В
гостях у "Русского Дома" известный историк, профессор Православного университета
имени апостола Иоанна Богослова, сопредседатель Союза православных граждан России
Владимир Леонидович МАХНАЧ.
С ним беседует Андрей Викторович ПОЛЫНСКИЙ.
- Владимир Леонидович, Иисус Христос учит нас, что нельзя одновременно
служить Богу и маммоне. Так совместимо ли предпринимательство с христианской религией?
- Служить двум господам человек не может. Он должен служить Богу, а собственность
должна служить ему. Человек должен быть свободен от власти богатства над собой,
а не от собственности вообще.
Христианская вера с самого начала не навязывала ни форм собственности, ни форм
социальной организации, за исключением нравственного осуждения некоторых особенно
тяжких пороков языческого мира. Постепенно христианство избавило мир и от рабовладения.
Один "воин неверия", безбожник, в 20-е годы обвинил христиан в том, что они пугают
людей Страшным судом и делают, таким образом, людей рабами. И Г.-К. Честертон
ему возразил: "Лучше бы вы сказали, что христиане пугали рабовладельцев Страшным
судом и те делали рабов свободными".
- Русский философ Иван Ильин считал, что частная собственность основана
не на жажде наживы, а на стремлении к индивидуальному способу жизни. А есть ли
общецерковное мнение по этому вопросу?
- За всю двухтысячелетнюю христианскую историю мы не увидим стремления собирать
большие коммуны мирян. Общецерковное мнение всегда поддерживало хозяина, и не
могло не поддерживать. Потому что только хозяин-домовладелец имеет нормальную
среду обитания для своей семьи. А Церковь учит, что семья - это домашняя церковь,
это малая община христиан.
У Ивана Ильина есть замечательная книга, которую я бы рекомендовал всем нашим
читателям, - "Путь духовного обновления". Там есть главы о совести, о семье, о
государстве, а последняя, десятая, - о частной собственности. И в ней главка "Нравственный
смысл частной собственности". Это очень серьёзно: нравственный смысл не богатства,
а именно частной собственности. Потому что частная собственность даёт человеку
дополнительные возможности быть достойным и уважаемым членом общества. Далее он
становится уважаемым прихожанином, то есть членом христианской общины, а также
и гражданином. Ему есть что защищать - свой дом, свою семью. Собственник может
быть и небогатым человеком. В Российской империи подавляющее большинство населения
было собственниками. Каждый крестьянин был собственником своего подворья. И это
было нравственно.
- Считается, что развитию капитализма на Западе способствовала протестантская
этика. Какие положения протестантского учения благоприятствовали этому?
- Здесь речь можно вести не о протестантской этике в целом, она разная, а конкретно
об этике кальвинистской. Ещё с начала перестройки некоторые журналисты и общественные
деятели пеняли на то, что, будь мы протестанты, у нас было бы всё в порядке с
капитализмом. Православие, дескать, мешает.
Но Православие к кредитованию, то есть фактически к банковскому делу, веками
относилось много терпимее, нежели римское католичество. Курия строжайшим образом
запрещала католикам заниматься ростовщичеством. Причём не по нравственным причинам,
а по богословским. На том основании, что ростовщик, банкир торгует временем, а
время человеку не принадлежит, оно принадлежит только Богу. Наши предки такими
головоломными построениями себя не утруждали, они осуждали только безнравственность,
то есть жестокое обращение с должником со стороны кредитора, требование чрезмерно
высоких процентов. А в общем считали, что капитал может быть оборотным. Ещё в
Средние века новгородская колонизация Севера была построена на отношениях кредита.
- Выходит, в Средние века отколовшиеся от католической церкви протестанты
совершили не только религиозную, но и экономическую революцию?
- Первые протестанты - лютеране - и не помышляли об этом. Революционный поворот
совершили кальвинисты. В учении Кальвина восстановлено ложное богословское мнение,
высказанное ещё в конце IV в., о предопределении, то есть о том, что участь каждого
человека до его рождения, а то и до сотворения мира, мистическим актом предопределена
- один спасётся, а другой погибнет. Это положение превращало кальвинизм в радикальную
секту. Законы нравственности и морали утрачивали своё значение. Но Кальвин, далеко
неглупый человек, добавил в это учение толкование, которое сделало и кальвинизм
нравственным. Он создал учение о мирском призвании. То есть о том, что человек
вообще не знает, будет он спасён или погибнет, но Господь по милосердию Своему
даёт ему намёки, знаки того, что он избран. У тебя хороший дом? Это намёк на то,
что ты на пути ко спасению. У тебя много здоровых детей? Это намёк на то, что
ты избран. Следовательно, успех в любых делах - ремесленника, торговца, ростовщика
- есть указание на избранничество. Это действительно очень стимулировало развитие
традиционного капитализма, которого сейчас не существует.
