(Окончание. Начало
в № 5)
Старый раввин был уверен, что настают последние времена. Ещё стоял Иерусалим, голодали, но не сдавались
ревностные борцы против римской власти в горной крепости Моссада, но уже все военные силы огромной империи
устремились на Ближний Восток, против восставших иудеев, и исход войны был предрешён.
С отвращением раввин рассматривал окружающее его языческое великолепие: скульптуры из малоазийского
полупрозрачного мрамора среди белоснежных колонн, тихое журчание фонтана в украшенной мозаиками и фресками
зале. И всё это в доме правоверного иудея, вера которого запрещает изображение людей и животных! Дворцу
Шимона мог позавидовать любой римский сенатор.
На мраморном инкрустированном столе для услады пирующих возвышались замшелые амфоры со столетними редкостными
винами, в расписных краснофигурных греческих сосудах благоухали молодые ароматные вина Фалерно.
Но вряд ли это изобилие радовало собравшихся здесь для решительного разговора серьёзных мужчин, в темных,
тяжёлых восточных одеждах.
- Что слышно из Иерусалима? - спросил староста менял базилики Эмилии римского Форума.
- Ничего, кроме официальных известий из ставки кесаря Адриана.
- Так может дела не так плохи? - с надеждой спросил старый раввин.
- Римляне имеют преимущество в численности и выучке войск, в вооружении и военной технике, - ответил
Шимон. - Война близится к концу. Во исполнение обета кесаря на монетном дворе начали чеканить монеты в
честь предстоящего переименования Иерусалима в Элию Капитолину. На лицевой стороне - портрет Адриана,
на обороте - римлянин с упряжкой волов, перепахивающий с солью землю на месте храма Соломона, чтобы впредь
там даже трава не росла.
- Это ты, ты во всём виноват, Шимон! - не сдержавшись, закричал раввин. - Ты не доставил обещанное
зерно в крепость Моссаду, и её защитники сейчас умирают от голода!
- Этих фанатиков вряд ли что-нибудь спасло бы, даже моё зерно или золото. Да и потом, римляне платят
за продовольствие больше. Разве моё богатство, благосостояние нашей общины не важнее жалкой жизни горстки
одержимых оборванцев?
- Что толку поминать прошлое? - вмешался староста менял. Давайте лучше думать, как отвести беду от
общины.
- Префекту преторианцев заплачено?
- Да, и не мало! - с гордостью ответил один из присутствующих. Кто вручал деньги?
- Я - стукнул себя кулаком в грудь главный подрядчик общественных работ.
- Поздравляю, ты умрёшь первым, быстрой смертью, чтоб не осталось свидетеля, - как о само собой разумеющемся
сказал Шимон. - Префект по-своему хороший человек, клянётся нам в дружбе, сообщает последние дворцовые
сплетни, присылает солдат для защиты наших лавок и помогает избавиться от конкурентов. Одного не может
он - ослушаться приказа кесаря. Если он скомандует - от вашей общины только мокрое место останется.
- О Боже, что с нами сделают? Выселят? Отнимут имущество? Лишат всех прав? - плаксиво спросил раввин.
- В вашем положении о подобных мелких неприятностях я бы только мечтал - злорадно заметил Шимон.
- Что же будет?
- Представить не трудно! Проскрипции.
- Что это? - удивлённо спросил раввин.
- Вы не слышали о проскрипциях? Надо лучше знать историю страны, где живёте. Проскрипции - это список
людей, лишившихся покровительства римского закона. Такого человека любой, даже раб, может убить, выселить
из дома, отнять имущество. Думаю, скорее всего, вас прикончат самые осведомлённые, проворные и организованные
- тайная полиция или преторианцы. Предварительно, конечно, заставив переписать на себя все имущество.
- Что же нам делать?
- Честно говоря, не знаю.
- Шимон, почему ты всё время говоришь "вы", "ваше", как будто ты сам перестал быть иудеем.
- Во-первых, не называйте меня больше Шимон. Мое имя - Симон, получено при крещении в честь Симона
Канонита, апостола Господа нашего Иисуса Христа, а сам я вот уже десять лет преданный и смиренный слуга
папского престола.
- Ловко! Только кто тебе поверит? Тайная полиция лишь посмеётся над твоим крещением.
