Новороссийский порт |
Первый русский десант в районе нынешнего Новороссийска высадился 170 лет назад, в августе 1836 года. Понимая, как возрастает роль этого порта для России после того, что сделано высшими политиками по утрате мощи Черноморского флота и самой базы - города отчей славы Севастополя, ждёшь какого-то нового рывка в его развитии, в сохранении и преумножении славных традиций. Тем более, что роль Новороссийска словно бы повторяется в истории. Ведь после захвата фашистами Севастополя и Одессы Новороссийск уже делался главной базой Черноморского флота. Враг был остановлен на линии обороны в районе цементных заводов, в порт не вошёл ни один фашистский корабль.
А начинал славу города адмирал М.П. Лазарев, командовавший с 1833 года Черноморским флотом, задачей которого было разрушить коварные планы англичан и турок в оказании военной помощи горским народам Северного Кавказа в их противостоянии России. Поэтому Михаил Петрович продолжал строить и укреплять Севастополь, а в течение 1836-1840 годов под его командованием на побережье Чёрного моря было высажено несколько десантов, основавших военные укрепления на российской морской границе. Им была создана первая лоция Чёрного моря. Он выбрал самое выгодное место для базирования эскадры в Цемесской бухте, положившее начало основания города и порта Новороссийск.
Там, где башни красовались
Крепости Суджук-Кале,
Там-то Севера сынами
И под сению знамён,
Оградившийся штыками,
Русский город заложён...
Так писал Михаил Фёдоров, прапорщик Тенгинского полка, в котором служил поручиком другой полковой поэт - Михаил Лермонтов.
"Двадцать два самых разных судна носили это славное имя - "Новороссийск". Такого не знает ни один город-порт в мире! Я их все нарисовал, а многие воспроизвёл в моделях", - говорит Валентин Силантьевич Шикин. Его выставка открылась в детской художественной школе имени скульптора Эрьзи. Старейшему судомоделисту и художнику, руководителю Клуба истории флота и воспитателю юных исполнилось 76 лет.
- Вот я делаю модели судов с 1958 года, работал во многих местах - во Дворце пионеров, в профессионально-техническом училище № 7, в мореходной школе, во флотилии юных моряков и должен сказать, что общее отношение к подобным увлечениям поменялось чуть ли не на 180 градусов. Дети перестали делать что-либо своими руками. Максимум, на что они способны - это склеивать разборные готовые модели, купленные в магазине. Но ведь это не развивает конструкторское мышление. Скоро дойдет до того, что мужчины гвоздь не смогут у себя в доме без подсказки забить - будут искать в Интернете видеокурсы по правильной забивке гвоздя.
Наставник с юными моряками
над макетом плавучего храма
Святителя Николая. |
К самым дорогим и уникальным работам последних лет Валентин Силантьевич относит находящуюся сейчас в музее-заповеднике "Силистрию" и макет единственной в мире плавучей церкви Николая Чудотворца - главного покровителя странствующих, плавающих, защищающих Родину. У последнего судна очень интересная судьба. В 1853 году оно было доставлено из Англии и до 1903 года ходило буксиром на Волге. Затем астраханский рыбопромышленник Вельяминов переделал буксир в плавучий храм. Для этого судно было разрезано пополам и за счёт средней вставки увеличено на 2,5 метра в длину. Это позволило оборудовать мини-храм на воде со звонницей и даже пекарней. В 1910 году этот храм посетил Николай II и предложил свою яхту "Ливадия" тоже использовать на благое дело. Так, у моряков-черноморцев появилась плавучая церковь. К 300-летию Российского флота Шикин сделал модель плавучего храма Николая Чудотворца. В.С. Шикин готовит к 170-летию Новороссийска альбом "С именем "Новороссийск", коллективную работу - учебник "Очерк по истории танкерного флота России" и сборник, посвящённый тем людям, именами которых названы улицы города (их около 70) и славные суда (порядка 150 названий). Ведь каждый корабль, убеждён самородок, своего рода плавающий памятник.
Власти города, новые владельцы заводов-пароходов, все люди, уважающие его, - должны помочь подвижнику!