Год
назад в антикризисное подразделение медико-психологического центра, в котором
я работаю, позвонила плачущая женщина. Её тринадцатилетний сын дважды пытался
покончить жизнь самоубийством и грозит довести своё намерение до конца.
Приглашаю маму прийти ко мне в центр. Она прибегает через пятнадцать минут
и начинает рассказывать о скандалах с сыном и мужем. Эта женщина стремится всей
душой уберечь своего сына от пагубного желания "быть, как все", принимать в своё
сердце всю ту грязь, которая широким потоком льётся на наших детей из окружающей
действительности.
Единственную защиту от разрушающего воздействия современной молодёжной культуры
она видит в воцерковлении своего сына, но тот не хочет идти в храм, исповедоваться,
причащаться, поститься, молиться, с ненавистью и слезами встречает любые разговоры
матери на эту тему.
Ситуация усугубляется тем, что муж не является её союзником в деле воспитания
сына и крайне отрицательно относится к тому, что жена ходит в церковь. А теперь
любимый сын заявляет, что ему всё надоело, он не хочет жить и все равно покончит
с собой. Что делать?
Спрашиваю, давно ли она воцерковилась.
Отвечает: "Два года назад".
Интересуюсь, как её жизнь складывалась до этого.
Рассказывает, что была красивой женщиной, следила за собой, хорошо одевалась.
Семья была дружная: хороший муж, сделал неплохую карьеру, послушные дети были...
И вот сейчас семья разваливается.
"Может быть, неправильно воцерковляетесь?" - говорю я. До воцерковления - интересная,
ухоженная женщина, сейчас - небрежно одета, кое-как причёсана, лицо унылое, во
взгляде тоска и смятение. Разве так должен выглядеть человек, увидевший красоту
и благодать православной веры? Раньше для мужа она готовила вкусные обеды, было
живое, радостное общение в семье, а теперь, оказывается, "всё нельзя", в доме
- напряжённая обстановка, следствие позиционной войны. Вкусные обеды - большая
редкость. Как бедному мужу это вынести? В общем, получается, что, как только мама
стала ходить в церковь, всем стало плохо. Но если всё стало хуже, то как же могут
относиться к церкви муж и сын?
Очевидно, что отсюда и неприятие ими Церкви вообще и нового маминого образа
серой суетливой мышки в частности.
Обратились к Евангелию: "Когда поститесь, не будьте унылы,
как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися.
Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы
явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец
твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6, 16-18).
"Радуйтесь" - обращаются к нам св. апостолы в своих посланиях.
"Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением
с мудрою кротостью. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир" (Иак.
3, 13-18).
Многие наши женщины в начале своего воцерковления совершают одну и ту же ошибку.
Начиная осознавать греховность прошедшей жизни, они плачут безмерно, впадают в
некое постоянно присутствующее скорбное состояние духа, которое проявляется в
выражении лица, в одежде, в невнимании к семейному быту и работе. Возникает парадоксальная
ситуация: женщина приходит в Церковь, а её семья при этом начинает рушиться. Понимая
это как "искушение", она начинает по своему разумению бороться со своими домашними,
которых ей очень хочется любым способом привести в церковь, а если они не идут,
то заставить всех хотя бы поститься.
Такая "новоначальная" христианка, проявляя "ревность не по разуму", сама становится
сильнейшим искушением для своих домашних и делает их отношение к Церкви из безразличного
резко отрицательным. А должно быть иначе: мамочка воцерковляется , и всем в доме
становится лучше - обеды вкуснее, квартира чище, ругани меньше, радости больше.
Давайте вспомним, как ранее одевались наши православные женщины: сходим в исторический
музей, посмотрим фотографии святой Царской Семьи. Мы увидим, что русские православные
женщины, во всех сословиях по-разному, всегда одевались красиво, со вкусом.
Ныне определился уже некий "псевдоправославный" стиль в одежде наших женщин:
невзрачно-балахонного вида кофты, юбки, куртки-плащи, в основном турецкого производства.
Может быть, для Турции это традиционный стиль одежды, но история русского национального
костюма доказывает, что одеваться скромно - не значит одеваться серо и бесформенно.
И пост всех видов трудно ввести в семье волевым решением, лучше это делать,
по словам апостола, "по взаимному согласию". Я, например, знаю хорошие семьи,
где мама и дети постятся и спокойно переносят то, что папа при них ест жареную
отбивную и борщ с мясом. В семье мир и согласие. Есть семьи, где постится только
мама, но покой и любовь сохраняются.
Расскажу ещё о супруге св. великого князя Димитрия Донского - преподобной княгине
Ефросинии Московской. Оставшись вдовой, она всё равно должна была для всех быть
достойной великой княгиней. Потому под пышными княжескими одеждами, а не в одеянии
инокини, носила вериги и власяницу и изнуряла тело своё строгим постом так, что
оно почернело и иссохло и "плоть прилипла к костям". Скрывая даже от близких свои
подвиги, она украшалась драгоценными камнями и устраивала в великокняжеском тереме
званые обеды, хотя сама и не прикасалась к изысканным яствам.
"Если ты хочешь помочь Церкви, то старайся лучше исправить себя
самого, а не других. Если ты исправишь себя самого, то сразу же исправится частичка
Церкви. И понятно, что если бы так поступали все, то Церковь была бы приведена
в полный порядок. Но люди сегодня занимаются всем, чем угодно, кроме самих себя,
потому что заниматься другими легко, а для того, чтобы заниматься самим собой,
нужен труд" (Паисий Святогорец).
Недавно опять пришла ко мне эта женщина, уже с сыном, посоветоваться о некоторых
его школьных проблемах. Лицо светлое, радостное. Сын очень дружен с мамой, советуется
с ней, но решения старается принимать самостоятельно. Мальчик постится, причащается,
летом ездил в паломнические поездки, хорошо учится в школе, очень ответствен и
активен. Воцерковился ребёнок не по принуждению, а по любви. Слава Богу за всё!