Иван Иванович СУДНИЦЫН,
профессор МГУ им. М.В. Ломоносова
17
февраля 1869 г. - Дмитрий Иванович МЕНДЕЛЕЕВ создал Периодическую систему элементов
В 35 лет профессор химии Санкт-Петербургского университета, ещё не имевший
репутации "маститого учёного", сделал величайшее в мире научное открытие. Почему
именно он? Почему не его современники - видные европейские учёные? Видимо, потому,
что они мыслили двумерно ("плоско") или даже одномерно ("линейно"), принимая во
внимание только одно свойство элементов - их атомный вес. Менделеев же имел трёхмерное
(объёмное) мировоззрение.
В своём итоговом труде он пишет: "Не могу… закончить изложение своих "Заветных
мыслей", не попытавшись передать своих исходных положений, выработавшихся всей
совокупностью испытанного и узнанного в жизни, так как этими положениями не прямо,
а косвенно определяется всё моё изложение… Очень должна быть велика путаница мысли,
когда с научными приёмами хотят найти реализацию высшего единства… Реализация…
обобщения, столь отвлечённого, как … "единство" .., противоречит самому духу наук…
Общее "единое" не следует и пытаться представить ни в таких материальностях, как
вещество или энергия, ни в таких реальностях, каковы разум, воля, индивидуум или
всё человечество… Почва для "начала всех начал"… создаётся не изучением, а тем,
что называется верою и определяется инстинктом, волею, чувством и сердцем… По
моему разумению, грань наук.., за которою начинается уже не научная область..,
сводится к принятию исходной троицы несливаемых, друг с другом сочетающихся, вечных
(насколько это нам доступно узнавать в реальностях) и всё определяющих: вещества
(или материи), силы (или энергии) и духа (или психоза). Признание их слияния,
происхождения и разделения уже лежит вне научной области, ограничиваемой действительностью
или реальностью. Утверждается лишь то, что во всём реальном надо признать… их
сочетание, потому что одинаково немыслимы в реальных проявлениях ни вещество без
силы, ни сила (или движение) без вещества, ни дух без плоти и крови, без сил и
материи… Хочется-то мне выразить заветнейшую мысль о нераздельности и сочетанности
таких отдельных граней познания, каковы: вещество, сила и дух; инстинкт, разум
и воля; свобода, труд и долг. Последний должно признать по отношению к семье,
Родине и человечеству, а высшее сознание всего этого - выраженным в религии, искусстве
и науке. Итак, по его собственному признанию, именно трёхмерность, "объемность"
мысли дала ему возможность совершить главный подвиг его жизни, прославивший русскую
науку, создать Периодическую систему элементов! Откуда у Дмитрия Ивановича так
рано появилось это трёхмерное, "объёмное" зрение, откуда оно и у его учеников
- Докучаева и Вернадского?
Все эти великие русские учёные были из древних священнических родов. Вернадский
- внук сельского священника, Докучаев - сын сельского священника, блестяще окончивший
Духовную семинарию. У Менделеева предки тоже были священнослужителями. Отец числился
в семинарии одним из первых учеников, но потом решил (как и Докучаев) стать народным
учителем. Можно добавить, что и великий Ломоносов из духовного сословия. Он внук
диакона. Дед выучил его грамоте и привил любовь к науке.
Знаменитые европейские учёные тоже были христианами. Почему же они мыслили
"плоско" и даже "линейно"? Дело в том, что почти вся Европа была протестантской,
а в этой ветви христианства сформировался и уже окреп дух холодного скептического
рационализма, мешающего воспринимать мир как творение Божие, мешающего даже более
или менее глубокой философской мысли. Потому их мышление не могло быть "объёмным",
а лишь аналитическим. Это помогало им в накоплении точных фактов, но лишало мысль
масштабности, свойственной русским гениям.
Как возникло в России сельское духовенство? Уже в начальных церковно-приходских
школах отмечались лучшие ученики, с хорошей памятью, способные без внешнего насилия
часами заниматься интеллектуальным трудом. Обычно это были сыновья церковнослужителей.
Их направляли в уездные Духовные училища, затем лучших из них рекомендовали в
губернские Духовные семинарии, программа обучения в которых включала уже и математику,
и географию, и другие естественные науки. Приблизительно из тысячи крестьянских
мальчиков только несколько лучших могли стать священниками. Стоит ли удивляться,
что именно из среды сельского приходского духовенства вышло столько незаурядных
учителей, учёных, литераторов?
Вот "генеалогическое древо" Дмитрия Ивановича Менделеева по линии отца, Ивана
Павловича Менделеева. На протяжении 5-6 поколений предки Менделеева были священнослужителями
в церквях на севере современной Тверской области, в окрестностях города Удомля.
В XX веке, когда занятия наукой стали доступны тысячам, многие из дальних родственников
Менделеева (прямых его потомков в наше время, к сожалению, нет) добились ощутимых
успехов. Почти все они (85 человек) получили (или получают) высшее образование,
многие посвятили свою жизнь науке. Среди них есть доктора, профессора, академик
РАЕН, лауреаты Государственных премий в области науки. Всё это доказывает, что
род Менделеевых несёт в себе задатки, располагающие к интеллектуальным занятиям.
Но в Дмитрии Ивановиче эти задатки сконцентрировались в высочайшей степени, и
он осуществил в науке то, чего не смог сделать никто другой в мире. Это свидетельствует
также и о высокой мудрости существовавшей в России несколько столетий системы
воспитания, позволившей из гущи народной отобрать самых способных, выкристаллизовать
и отшлифовать их таланты. Последующие эксперименты по созданию "человека будущего"
привели лишь к потере "человека настоящего". Появятся ли у нас новые Менделеевы?