Речь идёт о классическом капитализме, о капитализме, который складывается в
XVII-XVIII веках, существует в XIX веке и прекращает практически своё существование
в ХХ веке. Это капитализм (вопреки Марксу) не прибыли, а рентабельности. Однако
у кальвинизма есть и своя оборотная сторона. Ни католик, ни православный не будет
презирать нищего, а тем более ненавидеть его. Кальвинист будет. Потому что нищий-то
явно не избран. А на Руси были такие странные люди, как Христа ради юродивые.
Представить себе в кальвинистском мире юродивого, к мнению которого прислушивались
бы как к мнению праведного человека, невозможно.
- Что в плане развития капитализма можно ждать от страны с православными
традициями?
- Как показала история, православное учение нисколько не противоречит формированию
капитала. Церковные авторитеты говорили о том, что праведный человек может обладать
любым богатством. Только чем больше он получает, тем больше и раздаёт, потому
что он знает: все богатства ему дарованы Богом. В России есть уходящие в века
традиции отношения народа к различным видам предпринимательской деятельности.
Они укоренены в национальном сознании и не стёрты даже десятилетиями большевистского
господства. У нас всегда самым уважаемым предпринимателем считался промышленник.
Купец - уже второго класса, а банкир, ростовщик - третьего, низшего класса, иногда
(вспомним Достоевского) с пренебрежительной кличкой "процентщик".
Сейчас у нас всё наоборот: диковатый торговый капитал и процветающее банковское
дело. На Руси всегда подозрительно относились к скоробогачам. О таких до революции
говорили пренебрежительно: "А, этот бизнесмен…". В то время уважаемого предпринимателя
никогда бы не назвали "бизнесмен". О нём бы сказали: "капиталист", "предприниматель"
или вполне уважительно, без пренебрежения: "делец" (от слова "дело"). Нам бы тоже
пора уже привыкать к русским понятиям.
- Сейчас нередко встречаются фирмы, глава которых, верующий бизнесмен,
устраивает своим сотрудникам постные столы по средам и пятницам. Партнёрам по
бизнесу говорит: "Ну, как Господь управит". Превращает кабинет в часовню или даже
строит в офисе домовую церковь. Нужно ли смешивать бизнес с религией? Или бизнес
должен быть всё-таки не религиозным, а нравственным?
- Приведу такой пример. Преподобный Амвросий Оптинский основал женскую Шамординскую
обитель, которой очень много помогал крупнейший в России чаеторговец Перлов. Как-то,
будучи у батюшки, Перлов сказал, что он бы и больше помогал сёстрам, но у него
своё дело, которое он не может бросить. Ведь тогда помогать будет нечем. На что
преподобный ответил: "А ты, дорогой, занимайся моими сиротками, а твоим делом
будет Богородица заниматься". Насколько чудесно Богородица помогала Перлову, неизвестно.
Но во всех домах, связанных так или иначе с Оптиной Пустынью, - а это десятки
тысяч домов в России - пили только чай Перлова. Так что в принципе религиозные
основы у бизнеса могут быть, но, конечно, прежде всего основы у него нравственные.
Что же касается Вашего замечания о "благочестивом" предпринимателе, то, если
он принуждает своих сотрудников поститься, он не прав и даже погрешает, потому
что вызывает озлобление. А если у него столовая такая, что там обязательно есть
постные блюда, то это можно только приветствовать. У нас вообще любой ресторан
или кафе должны иметь в меню постные блюда по средам, пятницам и многодневным
постам. Нас - тех, кто по культуре, по рождению православные, - 85% населения.
- Вместе с тем существует православное предпринимательство иного
порядка. Это бизнес внутри Церкви. Или бизнес от лица церковнослужителей.
- В начале ХХ века во главе Петербургской епархии стоял маститый митрополит
Антоний. Через него проходили очень большие деньги. И это вызывало шёпот за его
спиной. Когда митрополит скончался, то выяснилось, что у него ничего не осталось:
все деньги он раздал на дела благотворительности.
Святого праведного Иоанна Кронштадтского упрекали в том, что у него свой выезд
лошадей. На что он говорил: "А если его не будет, так я не успею к больным и умирающим".
Вообще-то свой выезд у протоиерея в начале ХХ века, сто лет назад, - примерно
то же, что "мерседес" сейчас.
Что касается освящения "мерседесов"… Понимаете, в Православии есть много чинов
освящений. Открыв большой требник, мы увидим там чины освящения жилища, лошади,
другой домашней скотины. Если можно было благословить и освятить лошадь, то почему
нельзя освятить автомобиль? Чем крейсер, спускаемый на воду и окропляемый святой
водой, благочестивее "мерседеса"?