Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Торговая служба Новоспасского монастыря

Август 2006

Содержание номера       Главная страница номера

Богородичная Пасха

Протоиерей Александр Шаргунов

 28 августа - Успение Пресвятой Богородицы

В праздник Успения мы прославляем торжество жизни. Мир был создан, чтобы жизнь торжествовала в нём - не эта жизнь, которую мы знаем и за которую цепляемся изо всех сил, - но жизнь вечная. Жизнь, которая есть, жизнь Бога Живого.

Успенский Пост - самый краткий и самый сладкий. Он начинается с освящения мёда, а потом - освящение плодов. Самый лёгкий - потому что Божия Матерь заботится о том, чтобы иго Христово было для нас лёгким. И заботится о теле нашем так же, как и о душе.

Начинается этот Пост с освящения мёда - не ради только той сладости, которую Господь даёт для тела, но чтобы мы вкусили и увидели, как благ Господь. Потому в первый день Успенского Поста износится для поклонения Крест Христов. Как некогда в Ветхом Завете в горькие воды Мерры по слову Господню опускалось древо, и они становились сладкими, так и горечь нашей жизни - от прикосновения к ней Креста Христова - да изменится в сладость.

Мы начинаем Пост с поклонения Кресту Христову, потому что Успенский Пост есть размышление о тайне смерти и о тайне жизни, земной и вечной. Чтобы эта тайна стала сладостной для нас, чтобы открылась она нам глубже этим Постом. День 1 августа по старому стилю, с которого начинается Успенский Пост, считается днём крещения Руси. А крещение - это и есть такое погружение в крестную воду - благодать Христову, когда открывается тайна Креста. И кто узнаёт её, тот готов всё принести Господу - и жизнь, и смерть свою, чтобы всегда быть с Ним. Потому святые мученики (на иконах - они всегда с крестом в руке) идут впереди всех в сонме святых. Наша русская Церковь, как никакая другая, прославилась подвигами мученичества. И в ней всегда было особенное почитание Божией Матери, Её святого Успения, которому издревле посвящались многие монастыри. Успенским Постом, когда пришла на нашу землю небывалая смута, святой патриарх Тихон обличил гонителей Церкви и призвал отступивших от Бога русских людей к покаянию.

Весь Успенский Пост - крестный. Начало Успенского Поста - Крест, и в середине его - Крест, Преображение Господне, с его светом, возвещающим о исходе, который Господь должен совершить в Иерусалиме. И праздник Нерукотворного образа Спасителя, который является как бы завершением Успенского Поста, - тоже праздник Креста. Потому что Господа "не приняли, как имеющего вид идущего в Иерусалим" (Лк. 9, 51), и Пречистый лик Его является нам среди Креста.

То, что возвещает сегодня Церковь, - радость. Радость Воскресения Христова и соединения с ним в полноте Успения Божией Матери. Радость Божией Матери быть с Богом, Которого Она никогда не оставляла. В Успении Божией Матери, как в Пасхе Господней, смерть - то, что считается самой великой скорбью, становится самой великой радостью.

Среди нынешних небывалых скорбей и почти всеобщего уныния мы больше всего нуждаемся в радости. Подлинная радость не зависит от материального благополучия, от удовлетворения всех наших нужд, от прекрасного здоровья, от отсутствия трудностей. Тайна её - иная, она имеет своим источником Христа. Она - в любви, которую Бог имеет к нам и в нашем ответе на эту любовь, в обещании Господа: "Радость Мою даю вам, которую никто не может отнять". Никто и ничто! Ни скорбь, ни бедствия, ни одиночество, ни немощи наши. Ничто не может лишить нас этой радости, если мы будем вместе с Господом и Его Пречистой Матерью. Преподобный Амвросий Оптинский писал одной из своих чад: "Ты потеряла радость? Скажи себе: между Богом и мной есть преграда. И молись Божией Матери, чтобы Она помогла тебе найти и устранить эту преграду без промедления". Мы знаем, что только удаление от Бога грехом омрачает наш внутренний мир и лишает радости.

Без этой радости невозможно наше возрастание в духовной жизни. Потому что уныние совершенно лишает сил. Подлинная радость - такое внутреннее состояние души, которое помогает преодолеть любые преграды. Чем больше трудностей, тем больше мы нуждаемся в радости. Мир, ищущий радости без Бога, погружается во всё большее отчаяние, и в нём всё больше наглеет грех и смерть. Только радость о победе над смертью может возвратить к жизни окаменевшие от безысходности сердца. Пример первых христиан - свидетельство тому. За короткое время они обратили языческий мир ко Христу своим образом жизни, своей неугасимой радостью среди гонений и смерти. Тем, чем были первые христиане, должны быть сегодня и мы - проповедниками мира и радости, которые принёс нам Христос. Среди ужаса нынешней жизни многие обретут присутствие Христово, если увидят в нас то, что превосходит естественные человеческие силы. Христиане это те, кто являются свидетелями воскресения Христова и воскресения Божией Матери. Те, кто воскресение Христово видевше, узнали, что и Божия Матерь - в славе и радости, которая теперь принадлежит всей Церкви. Эта слава дана Ей, чтобы показать нам, до каких пределов идет Христова любовь, до каких глубин Бог любит нас. Мы осуждены грехом на неизбежную смерть, и в то же время мы знаем, что жизнь уготована нам в великолепии славы Божией.

Как совершилось Успение Божией Матери? Мы не найдем в Писании на это ответа. Ответ - в действии Духа Святого в Церкви. Господь сказал: "Когда придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину" (Ин. 16, 13). Мы обретаем эту веру в воскресение Божией Матери в сокровищницах Божественного Откровения. В Духе Святом Церковь предстоит перед Её святою Плащаницею.

Божия Матерь, всегда хранимая Богом от греха с самого Своего рождения, была сохранена от разрушения тела в конце Своей жизни. Мы не знаем, как взошла Божия Матерь со Своим воскресшим телом в Царство Божие, но мы не удивляемся этому. Подобало Избранной Богом в Превечном Совете так завершить Свою жизнь. Подобало Той, Которая была столь сокровенно соединена со Христом Богом в течение всей Его земной жизни, и в особенности в час Его Крестных Страданий и смерти, войти равным образом в славу Его Воскресения. Разве не должна была Мать быть там, где теперь Её Сын пребывает со Своим прославленным телом? Разве не должна была Та, Которая сказала о Себе: "Се, раба Господня" быть там, где Тот, Кто как раб умывает на Тайной Вечери ноги Своим ученикам? Там, где Новый Адам не должна ли быть Та, Которую Церковь называет Новою Евой? "Ангел, возшед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами" (Лк. 1, 28). Это совершилось в Благовещении, чтобы Она была Матерью, достойной Своего Сына, Которого Ей предстояло родить миру, и это совершается в Успении. Так сотворил Ей величие Сильный тогда, и так сотворил сейчас - в час Её исхода от земли.

Постараемся увидеть сегодня весь Её путь - Той, Которая приемлет радость Ангельского благовестия, Той, Которая спешит в нагорную страну к праведной Елисавете, Той, Которая в Вифлеемских яслях пеленает Своего Богомладенца, Той, Которой в Иерусалимском Храме открывается пророчество о оружии, проходящем Её душу, Той, Которая совершает бегство в Египет, Той, Которая с великой скорбью ищет двенадцатилетнего Отрока, потерявшегося на празднике в Иерусалиме, Той, Которая на браке в Кане Галилейской слышит: "Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой", Той, Которая у подножия Креста соумирает со Своим Божественным Сыном. Это Она, с сердцем, исполненном радости и изумления, воспевает в Духе Святом: "Величит душа Моя Господа", называя Себя рабой Господней, на смирение Которой призрел Господь. И эта песнь становится молитвой, которую каждый день возносит пред Богом Церковь.

То, что происходит с Божией Матерью, касается нас. Её слава - наша слава. Божия Матерь - в славе Воскресения ради всей Церкви. Ибо что не делает Церковь из того, что соделала уже Божия Матерь? Какой смысл в рождении Её Сына, если оно не обещает рождение Церкви? Разве на Кресте Господь не дал нам Свою Матерь как нашу Мать? И разве не была Она среди апостолов в час, когда Дух Святой созидал Церковь? Как возможно отделить одно от другого? И что значит праздник Успения, если эта радость не относится к нам? Божия Матерь - заря Церкви торжествующей. Она показывает нам наше будущее среди мрака этого мира и питает надежду тех, кто ещё в пути. Она - с нами, как и Победитель смерти Господь, во все дни до скончания века. Это наш Символ веры. Чаем воскресения мертвых и вечного нашего пребывания рядом с Божией Матерью там, где Воскресший Христос.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы