Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Торговая служба Новоспасского монастыря

Август 2006

Содержание номера       Главная страница номера

"Высшая психика" интеллигенции

Андрей Николаевич САВЕЛЬЕВ

Бесы (фрагмент).
Художник Виктор Корольков

 Убийство Государя Александра II в марте 1881 года, а затем суд над организаторами его, показали процесс вызревания в российском образованном слое целого отряда нигилистов, дошедших до крайней фазы амбициозности, лишённой какой-либо почвы. Страсти, бушевавшие среди них, описаны в русской литературе. Но более всего отразил брожение интеллигенции Фёдор Михайлович Достоевский в своём романе "Бесы". Писатель, подбирая определение для бесов революции, назвал их лидеров "передовыми", вокруг которых обретается просто "сволочь", "дряннейшие людишки", "сор".

Открывают пути заговору и террору поначалу безобидные умники, склонные к бесплодным дискуссиям. Их словоблудие подхватывают все, заразившиеся вольнодумством, - им надо всё оспорить, осудить и очернить. Наконец, "передовыми" становятся чиновники, играющие в "современность", а потом и просто уступающие инициативу "сволочи". Эти уже без всякого признака мысли, но зато с сильным чувством беспокойства и нетерпения. И вот, как писал Достоевский, "дряннейшие людишки получили вдруг перевес, стали громко критиковать всё священное, тогда как прежде и рта не смели раскрыть, а первейшие люди, до тех пор так благополучно державшие верх, стали вдруг их слушать, а сами молчать; а иные так позорнейшим образом подхихикивать". И все эти "скорбно, но надменно улыбающиеся жидишки, хохотуны, заезжие путешественники, поэты с направлением из столицы, поэты взамен направления и таланта в поддевках и смазных сапогах, майоры и полковники, смеющиеся над бессмысленностию своего звания и за лишний рубль готовые тотчас же снять свою шпагу и улизнуть в писаря на железную дорогу; генералы, перебежавшие в адвокаты; развитые посредники, развивающиеся купчики, бесчисленные семинаристы, женщины, изображающие собою женский вопрос, - все это вдруг у нас взяло полный верх и над кем же? Над клубом, над почтенными сановниками, над генералами на деревянных ногах, над строжайшим и неприступнейшим нашим дамским обществом"...

Как только среди интеллигентов-народовольцев победило направление террора (как тогда выражались, "революционная борьба по методу Вильгельма Телля и Шарлоты Корде"), всякая пропагандистская работа и проповедь социализма в крестьянской среде отошли на второй план. Народоволец Николай Морозов писал: "…подбирали мы себя совсем не спрашивая, каких кто убеждений, а исключительно по нравственным качествам и по готовности жертвовать собой против деспотизма. За все время существования "Земли и воли" и "Народной воли", я не помню даже ни одного разговора в нашей среде о социализме…". Программу "Народной воли" (которая была написана "как-то вечером" Львом Тихомировым, впоследствии отошедшим от народовольцев и ставшим одним из теоретиков самодержавной государственности) приняли, но забыли на следующий же день о её содержании. Их документы порой разительно противоречили один другому. А письмо, направленное Наследнику престола после убийства Государя, было настолько несообразно всей деятельности народовольцев, что Александр III даже не поверил в его подлинность. У народовольцев не было ни идеологии, ни ясной программы - была одна лишь ненависть к Империи.

В Программе Исполнительного комитета "Народной воли" было отмечено, что народовольцы по своим убеждениям - социалисты и народники, но они считали, что сначала необходимо совершить демократический государственный переворот, и только после этого проводить социалистические преобразования. Морозов же в своих мемуарах пишет совершенно иное. Он припоминает, что только террор казался единственно действенным способом борьбы: "Всякое другое средство борьбы представлялось мне безнадежным среди окружавшего нас произвола и насилия, и всякая другая цель нецелесообразной, так как уже в то время я пришёл к убеждению в психической неподготовленности полуграмотных масс современного мне поколения к социалистическому строю, требующему от населения высшей психики, чем существующая теперь, и надеялся только на интеллигентскую, а не демократическую республику". В программе народовольцев народ должен был лишь содействовать перевороту и тем самым склонить на его сторону общественное мнение Европы.

"Интеллигентская республика" - ни что иное, как диктатура заговорщиков. Именно в этой форме осуществилась Республика Советов в 1917 году, и "новая демократическая Россия" в 1991-м. В обоих случаях заговор и переворот не предполагали никакого "проекта России". "Психическая неготовность" масс, зафиксированная Морозовым, указывала на колоссальный разрыв между интеллигентской страстью к общественным сдвигам и спокойной размеренностью жизни подавляющего большинства подданных исполинской Империи. Интеллигенция жаждала публичных дискуссий, межпартийных дрязг, народного представительства и отчётности "верхов" Империи перед народными трибунами. А народ просто хотел благополучия и справедливости, которые надеялся получить от "верхов", ведущих непростые реформы и ограждавших страну от внешних недругов.

Народовольцы говорили, что переворот нужен ради ликвидации гнёта государства и свободного развития народа сообразно его воле и наклонностям, а наклонности эти, как ожидалось, имеют в основе социалистическую направленность. Разумеется, никакой такой направленности в народе не было, народ не хотел жить неприкаянным, подбирая путь в бурях политических страстей. Этим он и не угодил "народникам". Чтобы понудить людей к "свободному выбору своего пути", народовольцы в конце концов пришли к идее цареубийства. Обезглавить государство, полагали они, стоит именно для того, чтобы народ отказался от тех табу, которые делали Империю несокрушимой. Устоявшееся престолонаследие превращало самодержцев в бесспорных правителей, для народа - в помазанников Божиих. Убийство царя означало, что "все позволено", что "Бога нет". И тогда вместо воли Божией, вместо богоданной власти народ должен был начать управлять собой сам - посредством интеллигенции.

"Перепроизводство" интеллигенции пополняло общество "дряннейшими людишками". Они захватывали внимание публики и претендовали на определение направления общественной дискуссии. Наглость этого племени, порождённого разбойничьими ухватками вчерашних сельских бузотёров, создавала им ореол героев. Причем, если в начале XIX века мода на "страдание от начальства" в лице гоголевского Чичикова была карикатурной, то в конце XIX века подобные карикатурные персонажи стали уже восприниматься всерьёз. Пострадавшие "за правду", разжалованные, сосланные становились уважаемыми гостями на уездных посиделках "лучших людей" (о чём написал Достоевский в своём романе "Бесы").

Русская натура всегда склонна сочувствовать схваченным разбойникам. Их душегубство, будучи пресечённым, кажется русскому человеку уже не опасным. Остается только сожаление о горькой судьбе "несчастненького". Русский человек часто ищет в разбойниках некоего "благородства". Участие в политике поднимало статус разнородной публики, претендующей быть "солью соли земли", новыми "сливками общества". И потому власть также считала схваченных народовольцев скорее военнопленными, чем уголовниками. Кроме того, у них появлялась публичная трибуна в ходе судебного разбирательства, а власть не имела такой трибуны.

Как только сельский душегуб, подстерегавший барина на большой дороге с кистенем и за обиду подпаливавший его усадьбу, обратился в полуобразованного разночинца, его преступная натура возжелала мстить не столько непосредственному обидчику, сколько общественному устройству, власти, государству. И уже одно то, что вся эта злоба как бы теряла признаки личной корысти и мести, превращало её в модное общественное поветрие.

Империя боролась с нигилистами виселицей и кандалами, но чаще - сажала их в казематы, где помилованные душегубы могли спокойно размышлять о революции. Но часто "высшая психика" интеллигенции не выдерживала прямых следствий политической борьбы - тюремного заключения. Значительная часть арестованных народовольцев в тюрьме сошли с ума, покончили жизнь самоубийством, бросались на надзирателей с целью получить смертный приговор.

Большинство приговорённых к пожизненным срокам соучастников подготовки убийства Александра II не выдержали заключения в Алексеевском равелине. Среди немногих выживших оказался Николай Морозов - своеобразный рекордсмен тюремной жизни, отсидевший в тюрьме 28 лет. Морозов спасся от собственной "высшей психики" только увлечением науками. Во время заточения и после тюрьмы его уже мало занимала революционная деятельность. Он стремился разработать свои научные идеи и издать то, что было написано им за время сидения за решёткой. Он сформулировал несколько продуктивных гипотез в химии и астрономии. Его семитомный труд "Христос", написанный в заключении, нашёл своего читателя только в наши дни. Морозов стал предтечей ревизионистов истории Фоменко и Носовского, засыпавших Россию своими псевдонаучными опровержениями всех исторических хроник.

Установки народовольцев позднее были подхвачены большевиками: земля - народу (крестьянам), фабрики - рабочим. Интеллигенции, согласно их призывам, доставались все преимущества водителей общества, использующих политические свободы и всеобщее и равное избирательное право и народное представительство. Но этот багаж большевики переосмыслили по-своему и не желали выводить пролетарскую революцию из народовольческих заговоров и помыслов о народной демократии. От своих последователей народовольцы удостоились лишь забвения, а от истинно русских людей - презрения.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы