Митрополит Сурожский Антоний |
Религиозная жизнь в Великобритании особенно отчетливо показывает,
что даже самое незначительное отступление от Священного Писания и Священного Предания
неизбежно влечет за собой более глубокие заблуждения. И эти заблуждения уводят
человека от основополагающих истин христианства.
В Великобритании с изумлением узнаешь, что в Англиканской церкви
входит в моду религиозный либерализм. По данным опросов, опубликованных в газете
"Таймс", одна треть священников-англикан не верит в Воскресение Христово, 40 процентов
не верят в непорочное зачатие Спасителя, а 20 процентов не верят в Святую Троицу.
Стоит ли удивляться тому, что англиканство бессильно остановить морально-нравственную
деградацию в некогда добропорядочной Англии?
Впрочем, и здесь не все так плохо и безнадежно. Луч света в Британии
- Православная Церковь. Ее влияние возрастает, количество приходов увеличивается,
и, что самое важное, православные христиане на туманном Альбионе сохраняют верность
Священному Писанию и апостольским традициям.
Русский православный собор в Лондоне |
История и современность
В англоязычном журнале "Сурож" епископ Каллист (Уэр), архиерей Греческой Православной
Церкви в Великобритании, писал: "Православие в Британии настолько же современно,
насколько и древне. Не стоит забывать, что население Британских островов было
обращено в христианство еще до разделения между Западом и Востоком. В свое время
Англия, Шотландия, Уэльс и Ирландия были такой же составной частью православного
мира, какой являются в последние столетия Греция, Россия, Сербия и Кипр".
Много лет назад епископ Каллист был англиканином, но затем перешел в Православие.
Как вспоминает владыка, однажды, когда он уже был православным, его спросил один
грек: "Вам, наверное, было очень сложно покинуть Церковь своих предков?" Но греку
возразил его же соотечественник: "Он не оставил Церкви своих предков. Наоборот,
он вернулся к ней".
Греческая православная церковь |
Как свидетельствуют исторические хроники, первое упоминание о Православии в
Великобритании (после отпадения Западной церкви в 1054 году) относится к XVII
веку. В 1677 году в Лондоне была основана Греческая Православная Церковь. Правда,
просуществовала она недолго - всего до 1682 года. Епископ Лондонский Генри Комптон
(англиканин) крайне негативно воспринимал православное богослужение. Он потребовал,
чтобы из храма были убраны иконы и чтобы священники перестали упоминать имя Божией
Матери и святых. Требование было, конечно, невыполнимо. Поэтому церковь закрыли.
В 1721 году открывается церковь Посольства России в Лондоне. Она пользовалась
дипломатической неприкосновенностью, а потому была свободна от вмешательства и
давлений протестантов. Более века этот храм оставался единственной православной
церковью на Британских островах.
В XIX столетии начинают открываться греческие православные церкви.
Отец Джон, Отец Николас и
принявший Крещение Марк Критчлей |
Русская Православная Церковь до Второй мировой войны имела только один приход
в Лондоне. Посольская церковь после революции 1917 года была закрыта. Православные
были вынуждены проводить богослужения в церкви святого Филиппа, предоставленной
им в распоряжение англиканами.
Всё изменилось, когда в Англию прибыл митрополит Сурожский Антоний (Блум).
С ним мне посчастливилось встретиться в Лондоне в 2002 году, примерно за год до
кончины владыки.
"В 1949 году, когда я приехал в Британию, в приходе было чуть более ста человек,
- рассказал владыка Антоний. - Подавляющее большинство - русские. Почти никого
не было из молодежи.
Мы понимали, что единственное, что у нас остается на чужбине, - это наш язык.
Но прихожане, осознавая, что нужно смотреть в будущее, поступили героически. Все
единодушно проголосовали за введение в богослужение английского языка. В результате
на службах стали появляться англичане. Мы очень быстро стали играть какую-то роль,
люди заинтересовались Православием".
Сербская православная церковь |
Позднее была открыта школа для русских детей. Их начали учить особому предмету
- "Родноведению", который включал в себя язык, историю, литературу. И в детях,
которые зачастую даже свободно не говорили по-русски, что-то пробудилось. Они
почувствовали в себе русские корни, они осознали свою тягу к Православию.
В православную церковь потянулись люди. Шли дети, молодежь, старшее поколение.
Многие англичане приходили на службы и, плененные красотой Православия, просили
принять их в чада Церкви. Начали открываться приходы по всей стране.
Сегодня в Великобритании около тридцати приходов Русской Православной Церкви
Московского Патриархата. В большинстве из них литургия совершается на английском
языке. В некоторых частично или полностью служится на церковно-славянском. Очень
многие священники - англичане, принявшие Православие. Часть клира - русские, эмигрировавшие
из Советского Союза в годы гонений на Церковь. Из-за малочисленности приходов
многие священнослужители вынуждены совмещать выполнение пастырских обязанностей
с гражданской службой. Помимо церквей Московского Патриархата в Великобритании
есть общины, находящиеся в юрисдикции Вселенского Патриархата (их более всего),
а также Антиохийского, Болгарского, Румынского, Сербского Патриархатов и Русской
Православной Церкви за границей.
Люди и судьбы
В Бристоле - английском городе, расположенном на берегу Атлантического океана,
в небольшой православной общине Московского Патриархата, которую мне удалось посетить,
служат иерей Джон Пальмер и диакон Николас Смолл. Оба - англичане. Джон Пальмер
родился в семье англиканского священника. Но в 15 лет стал атеистом. Несколько
позже он вновь вернулся к вере во Христа и даже готовился к служению в Англиканской
церкви.
Встреча с Православием изменила его планы. "Я почувствовал себя в Православной
Церкви как человек, вернувшийся домой", - сказал мне отец Джон. В 1980 году он
принял Православие. Несколько позже решил посвятить свою жизнь служению Богу.
Диакон Николас Смолл - выходец из баптистской семьи. Много лет он изучал различные
религии, сравнивал их и наконец пришел к выводу, что христианство является абсолютной
истиной.
Но баптизм не устраивал его ищущую душу. Николас Смолл хотел найти такую веру,
которая имела бы глубокие корни и в полной мере соответствовала бы Священному
Писанию.
Поехав в отпуск в Грецию, он начал посещать православные храмы. И однажды,
взглянув на икону Богородицы, Николас почувствовал озарение: вот то, что я ищу
много лет. Я должен быть православным!
"Вернувшись в Англию, я читал много книг, написанных православными авторами,
- рассказал мне диакон Николас. - В 1988 году, крестившись, я стал православным".
Переход британцев в Православие - явление не столь уж и частое, но мне посчастливилось
стать свидетелем такого события. На Божественной литургии в Бристоле в число православных
был принят менеджер одной британской фирмы Марк Критчлей. Поздравив Марка с возвращением
к вере его предков, я поинтересовался: что толкнуло его, человека столь светской
профессии, на этот неординарный шаг?
"Некоторое время назад я женился на русской девушке, - рассказал мне Марк.
- Моя жена очень хотела обвенчаться со мной в церкви в России. И хотя мне сказали,
что, в принципе, можно перейти в Православие непосредственно перед венчанием,
я решил отнестись к этому более серьезно".
Марк Критчлей начал посещать православную общину в Бристоле. Он изучал Православие,
беседовал со священником. И только по прошествии полугода его приняли в число
православных. Все-таки шаг этот - очень серьезный, а потому любые скоропалительные
решения могут повредить.
"Мы не занимаемся прозелитизмом: у нас даже нет для этого сил и возможностей,
- говорил мне в своё время митрополит Антоний. - Люди сами идут к нам и просят
принять их в нашу Церковь. А мы отвечаем: нет, дорогой, ты подожди, присмотрись,
подумай. Человек ходит, размышляет. И только когда он взвесит все "за" и "против",
мы принимаем его в лоно Православия".
Истину невозможно навязать силой. Но люди, искренне ищущие Бога, обязательно
к ней придут.