16
февраля - 175 лет со дня рождения русского писателя Николая Семёновича ЛЕСКОВА
Предназначение писателя в России всегда было бoльшим, нежели в других странах.
Русский писатель, как правило, выступает не только сочинителем литературного сюжета,
нередко удачного и увлекательного, но и исследователем русского общества в целом.
Он всегда задумывается над будущим страны, предостерегая в своих произведениях
об опасностях, грозящих Отечеству. Именно таким истинно русским писателем был
и Николай Семёнович Лесков, имя которого золотыми буквами вписано в историю русской
литературы наравне с именами наших всемирно известных классиков.
Николай Семёнович Лесков родился в Орловской губернии. Его отец происходил
из духовного сословия, но выслужил дворянское звание. Подчёркивая в своих произведениях
связь с духовным сословием, сам Лесков пошёл по пути мирской службы, начав карьеру
в палате уголовного суда. После внезапной кончины отца он перебрался в Киев, к
своему дяде, профессору университета, и поступил на службу в Киевскую казённую
палату. Но вскоре отошёл от канцелярских дел и устроился в частную компанию, много
ездил по стране, наблюдая за жизнью простых людей, отмечая невежество провинциальных
бюрократов.
Печататься Н.С. Лесков стал сравнительно поздно, в 30-летнем возрасте. В 1861
г. переехал в Петербург, где началась его работа в периодических изданиях. Он
писал очерки, путевые записки и беллетристику, с годами обратившись к более серьёзным
литературным жанрам. Лесков ставил в своих произведениях важнейшие общественные
проблемы, был не только писателем, но и философом-социологом.
Политическая жизнь России середины XIX в. бурлила и затягивала в свой водоворот
всех мыслящих людей. Отмена крепостного права и последовавшие за ней реформы вызвали
широкую дискуссию, фактически раскололи общество и породили антигосударственную
крамолу в лице многочисленной армии философствующих разночинцев.
Дом Н.С. Лескова в г. Киеве |
Ещё в киевские годы своей жизни Лесков, как и многие его современники, увлёкся
идеями Герцена. Не случайно в одной полицейской записке он наравне с некоторыми
деятелями получил характеристику "крайнего социалиста", склонного к "нигилизму
во всех формах" и сочувствующего "всему антиправительственному". Но тогда же Лесков
начал пересматривать своё отношение к крайним демократическим течениям. "Социально-демократическая
революция в России быть не может, - писал он, - по полному отсутствию в русском
народе социалистических понятий и по неудобству волновать народ против того, кого
он считает свои другом, защитником и освободителем" ("Северная пчела", 1863, №
166). Лесков вступил в полемику с "Современником", в те годы одним из главных
левых журналов.
В начале 60-х писатель с симпатией относился к нигилизму, разделяя его на "настоящий"
и "фразёрствующий, пустой". Однако после того как в 1862 г. он выступил в одной
статье с требованием привлечь к ответственности зачинщиков петербургских пожаров,
которыми считали революционных студентов, на него обрушилась вся либеральная и
социал-демократическая пресса. Лескова заклеймили в сотрудничестве с властями
и натравливании полиции на студентов.
Памятник писателю в г. С.-Петербурге |
Бойкот со стороны изданий, сеявших в России смуту, позволил ему понять, кем
были в действительности те люди, идеям которых он наивно симпатизировал. Душа
писателя преодолела первое серьёзное испытание - искушение левыми взглядами, и
вскоре он выступил с антинигилистическими романами "Некуда" (1864) и "На ножах"
(1871). Лесков не примкнул к "бесам", о которых писал Ф.М. Достоевский, не соблазнился
словами о народничестве, социализме и смене государственного строя, за которыми
маячили кровь цареубийства и гибель Российской империи. Он выступил как последовательный
противник революции и этих взглядов придерживался до конца жизни.
