Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Торговая служба Новоспасского монастыря

Август 2006

Содержание номера       Главная страница номера

Ожидаемый Афон

Игумен Варсонофий (ПОДЫМА)

 Нет, не смею я спорить с известнейшим православным журналистом Ю. Воробьевским, назвавшим свою книгу "Неожиданный Афон"; вполне разделяю его негодование по поводу кощунственного изуродования святых фресок шкрябаньем осатанелыми туристами а-ля "Ваня + Маня"; разделяю его тревогу возможным нашествием на удел Богородицы пёстрой толпы в шортах и с фотоаппаратами; вполне понимаю его лёгкую зацикленность на шестигранниках. Но он журналистски увидел Афон НЕОЖИДАННЫМ. Я же - хиленький монах, увидел Афон ОЖИДАЕМЫМ. И эта ожидаемость прежде всего в созерцании реальнейшего соприкосновения так называемого потустороннего и посюстороннего мира, в зримой границе Неба и земли.

Тут даже дело не в промыслительном названии городка-предвестника Афона Уранополис ("Небесный город"). И не в том, например, что в некоторых горных монастырях и скитах облака видишь внизу, ощущая себя действительно на небе. И даже не в том, что, подходя на пароме "Скоропослушница" к первым пристаням Святой Горы (сейчас встрепенутся скептики и маловеры), реально ощущаешь запах ладана, которым кадит свой удел Игуменья Святой Горы.

Пусть меня сейчас простит Господь, пусть меня простит возлюбленный читатель, но второстепенным, десятистепенным, Бог знает, скольки-степенным представляется то, где справить малую нужду - в "евроунитаз" или под кустом кактуса, пешком ты идёшь по дорогам Афона или подвезёт тебя джип "Мицубиси". Об этом даже не задумываешься ТАМ, где можно "потрогать руками" то, что мы называем БЛАГОДАТЬЮ и ИСКУШЕНИЕМ. На мелочи не обращаешь внимание, когда видишь то, что мы называем божественными действиями, "энергиями".

Святой Григорий Нисский писал о трёх ступенях богопознания: стряхивание "одежд кожаных" - страстей, "естественное видение" творений и собственно - боговидение, "выход из себя", "трезвое опьянение", обожение.

На Афоне Господь может поставить на третью ступень, минуя две другие. Я "выходил из себя", когда на пустынной афонской дороге плакал, читая Трисвятое. Не было Варсонофия, не было его прошлой никчемной жизни. Благодать, сливаясь с трелью соловья (это в феврале-то), растворила меня.

Что такое Рай ангельского прославления ("наш" Рай, а не скотоподобный и чувственный с гуриями, вином и щербетом), я ощутил в Ватопеде на празднике ватопедских икон Богородицы, когда я слился в едином хоре греческих иноков, и из всех слов в мире для меня тогда осталось только два:

"Кирие, элеисон".

Теперь позволю себе чуть-чуть показательной предыстории.

В 1945 году мою маму от смерти спас святой великомученик Пантелеимон. Взорвалась машина, на которой подвозили её, девочку-подростка. Все погибли, кроме неё. Она лишь сильно обожгла ногу. В больнице ей приснился молодой мужчина в старинном одеянии: "Это я, Пантелеимон, вчера тебя спас" (мама, кстати, тогда не знала ни одного святого, кроме "Мыколы-Чудотворца"). Утром медсестра принесла ей масла помазать ногу. "Парень какой-то принёс", - говорит.

Нога быстро зажила, а мама рассказала эту удивительную историю своей бабушке. Та повела её в церковь. Зайдя в храм в первый раз в жизни, мама сразу узнала "его" на иконе.

"Кто это?" - спросила она у какого-то старичка.

"Это? Это святой великомученик и целитель Пантелеимон". С тех пор сталинская комсомолка стала глубоко верующим человеком и оставалась ей до конца своих земных дней.

В 2001 году меня спросила одна православная москвичка: "Отец Варсонофий, Вы не были на Афоне, в монастыре св. вмч. Пантелеимона?".

Это было для меня то же самое, как если бы меня спросили: "Вы не были на Марсе?". Ни денег, ни загранпаспорта у меня тогда не имелось. Но Господь всё управил.

Когда уже сроки сильно поджимали, я пытался получить визу в греческом консульстве г. Одессы. Его тогда окружила толпа моряков, проституток и т.д., так что пробиться туда было невозможно. Как ни смотрел я на сотрудников консульства умиленным взглядом голодного кота, выпячивая свой наперсный крест, - всё было тщетно.

Тогда я вспомнил о монастыре, который находился рядом. Там, в обители св. вмч. Пантелеимона, приложился к мощам великого святого, вернулся в консульство, а меня будто уже ждали.

Когда всё было готово к паломничеству, шёл по городу Херсону и думал:

"Ещё бы послал Господь гривен 500 на дорогу в Москву (оттуда вылетал самолёт в Грецию) и обратно".

"Батюшка! - кто-то окликнул меня. Это был завуч херсонского физико-технического лицея. - Вы, говорят, на Афон собрались? Вот, помолитесь за нас всех". Протягивает ровно 500 гривен.

Любовь, евангельская простота и чистота переполняют все обители Святой Горы. Много-много бумаги надо перевести, чтобы об этом написать.

Отшельники Карули (самой суровой, пустынной части Афона) представлялись мне эдакими серьёзными обличителями-аскетами.

Нет! Улыбка. Детский чистый взгляд. Ни миллиграмма осуждения!

"Куда стопы направили?" - спросил у одного из них.

"В Карею" (административный центр Афона).

"Зачем?"

"К стоматологу. Зубы болят" - просто ответил мне отшельник.

Когда шёл из монастыря зилотов Эвсигмент в сербский Хелендар, Господь послал трёх спутников: иеромонаха из России и его духовных чад.

Кто-то из чад сих ляпнул, что, де, правильно, что женщин на Афон не пускают. Такие-сякие бабы эти. Все поддакнули или кивнули и... ТУТ ЖЕ ЗАБЛУДИЛИСЬ!

Взмолились: "Прости нас - дураков, Матушка Богородица!". Нашли дорогу и до самого конца пути только пели: "Богородица Дево, радуйся...".

Пробираясь по горным тропам от обители св. Павла в Дионисиат, с ужасом заметил, как солнце быстро садится. Перспектива ночлега на горной тропинке, где внизу пропасть, а сверху выступающие скалы, не улыбалась даже здесь.

Быстро-быстро добрался до Дионисиата, а потом удивлённо смотрел на карту. Не мог я успеть. Кто-то будто за шкирку, как котёнка, перенёс.

В русском Свято-Пантелеимоновом монастыре дали послушание: разливать елей из лампадки у честной главы святого в маленькие бутылочки. Вначале дрожали руки от трепета и благоговеяния, но всё было в порядке. Потом привык. Другим монахам предложил сделать что-то типа конвейера. Дело пошло быстрее, а я подумал, какой я молодец. И тут вдруг бутылочки посыпались сквозь пальцы. Иеромонах Исидор сказал мне: "Что, батюшка, тщеславная мысль посетила?".

Мир резко контрастировал со Святой Горой. Звонки мобилок, тарахтящая греческая речь, звон и шелест евро оглушили меня. Даже в соборе святого великомученика Димитрия меня затолкали туристы. Те - ходят, те - сидят. Архиерей Салоник что-то поёт в фонящий микрофон. Его старческий голос "даёт петуха"... Господи, помилуй!

Так захотелось обратно, где не из глубины веков, а от Престола Бога смотрят на тебя святые лики в Свете летящих бликов от раскачивающегося Хороса; где не из средневекового византизма, а из вневременной области звучит знаменный распев; где, опять-таки, Небо касается земли.

На уроках истории в школе нам говорили: "Человечество опустилось в тьму средневековья". Средневековье - самая светлая страница истории человечества хотя бы потому, что тогда маленький полуостров начал своими лучами освящать всю планету.

Паки и паки: Афон не неожиданный. Он - ОЖИДАЕМЫЙ.

Святый великомучениче и целителю Пантелеимоне, моли Бога о нас!

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы