Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Торговая служба Новоспасского монастыря

Июнь 2006

Содержание номера       Главная страница номера

Золото для святого престола

Александр Михайлович СКОРУПСКИЙ

  (Окончание. Начало в № 5)

Старый раввин был уверен, что настают последние времена. Ещё стоял Иерусалим, голодали, но не сдавались ревностные борцы против римской власти в горной крепости Моссада, но уже все военные силы огромной империи устремились на Ближний Восток, против восставших иудеев, и исход войны был предрешён.

С отвращением раввин рассматривал окружающее его языческое великолепие: скульптуры из малоазийского полупрозрачного мрамора среди белоснежных колонн, тихое журчание фонтана в украшенной мозаиками и фресками зале. И всё это в доме правоверного иудея, вера которого запрещает изображение людей и животных! Дворцу Шимона мог позавидовать любой римский сенатор.

На мраморном инкрустированном столе для услады пирующих возвышались замшелые амфоры со столетними редкостными винами, в расписных краснофигурных греческих сосудах благоухали молодые ароматные вина Фалерно.

Но вряд ли это изобилие радовало собравшихся здесь для решительного разговора серьёзных мужчин, в темных, тяжёлых восточных одеждах.

- Что слышно из Иерусалима? - спросил староста менял базилики Эмилии римского Форума.

- Ничего, кроме официальных известий из ставки кесаря Адриана.

- Так может дела не так плохи? - с надеждой спросил старый раввин.

- Римляне имеют преимущество в численности и выучке войск, в вооружении и военной технике, - ответил Шимон. - Война близится к концу. Во исполнение обета кесаря на монетном дворе начали чеканить монеты в честь предстоящего переименования Иерусалима в Элию Капитолину. На лицевой стороне - портрет Адриана, на обороте - римлянин с упряжкой волов, перепахивающий с солью землю на месте храма Соломона, чтобы впредь там даже трава не росла.

- Это ты, ты во всём виноват, Шимон! - не сдержавшись, закричал раввин. - Ты не доставил обещанное зерно в крепость Моссаду, и её защитники сейчас умирают от голода!

- Этих фанатиков вряд ли что-нибудь спасло бы, даже моё зерно или золото. Да и потом, римляне платят за продовольствие больше. Разве моё богатство, благосостояние нашей общины не важнее жалкой жизни горстки одержимых оборванцев?

- Что толку поминать прошлое? - вмешался староста менял. Давайте лучше думать, как отвести беду от общины.

- Префекту преторианцев заплачено?

- Да, и не мало! - с гордостью ответил один из присутствующих. Кто вручал деньги?

- Я - стукнул себя кулаком в грудь главный подрядчик общественных работ.

- Поздравляю, ты умрёшь первым, быстрой смертью, чтоб не осталось свидетеля, - как о само собой разумеющемся сказал Шимон. - Префект по-своему хороший человек, клянётся нам в дружбе, сообщает последние дворцовые сплетни, присылает солдат для защиты наших лавок и помогает избавиться от конкурентов. Одного не может он - ослушаться приказа кесаря. Если он скомандует - от вашей общины только мокрое место останется.

- О Боже, что с нами сделают? Выселят? Отнимут имущество? Лишат всех прав? - плаксиво спросил раввин.

- В вашем положении о подобных мелких неприятностях я бы только мечтал - злорадно заметил Шимон.

- Что же будет?

- Представить не трудно! Проскрипции.

- Что это? - удивлённо спросил раввин.

- Вы не слышали о проскрипциях? Надо лучше знать историю страны, где живёте. Проскрипции - это список людей, лишившихся покровительства римского закона. Такого человека любой, даже раб, может убить, выселить из дома, отнять имущество. Думаю, скорее всего, вас прикончат самые осведомлённые, проворные и организованные - тайная полиция или преторианцы. Предварительно, конечно, заставив переписать на себя все имущество.

- Что же нам делать?

- Честно говоря, не знаю.

- Шимон, почему ты всё время говоришь "вы", "ваше", как будто ты сам перестал быть иудеем.

- Во-первых, не называйте меня больше Шимон. Мое имя - Симон, получено при крещении в честь Симона Канонита, апостола Господа нашего Иисуса Христа, а сам я вот уже десять лет преданный и смиренный слуга папского престола.