Романам "Некуда" и "На ножах" тут же приклеили ярлыки "реакционных". Но именно
в них Н.С. Лесков превосходно изобразил всю несостоятельность "новых людей", "шальных
шавок" нигилизма, которые призывали к революционным потрясениям и социальным жертвам.
Писателя снова назвали "шпионом", будто бы написавшим романы по заказу Третьего
отделения. Его лучшие сочинения тех лет - повести "Леди Макбет Мценского уезда"
(1865), "Воительница" (1866), хроника "Захудалый род" (1874) - прошли почти не
замеченными в литературных кругах, увлечённых общественно-политическими спорами.
Традиционализм Лескова наиболее отчётливо выразился в "романной хронике" "Соборяне",
написанной в 1872 г. В этом произведении он создал обобщённый образ русской жизни
и национального бытия России. Главный герой хроники священник Туберозов противостоит
"вредителям русского развития", а духовенство показано силой, на которой держится
духовность русского мира. В русской традиции были написаны "сказы", снискавшие
Лескову литературное признание, - "Очарованный странник" (1873) и "Запечатлённый
ангел" (1873). Им предшествовало глубокое изучение автором основ русской культуры
и искусства, в частности, иконописи, которой Лесков интересовался с детства.
В 70-е годы писатель сближается с правыми кругами, печатается в "Русском Вестнике",
выходившем под редакцией М.Н. Каткова. "Найдётся ли теперь в России кроме "Русского
Вестника" хоть один журнал, - вопрошал Писарев, - который осмелился бы напечатать
на своих страницах что-нибудь выходящее из-под пера Стебницкого (псевдоним Лескова.
- Прим. авт.) и подписанное его фамилией?" Либералы и социалисты, которые беспрестанно
жаловались на "произвол" царских цензоров, сами фактически учинили негласную цензуру
для неудобного писателя.
В то время Лесков находился на службе в министерстве народного просвещения.
Важнейшей стороной его творчества была сатира. Но зачастую он не мог вовремя остановиться
в своём сатирическом задоре, и именно этим было вызвано ухудшение его отношений
с официальными кругами. Критика, зачастую объективная и обоснованная, казалась
властям насмешкой и издевательствами вроде нападок социал-демократов. Возможно,
писатель действительно перегибал палку, и вскоре его взаимоотношения с Катковым
и другими консерваторами охладели.
Но до последних дней Лесков много писал о религиозной жизни русского общества,
не только о Православии, но и о сектантах, "личностно перенимая пафос поиска истинной
веры".
Перед Лесковым встало другое искушение, связав ему руки как писателю русского
традиционализма. Этим искушением стало сближение с Л.Н. Толстым. Во взглядах писателя
обозначился интерес к протестантству, что в итоге привело его к так называемому
"внеконфессиональному христианству". От апологии Православия, которая ещё пронизывает
его рассказ "На краю света" (1875-1876), он перешёл к яростной критике официальной
церковности в своих последующих очерках "Мелочи архиерейской жизни" (1880), "Синодальные
персоны" (1882) и в повести "Полунощники" (1891).
В одном из поздних писем, за два года до смерти, Н.С. Лесков писал: "Во всяком
случае, теперь я бы не стал их (имея в виду "Соборян". - Прим. авт.) писать и
охотно написал бы "Записки расстриги", а может быть ещё напишу…"
Лесков оказался на перепутье. Сумев отвергнуть первое искушение своей жизни,
он безропотно остановился перед вторым испытанием. И враги незамедлительно воспользовались
духовным замешательством писателя. Распространилось мнение, что зрелые произведения
Н.С. Лескова пронизаны "неприятием церковной набожности, узкой национальности
и государственности", да и сам он будто бы "вырос" до человека "широких гуманистических
взглядов". Сложно представить, какая борьба шла в душе писателя перед смертью,
увенчавшей его жизненный путь 21 февраля 1895 года.
Лескова при жизни терзали многие противоречия, столь же противоречивым было
и отношение к нему. Но в нашей памяти он остаётся автором замечательных произведений,
в которых нашла искреннее выражение русская национальная традиция.