3 августа - 60 лет со дня рождения Николая Петровича Бурляева
Николай Бурляев являет собой феномен в современной культурной жизни России (мало только сказать - в искусстве!): коренной москвич, выросший в самом центре послевоенной Москвы, он 13-летним школьником вкусил, можно сказать, европейский успех. Студент режиссёрского факультета ВГИКа Андрей Кончаловский, которому было на десять лет больше, снял на учебной киностудии короткометражный поэтический и грустный фильм "Мальчик и голубь". На престижнейшем Международном кинофестивале "Венеция-1962" картина Кончаловского с Бурляевым в главной роли завоевала "Бронзового Льва святого Марка" на конкурсе фильмов для детей. Коля заканчивал тогда шестой класс. Учебная киностудия ВГИКа выдавала объяснительные записки юному артисту, тот относил их своим школьным учителям. Вместе с Бурляевым в фильме "Мальчик и голубь" снимался опытный актёр Владимир Шурупов. Он-то и отвёл Колю в театр имени Моссовета, к Юрию Александровичу Завадскому. Так началась для Николая Бурляева четырёхлетняя театральная служба: первые овации, поклонницы, цветы. Площадь Маяковского была рядом с его коммуналкой на улице Горького - пешком от дома на спектакль 15 минут хода, а до славы - путь был не намного длиннее. Можно себе представить: оттепель, молодой талантливый артист, сто пятьдесят аншлаговых спектаклей по пьесе Исидора Штока "Ленинградский проспект", где юный баловень судьбы играл с выдающимся мастером-тёзкой Николаем Дмитриевичем Мордвиновым, которого Бурляев доныне считает одним из своих главных наставников в искусстве.
Николай закончил школу в 1964-м году и с ходу поступил к вахтанговцам в Школу-студию имени Щукина, прямо на второй курс актёрского факультета. Вместе с ним учились кинозвёзды - Анастасия Вертинская и Никита Михалков. Счастливая звезда вела и самого Бурляева дальше. Кончаловский, "крестник" киноактёра Николая Бурляева, не раз показывал фильм "Мальчик и голубь" своему вгиковскому другу Андрею Тарковскому. В это время в журнале "Знамя" появляется пронзительный рассказ бывшего разведчика Владимира Богомолова "Иваново детство", по нему начинают ставить фильм, губят, можно сказать, на корню и предлагают переснять по остаточной смете Андрею Тарковскому. Тот после долгих поисков выбирает на главную роль Бурляева.
Как и лента Кончаловского "Мальчик и голубь", фильм "Иваново детство" с участием Бурляева поехал на фестиваль "Венеция-1962". Вряд ли кто из руководителей тогдашнего советского кинопроизводства мечтал о главной награде. В результате - "Золотой Лев святого Марка", главная награда по главному конкурсу художественных фильмов. Никогда ни одна советская картина не получала здесь такой премии. Она потрясла мировое киносообщество. И не только кинематографическое: серьёзную статью о фильме опубликовал в левой итальянской печати Жан-Поль Сартр, властитель западных умов, философ и писатель.
Что ещё нужно молодому актёру, чтобы сломаться, заштамповаться, закупаться в лучах славы? Ну, ещё сняться в новелле "Колокол", венчающей фильм Тарковского "Андрей Рублёв", которая была очень дорога режиссёру. И роль Бориски - вдохновенного, отрешённого, нервного - стала как бы воплощением беспроигрышного типажа для молодой знаменитости. Ну, ещё вдобавок оставалось стать зятем великого и всемогущего Сергея Бондарчука. Кто смог бы выдержать такой груз славы и гостинцев судьбы? Только он - Николай Бурляев, сын православных работящих родителей, внук неприхотливых актёров передвижных малороссийских театров - Людмилы и Леонида Бурляевых, которые под псевдонимом Филипповские выступали ещё до революции. По семейному преданию, один из пращуров их был запорожский казак - полковник Остап Бурляй, который служил у Богдана Хмельницкого. Вот эти глубинные корни и помогли Николаю Бурляеву устоять на российских ветрах, утвердиться в своей безбожной среде, а прямо говоря, - подняться над её пеной, бесхребетностью, продажностью.
Как режиссёр, он добился права снимать фильм "Лермонтов". Работа над фильмом длилась у Бурляева пять лет. В съёмках были заняты пять тысяч человек. Участвовало 185 актёров. Использованы рисунки и картины Лермонтова, беспрерывным потоком звучали стихи гениального поэта в страстном чтении самого постановщика. Фильм охватывает всю короткую жизнь Лермонтова: от рождения до гибели в Пятигорске под пистолетом бывшего приятеля, тоже гвардейского офицера Николая Мартынова. За этот фильм, настороженно воспринятый, снятый, например, прямо из эфира Ленинградского телевидения, Бурляев подвергся жесточайшей критике. Как не вспомнить разгромную статью в "Московском комсомольце", которая уже тогда обнажила позицию либеральной прессы, готовой в зародыше уничтожить всё державное, русское и православное. Кстати, работа над фильмом открыла другую сторону основательного таланта Бурляева: его филологические исследования поражают глубиной проникновения в материал, профессионализмом и чёткостью идейной позиции.
Минувшей весной фестиваль встречал древний город Серпухов и всё дальнее Подмосковье, которое ещё пытается духовно высвободиться из-под гнёта безжалостной, всё более не русской, но все-таки родной для нас Москвы. Ведь это и сама первопрестольная дала ему силы выйти из каменных и коммерческих дебрей несгибаемым витязем.
Поздравляем нашего соратника, соавтора, соработника на общей ниве - прекрасного и неисчерпаемого русского художника Николая Петровича Бурляева с юбилеем! Многая и благая лета!