- Ловко! Только кто тебе поверит? Тайная полиция лишь посмеётся над твоим крещением.

- Ошибаетесь! Если бы я вдруг обратился в веру древних римских богов, люди бы поставили под сомнение мою искренность. Но я принял Таинство крещения, стал членом гонимой, преследуемой законом, бедной общины. И случилось это очень давно, почти десятилетие назад. Меня никто не сможет упрекнуть в хитром расчёте. К тому же я теперь беден - передал всё своё имущество христианам. Лишь по великой своей милости папа дозволяет мне жить в моём прежнем дворце и управлять всеми финансами церкви. А теперь прошу простить, вынужден покинуть вас, братья ждут меня к обедне.

- Постой, Симон, - схватил его за руку самый молодой из присутствующих, - а что, если римляне арестуют тебя как христианина?

- По закону я имею право потребовать у тюремщиков доставить меня в ближайший языческий храм, принести жертвы богам и поклониться статуе кесаря. Никто не вправе держать меня в тюрьме после этого. Конечно, среди братьев в общине я буду считаться плохим христианином, но, надеюсь, после раскаяния священник дарует мне отпущение грехов.

- Я тоже хочу стать христианином, - сказал молодой иудей.

- Твоё желание похвально, брат мой! - улыбнулся Симон. - Кто ещё желает принять Таинство крещения и стать слугой римского папского престола?

- Если нет другого выхода, я тоже согласен, - задумчиво заявил староста менял базилики Эмилии.

- Правильно, брат! - сказал Симон, - тайное совещание раввинов в Антиохии постановило, что для спасения жизни иудеям дозволено переходить в другую веру.

Прошло полтора века.

Из-за холма, со стороны давно не ремонтируемой, ухабистой дороги Аурелия, ведущей в Пизу, Геную, Никею (Ниццу) и дальше, - в Галлию, послышался ритмичный нарастающий гул. Стремительно пронеслась по обочине конная разведка сарматов в косматых звериных шкурах, накинутых поверх доспехов, с летящими по ветру, выбившимися из-под шлемов светлыми волосами. Колыхалось на ветру тяжёлое полотнище огромного знамени с вышитым драгоценными камнями крестом, - знаменитый походный стяг-Лабарум кесаря Константина. Здоровенные солдаты в начищенных доспехах несли на длинных древках серебряных орлов - знаки легионов.

Немногочисленная, сбитая в стройные колонны армия Константина, победив в гражданской войне противника, вступала в окрестности Рима.

Здесь были уверены, что настают последние времена. Говорили, что уничтожат всех римлян - ведь легионы Константина состояли из варваров - конных сарматов, свирепых германцев, вспыльчивых галлов. Рассказывали, что накануне решающей битвы кровавой гражданской войны язычнику Константину приснился сон: небеса даруют ему победу, если он пойдёт на битву под знаменем с крестом. Варвары-легионеры его армии в большинстве своём тоже были христианами, а крещены - проповедниками из Готии и Скифии.

Но опасения римлян по поводу нового кесаря и его варварской армии оказались напрасными. Легионы мирно расположились на постой в казармах, на улицы выслали патрулей, быстро унявших вспыхнувшие было грабежи и восстановивших в городе порядок. За поставки войску расплачивались сполна только что отчеканенными медными монетами. Несколько менял, попробовавших сбить курс новых денег или вообще отказавшихся принимать их в обменных лавках, тут же схватили и после короткого суда, при стечении народа, публично обезглавили прямо на Форуме.

На второй вечер пребывания в Риме Константин собрал расширенный военный совет. Лишь личная преданность ему, Константину, и христианская вера связывали этих неукротимых воинов в единую, непобедимую армию.

- Нравится ли вам столица империи, город святого престола? - спросил Константин.

- Нет! - ответили легионеры.

- Мне тоже, - сказал кесарь. - Сегодня я решил заложить новую столицу империи, духовный центр истинного христианства, Второй Рим, в греческом городе Византий, у пролива Босфор.

- Но, Кесарь, Рим - идеальная база для армии. Все дороги ведут в Рим, - возразил кто-то. Константин задумчиво улыбнулся и процитировал Евангелие от Луки: "Иисус... возведён был Духом в пустыню, для искушения от диавола... и говорит Ему: Всё это дам Тебе, если пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи." (Мф. 4, 1-10).

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы