тем, кто захотел неправедно судиться с Ним, Он отдал и верхнюю, и нижнюю одежду. И взошел на Крест, обнаженный от Небесной славы. И Он прошел не одно, а два поприща по дороге к Голгофе, чтобы принять Крестную смерть не в ненависти, а в любви ко всему роду человеческому.

 

Дорогой о. Александр! Вы часто говорите об апокалиптическом моменте нашей эпохи. В чём особенно должна проявиться святость человека третьего тысячелетия?

И. Балуев, г. Томск

Несмотря на все глобализации, современные люди не отличаются существенно от тех, кто жил в первые века христианства. Может быть, речь идёт о наиболее адекватной форме раскрытия христианской жизни сегодня? Но отношение к Богу превосходит всё. Потому что каждый из нас - единственный, и имеет единственные отношения с Богом. И святые - особенно единственные, если можно так выразиться, и всегда неожиданные. Есть только одна святость сегодня, как вчера и как завтра. Участие в Божественной жизни Христа. Как мы слышали в Пасхальную ночь: "И от полноты Его мы все приняли благодать на благодать" (Ин. 1, 16). И всякий человек приглашается во всякое время и на всяком месте умножать эту благодать и устремляться к такому совершенному единению со Христом, которое и есть святость. "Быть совершенным, как Отец Небесный совершен" (Мф. 5, 48) в самой общей жизни и в самой обыденной.

Потому первостепенное значение имеют не обстоятельства, не события, не среда, как иногда говорят, но глубокая устремлённость души к Богу. Есть яркая святость великих святых и святость, самая смиренная всех неложных христиан. Святые показывают нам то, чем мы должны быть, то, чем мы станем однажды, что бы это нам ни стоило. Все мы призваны к святости. Но официальная канонизация Церковью - одновременно знамение призыва ко всем нам следовать за этими святыми. Поэтому прославление сонма новых мучеников и исповедников Российских имеет исключительное для нашего времени значение.

Если мы все призваны к святости, мы все призваны свидетельствовать о истине. Это значит, что мученичество есть внешнее свидетельство, самое непосредственное по первоначальному смыслу этого слова. Наша эпоха, более чем все другие, относительно спокойные периоды истории, знает эту святость. И "судя по Писанию и по характеру нынешнего народа", как говорит преподобный Силуан Афонский, Церкви не избежать новых бурь. Если святость многих проявлялась недавно в противостоянии госатеизму, то теперь она проявится, и уже проявляется в противостоянии госсатанизму, повсеместно насаждаемой идеологии магии и разврата.

 

Как Вы относитесь к роману Оруэлла "Скотный двор"? Диссиденты в своё время любили настаивать на том, что это модель советского строя.

С. Иващенко, г. Пенза

Я не знаю, читали ли Вы другие произведения этого писателя, которые нельзя оценивать однозначно. Принято восхищаться его прозрениями, имея ввиду, как Вы отметили, критику коммунистического общества. Трудно разделять общие восторги по этому поводу, особенно в части смакования им омерзительных подробностей человеческого падения.

Что касается романа "Скотный двор" (а также романа "1994 год"), во многих отношениях это оказалось в большей степени пророческим для сегодняшней России. При советской власти у людей были основные социальные гарантии: доступное жильё, бесплатное здравоохранение и образование. Не было беспризорных детей и нищих пенсионеров, роющихся в помойках.

Под лозунгами о свободе, справедливости, "переделе собственности", как и у Оруэлла в "Скотном дворе", таился великий, хорошо продуманный обман. Чего стоит, например, так называемая "борьба с привилегиями", на гребне которой выплыли многие демократы-перестройщики. В то время как богатство одного нынешнего олигарха превышает богатства всей советской партноменклатуры, вместе взятой. И, в конце концов, как и у Оруэлла, решающим аргументом обманщиков становится карательный аппарат. Это же мы увидели и у нас - не только в годы ленинско-сталинских репрессий, но и при расстреле Парламента в 1993 году, с которого начинается небывалое в истории человечества уничтожение великого народа.

Кому теперь не ясно, что феномен "перестройки" далеко перешёл границы государственных и экономических реформ бывших коммунистических стран! Всё человечество вступило в совершенно новую эпоху. Это явление невозможно объяснить только рационально. Мы становимся свидетелями оруэлловской мистики: под видом борьбы с очевидным для всех злом происходит новый виток "тайны беззакония".

 

В конце прошлого столетия в недрах протестантизма получила популярность программа так называемого "свободного образования". Фундаментом её была евангельская притча о плевелах, где Христос говорит: "Оставьте расти плевелы с пшеницей до жатвы". Могут ли эти слова определять отношение Церкви ко злу и к миру, лежащему во зле?

Л. Макеева, г. Тамбов

Как известно, сам диавол любит иногда цитировать Священное Писание, пытаясь искушать им не кого-нибудь, а Самого Господа.

В 70-е годы двадцатого столетия эти слова о плевелах были восприняты в Европе и Америке почти как программа "антиавторитарного образования". Появился такой своеобразный экстремизм, утверждающий, что если просто позволить детям делать то, что они хотят, они разовьются сами. Мы можем видеть сегодня плоды этого экстремизма в нашем Отечестве. Подобно тому, как бескрайние просторы России, засевавшиеся когда-то пшеницей, зарастают дикой травой, происходит одичание уже целого поколения.

Что хочет сказать Господь этой притчей? И что Он не хочет сказать? Вне сомнения, Он не хочет смутить нас и помешать нам бороться со злом в нас и в мире. Он хочет воодушевить нас терпением и мужеством, чтобы мы - как бы ни торжествовало зло - не отчаивались. Потому что до скончания века плевелы будут расти на земле. Притом свойство этой сорной травы - расти быстрее, чем добрые злаки.

Господь говорит в этой притче о Царстве Небесном. Он видит, что будет в мире и в Церкви, которую Он пришёл основать на земле. И в Церкви, христианской среде, будут всегда рядом с пшеницей, которую посеял Христос, сорняки - то, что не христианское. Это не может не печалить нас. И СМИ, сеющие ядовитые плевелы каждый день, радостно напоминают, что эти плевелы есть и среди христиан. Господь ясно говорит, откуда идут плевелы: враг рода человеческого сделал это. Диавол не спит и зорко всматривается, как совершается дело Божие.

Не отчаивайтесь, даже если среди пшеницы христианства прорастают сорняки. Имейте веру, доверие к Богу и уверенность: эта сорная трава сгниёт. Сам Бог позаботится об этом среди жатвы. А теперь мы должны исполняться терпения и ждать. Тем более, не всегда возможно точно сказать, где пшеница и где плевелы. Особенно в начальный период роста их почти невозможно отличить. А потом - их корни опасно переплетаются, так что, можно, вырывая одно, погубить и другое. Оставьте расти их до жатвы, говорит Господь. "Во время жатвы Я скажу жателям: "Соберите вначале плевелы, свяжите их и бросьте в огонь. А пшеницу соберите в Мои житницы"".

Мы должны бороться со злом в меру своих сил и изо всех сил. Но при этом трезво помнить: никогда никому не удастся искоренить на земле всё зло. Всегда будет в наших сердцах, и среди нас, одновременно доброе и злое, одно, смешанное с другим, как плевелы на полях с пшеницей. Даже придёт время, когда будет казаться, что зло в мире абсолютно торжествует. Мы должны противостоять злу, сознавая ограниченность наших возможностей и научаясь смирению. Но наступит день, когда вмешательство Самого Бога будет окончательным и бесповоротным. Добро и те, кто любит добро, будут победителями. А пока человечеству дано время как испытание.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы