Вспомним притчу Христову о разделении на овец и козлищ, на добрых и злых. Мы живём в мире насилия, в котором разница между добром и злом стёрта. Нормы христианской морали и нравственности, веками удерживающие человека от падения в пропасть духовной пустоты, отринуты. После десятилетий коммунистического атеизма мы строим общество, в котором целью объявляется погоня за прибылью. Название ему - капитализм. Главная ценность - деньги. Деньги любой ценой. Всё, что мешает получению денег, должно быть отброшено. Честь, совесть, семья, дети. Покупаются политики, военные, учёные, партии и государства. Совестливый, нравственный человек этой системе не нужен, так как для неё больше подходят порочные люди. Посмотрите, кто сегодня становится примером для подражания: морально ущербные люди, не могущие сохранить семью, с упоением воспевающие свои низменные потребности. Они сегодня герои телепередач, газет и журналов, романов, кинофильмов. Они зовут нас жить "без комплексов", то есть без совести. Это они издеваются над чувствами верующих, подрывают культуру и устои государства, толкают людей во мрак оккультизма, магии, мистицизма, колдовства, а образ глубоко верующего человека преподносят как маргинала, живущего вчерашним днём. Они развращают подрастающее поколение, заявляя, что "Бога нет и всё позволено".
Ускоренным строительством общемировой системы зла назвал Святейший Патриарх Алексий II происходящее в мире. "Вечные ростовщики", захватив мировые финансовые и экономические высоты, через масс-культуру диктуют свои условия игры, дезориентируют человека, предлагая ему жить низменными животными инстинктами, бросая в сатанинскую пучину зла. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорил, что "если человек живёт в атмосфере множества духов злобы поднебесных, среди соблазнов, среди тяжких примеров нечестия, развращённости, в атмосфере безудержных страстей человеческих, если он живёт в атмосфере глупости и пошлости, то не может эта атмосфера не заражать его душу. И заражается несчастная душа, и сама становится жилищем бесов".
В праздник великомученика Георгия Победоносца довелось мне побывать на престольном празднике в селе Березники Владимирской области. Служил архиепископ Евлогий. В этот день отмечалось стопятидесятилетие храма. Он разделил судьбу большинства храмов России. В хрущёвское время был закрыт и разрушен. Сейчас усилиями прихожан и благодетелей восстанавливается. Колокольня в лесах, над куполом сияет золотой крест. Рядом полузаброшенное кладбище. Могилы давно ушедших и наших современников. Ещё совсем недавно в селе жило 800 человек, а сегодня 300. Засохшие огромные деревья, обступившие церковь, своей безжизненностью подавляли немногие деревца с проклюнувшейся небесно-зелёной листвой. Возрождающийся храм, кладбище, мёртвые деревья, нависшие над молодыми берёзками - зримая картина нашей России. Граница между светом и тьмой проходит через сердце каждого человека. Чем больше в нём света, тем труднее завлечь человека в силки зла. А у большинства из нас - омертвевшие души, покрытые мхом и лишайником грехов, и лишь немногие пробудились, как зазеленевшие деревья, и пустили ростки любви к Богу и ближним.
Сегодня как никогда российское государство и Православная Церковь нуждаются друг в друге. Страна, лишённая единых духовно-нравственных ценностей, перестаёт быть суверенным государством, а человек, потерявший веру в такое государство, перестаёт быть его гражданином. Неверие во власть разрушает общественную мораль, семью как институт сохранения и передачи культуры в обществе, национальную общность, личную нравственность.
Разве может либеральное государство собственными силами справиться с духовным одичанием человека? Нет, потому что оно и порождает духовную опустошённость. Только Церковь способна доступным и понятным языком объяснить каждому, что такое добро и зло, помочь сделать свой собственный выбор в пользу такой социально-экономической системы, в которой важнейшим приоритетом является нравственное и физическое здоровье людей. При этом Церковь не должна ограничиваться лишь обрядами и таинствами в пределах церковной ограды, а должна идти к людям, предлагая спасительную мудрость святого Писания и Предания. История учит, что если Церковь смиряется со своим местом в обществе, то её бытиё начинает искажаться. Если мы считаем себя православными, то должны стремиться сделать государство, в котором живём, более христианским. Нельзя иди на работу, оставляя веру дома. Для православного невозможно "отделение" Церкви от государства. Это наша страна, наша культура, наш язык и мы в ответе за всё.
Источник всех ценностей - Господь. У России основополагающая ценность не её природные богатства, а - православие. Именно православная вера создала и государство российское и русский народ. Поэтому от власти мы должны требовать условий, которые дадут нам, православным, возможность в детских садах и школах, институтах и средствах массовой информации нести людям Слово Божие. Только через Истину мы свободны. А наша Истина, наш Путь и Жизнь - Иисус Христос. Он есть тот незыблемый фундамент "и вчера, и сегодня и во веки Тот же", на котором мы можем и должны строить нашу Россию.