- Ошибаетесь! Если бы я вдруг обратился в веру древних римских богов, люди бы поставили под сомнение
мою искренность. Но я принял Таинство крещения, стал членом гонимой, преследуемой законом, бедной общины.
И случилось это очень давно, почти десятилетие назад. Меня никто не сможет упрекнуть в хитром расчёте.
К тому же я теперь беден - передал всё своё имущество христианам. Лишь по великой своей милости папа дозволяет
мне жить в моём прежнем дворце и управлять всеми финансами церкви. А теперь прошу простить, вынужден покинуть
вас, братья ждут меня к обедне.
- Постой, Симон, - схватил его за руку самый молодой из присутствующих, - а что, если римляне арестуют
тебя как христианина?
- По закону я имею право потребовать у тюремщиков доставить меня в ближайший языческий храм, принести
жертвы богам и поклониться статуе кесаря. Никто не вправе держать меня в тюрьме после этого. Конечно,
среди братьев в общине я буду считаться плохим христианином, но, надеюсь, после раскаяния священник дарует
мне отпущение грехов.
- Я тоже хочу стать христианином, - сказал молодой иудей.
- Твоё желание похвально, брат мой! - улыбнулся Симон. - Кто ещё желает принять Таинство крещения и
стать слугой римского папского престола?
- Если нет другого выхода, я тоже согласен, - задумчиво заявил староста менял базилики Эмилии.
- Правильно, брат! - сказал Симон, - тайное совещание раввинов в Антиохии постановило, что для спасения
жизни иудеям дозволено переходить в другую веру.
Прошло полтора века.
Из-за холма, со стороны давно не ремонтируемой, ухабистой дороги Аурелия, ведущей в Пизу, Геную, Никею
(Ниццу) и дальше, - в Галлию, послышался ритмичный нарастающий гул. Стремительно пронеслась по обочине
конная разведка сарматов в косматых звериных шкурах, накинутых поверх доспехов, с летящими по ветру, выбившимися
из-под шлемов светлыми волосами. Колыхалось на ветру тяжёлое полотнище огромного знамени с вышитым драгоценными
камнями крестом, - знаменитый походный стяг-Лабарум кесаря Константина. Здоровенные солдаты в начищенных
доспехах несли на длинных древках серебряных орлов - знаки легионов.
Немногочисленная, сбитая в стройные колонны армия Константина, победив в гражданской войне противника,
вступала в окрестности Рима.
Здесь были уверены, что настают последние времена. Говорили, что уничтожат всех римлян - ведь легионы
Константина состояли из варваров - конных сарматов, свирепых германцев, вспыльчивых галлов. Рассказывали,
что накануне решающей битвы кровавой гражданской войны язычнику Константину приснился сон: небеса даруют
ему победу, если он пойдёт на битву под знаменем с крестом. Варвары-легионеры его армии в большинстве
своём тоже были христианами, а крещены - проповедниками из Готии и Скифии.
Но опасения римлян по поводу нового кесаря и его варварской армии оказались напрасными. Легионы мирно
расположились на постой в казармах, на улицы выслали патрулей, быстро унявших вспыхнувшие было грабежи
и восстановивших в городе порядок. За поставки войску расплачивались сполна только что отчеканенными медными
монетами. Несколько менял, попробовавших сбить курс новых денег или вообще отказавшихся принимать их в
обменных лавках, тут же схватили и после короткого суда, при стечении народа, публично обезглавили прямо
на Форуме.
На второй вечер пребывания в Риме Константин собрал расширенный военный совет. Лишь личная преданность
ему, Константину, и христианская вера связывали этих неукротимых воинов в единую, непобедимую армию.
- Нравится ли вам столица империи, город святого престола? - спросил Константин.
- Нет! - ответили легионеры.
- Мне тоже, - сказал кесарь. - Сегодня я решил заложить новую столицу империи, духовный центр истинного
христианства, Второй Рим, в греческом городе Византий, у пролива Босфор.
- Но, Кесарь, Рим - идеальная база для армии. Все дороги ведут в Рим, - возразил кто-то. Константин
задумчиво улыбнулся и процитировал Евангелие от Луки: "Иисус... возведён был Духом в
пустыню, для искушения от диавола... и говорит Ему: Всё это дам Тебе, если пав, поклонишься мне. Тогда
Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи."
(Мф. 4, 1-10).