Только
на личном опыте можно постичь волнение сердца, которое испытывает человек, находясь
в храме за Божественной литургией. Но чувствуешь нечто особенное, когда стоишь
на службе в маленьком деревянном храме. Душу греют теплота и мягкость охристых
тонов бревенчатых стен, приглушенный свет кованых подсвечников, изящная простота
древнерусского храмового убранства, в котором нет излишеств, - вся эта атмосфера
создается поэзией дерева и переносит нас во времена преп. Сергия Радонежского.
В наш век стремительных технологий находятся люди, которые осознанно
погружаются в старину средневековой Руси, черпая в глуби веков вдохновение. Диакон
Николай ВИГИЛЯНСКИЙ уже семь лет занимается строительством деревянных домов
и храмов в традиции древнерусского зодчества. С ним беседует Татьяна
СМИРНОВА.
- Отец Николай, где Вы научились этому мастерству?
- Я окончил плотницкие курсы Петра Карелина. Он известен тем, что с семнадцати
лет ездил по Русскому Северу и занимался реставрацией древних деревянных памятников
архитектуры. Но настоящую школу я прошел на объектах в разных уголках России.
- Я знаю, что Вы окончили литературный институт. Как Вам удается
быть одновременно священнослужителем, руководителем строительной организации и
переводчиком фран-цузской литературы?
- Начнем с того, что мои переводческие опыты окончились дипломной работой.
Литературный институт послужил мне как основа для общего развития. Параллельно
с учебой в институте я регентовал в монастырском хоре, а на плотницких курсах
окончательно выбрал профессию.
- Вероятно, такое решение было неожиданностью для Ваших родителей,
а может быть, и для Вас?
- И да, и нет. Анализируя впоследствии этот мой важный жизненный шаг, я понял,
что предпосылки к тому существовали уже давно. Строительное дело стало интересовать
меня с тех пор, когда ребенком отец возил меня в Ленинградскую область к своему
другу архитектору и строителю Александру Сёмочкину. Этот незаурядный человек,
окончив строительно-инженерный институт в Ленинграде, бросил городскую жизнь и
уехал в деревню. Сам построил дом, сам сделал мебель, мастерскую. Еще тогда он
взволновал мое детское воображение удивительными рассказами о старых мастерах
и их инструментах.
Служение в церкви нисколько не ограничивает меня, а придает моему занятию особую
глубину. Ведь и преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский владели этим
ремеслом. Да и Сам Христос был "тектонов Сын", т.е. Сын плотника, как считали
люди.
- Именно это Вы и хотели подчеркнуть, назвав Вашу строительную организацию
"Тектон"?
- Да, именно так.
- Скажите, как далеко ушли современные технологии от традиционного
русского деревянного зодчества?
- Человеку свойственно искать способы облегчить и ускорить свой труд. И это
неплохо. Изобретения человеческого гения в области механики или электроники вызывают
у меня восторг. Прогресс как результат пытливой работы человеческой мысли - явление
созидательное, а потому положительное. Другое дело, что время, высвобождаемое
в результате усовершенствования труда, человек, как всегда, бездумно бросает в
никуда. Кроме того, как ни парадоксально, вместе с прогрессом, т.е. с возможностью
быстро, в большом объеме и качественно производить разные "блага", у человека
появился соблазн наживы, когда качество остается вне сферы его интересов. Сегодня,
куда ни глянь, нас окружает бутафория даже на предметном уровне: массивные деревянные
балки мореного дуба при ближайшем рассмотрении оказываются пенопластовыми панелями,
мощные булыжники в отделке фундамента - пластиком, а мраморные колонны просто
искусно раскрашены.
В деревянном домостроении в последнее время стало широко применяться оцилиндрованное
бревно. Это быстро и удобно, вот только срок службы такого бревна - лет пятьдесят,
а постройки из натуральных бревен радуют глаз многие столетия, да и выглядят как-то
естественнее. Ведь бревенчатые стены переносят нас в прошлое не только дышащим
древностью обликом, но и своим возрастом: бревна к моменту заготовки имеют вековую
историю.
- Вы строите, как во времена Сергия Радонежского?
- Да, технология практически не изменилась. Конечно, мы пользуемся благами
цивилизации: применяем бензопилу, электроинструменты, подъемные механизмы, но
все это лишь дополняет, а не заменяет ручной инструмент, выкованный по образцу
древних.
- По радио "Радонеж" можно было услышать приглашение посещать Ваши
курсы древнерусского зодчества. Сейчас Вы продолжаете принимать учеников?
- Конечно. Наши плотницкие бригады целиком создаются на основе выпускников
курсов: чрезвычайно важно, что все работают по одной методике, в одном стиле.
Мы трудимся не для престижа, не ради денег, а потому, что каждый работающий в
нашей организации в душе - художник.
Всем, желающим присоединиться к нам, сообщаем наш телефон: 8-(495)-743-69-05.