Свобода
- это великий дар, предполагающий равную ему меру ответственности и духовной зрелости,
при отсутствии коих она моментально оборачивается как для отдельного человека,
так и для всего общества хаосом и смутой. Бог дал человеку свод духовных законов
или заповедей, от соблюдения которых зависит его земная и посмертная участь.
На протяжении столетий наш народ ясно понимал, что дозволено, а что нет, что
можно делать, а что нельзя, что нравственно, а что безнравственно. Даже совершая
преступление, русский человек ясно осознавал, что он преступает не только юридический,
но и нравственный закон, переступает через заповедь, и не находил покоя до тех
пор, пока не уврачёвывал этот внутренний разрыв через глубокое сердечное покаяние.
В наше время большинством людей нарушение заповедей не воспринимается как что-то
предосудительное. И если человек отказывается следовать данным на все времена
законам духовной жизни, то тем более не станет он соблюдать несовершенные, то
и дело меняющиеся человеческие установления, которые в лучшем случае являются
предметом общественного договора, а в худшем - воплощением личной воли очередного
коммунистического или демократического диктатора.
Человеческие законы (особенно в современной России) отменяются и заменяются
новыми. В них то и дело вносятся бесконечные поправки, отражающие зачастую не
волю народа, а корыстный сиюминутный интерес тех, кто в данное время распоряжается
властью и большими деньгами.
Это не значит, что законы не нужны. Речь идёт о том, что они не будут выполняться
ни теми, кто их принимает, ни теми, для кого они предназначены, до тех пор пока
в душах людей вновь не начнёт действовать вечный нравственный закон Заповедей
Божиих.
Ещё апостол Павел писал: "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого
не хочу, делаю. По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем, но
в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий
меня пленником закона греховного". От исхода этой внутренней борьбы добра со злом
в душе человека зависит судьба и личности, и общества... Напомним слова Достоевского:
"Здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей!" Никакая
внешняя свобода и демократия без внутреннего изменения души каждого человека не
дадут нашей стране и нам ни мира, ни благополучия. В этом убеждает сама
жизнь. Все мы ясно видим, что происходит с Россией, с её народом. Дума с утра
до вечера штампует законы, от которых нет никакого проку, ибо никто, в том числе
и сами депутаты, не спешат их выполнять. Правительство судорожно что-то "реформирует"
или по крайней мере делает озабоченный вид, но воз, как говорится, и ныне там.
И его не сдвинуть до тех пор, пока не будут поняты духовные причины нынешнего
кризиса, в котором находится наше общество.
Самым страшным, но далеко не всеми до конца осознаваемым последствием его стала
детская беспризорность. Она является убедительным и тревожным знаком беды, предвестием
тех страшных проблем, с которыми нам ещё предстоит столкнуться в ближайшем будущем.
Надо сказать, что ещё в XIX веке люди и представить себе не могли той степени
деградации и распада внутрисемейных отношений, которые мы видим в современной
России. Лишь немногие, и в их числе великий Достоевский, словно предвидя сегодняшнюю
катастрофу, стремились обратить внимание общества на проблемы семьи. В своих романах
Достоевский показывает, каковы могут быть последствия нравственной атмосферы "случайных
семейств". И в "Братьях Карамазовых", и в "Подростке", и в "Бесах" писатель, исследуя
причины совершаемых преступлений, приходит к выводу, что они лежат не столько
в социальной плоскости, как считали многие его революционно настроенные современники,
сколько в сфере тех отношений, которые складываются в семье между мужем и женой,
родителями и детьми.
"Случайное семейство" - это семейство, члены которого строят отношения друг
с другом и окружающим миром без оглядки на нравственные заповеди и как следствие
этого на юридические нормы права. Это люди, не желающие признавать вечных духовных
законов, данных человеку свыше. Это своего рода моральные беспризорники, в любой
момент готовые порвать друг с другом связь, совершить акт насилия, бросить детей,
развестись.
Семья нашего последнего императора являла собой образец верности и служения
высоким нравственным идеалам, а "семья" первого демократического президента России
стала подобием некоего мафиозного клана, членов которого объединила неуёмная жажда
власти, денег и привилегий. Здесь мы видим как бы два диаметрально противоположных
образа морали, отношения к нравственному закону, к жизни и ближним.
Безусловно, развал семейной жизни, беспризорность, алкоголизм, наркомания,
аборты имеют и глубокие социальные причины, о которых мы не вправе забывать. Но
при этом всё же заметим, что нравственно здоровая семья, где хранят верность традициям,
признают духовные законы, как Ноев ковчег, сможет выдержать все катаклизмы и потрясения,
идущие из внешнего мира. Однако это не умаляет меры ответственности власти за
то, что происходит сегодня с семьями в современной России, за миллионы беспризорных,
брошенных детей.
Вот лишь один, но характерный пример отношения наших чиновников к детям. Объединенный
пресс-центр журнала "Человек и закон" и Союза юристов Москвы совместно со столичным
Союзом журналистов накануне Международного дня защиты детей провёл в Центральном
доме журналиста "круглый стол" по проблемам детской беспризорности. Как потом
сообщала пресса, "к сожалению, проблема, поставленная организаторами, не привлекла
большого числа участников". Хуже того, объявленные в пресс-релизе руководители
Департамента образования правительства Москвы, уполномоченный по правам ребёнка
в Москве, депутаты Мосгордумы и руководители общественных организаций, защищающие
интересы детей, вообще не явились.
Ничего не делается для детей в нашей стране. А если и делается, то лишь в сторону
усугубления и без того непростой ситуации. Так, к примеру, с 1996 года расходы
государства на семейные и материнские пособия сократились втрое. Согласно программе
"О направлениях государственной семейной политики" расходы государства на семью
должны быть не менее 2,2 процента от ВВП, что равно 240 миллиардам рублей в год.
Реально же выделяется лишь 42 миллиарда, т.е. 0,38 процента от ВВП. Сегодня почти
70 процентов молодых семей живут за чертой бедности, и именно 70 процентов всех
разводов приходится на молодые семьи. Здесь есть над чем задуматься.
Большую тревогу внушает детская и подростковая преступность, которая неуклонно
растёт. Вот что говорит об её причинах директор Государственного научного центра
социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Татьяна Дмитриева: "Неадекватное
социальное поведение ребёнка - это реакция на происходящее вокруг него. Агрессии
дети и подростки обучаются во дворе, в школе, у взрослых, у экранов телевизоров
и, конечно, в семье. Всё чаще дети растут в неполных семьях, всё чаще распадаются
патриархальные семьи, в которых бабушки и дедушки передавали внукам систему ценностей.
За последние годы среди подростков произошёл рост психических расстройств. Сейчас
в год к психиатрам обращается 7,5 миллиона россиян. За последние десять лет число
таких обращений выросло на 40 процентов, а у детей в 2-2,5 раза. По оценкам специалистов
сегодня каждый четвёртый россиянин нуждается в психиатрической помощи".
Согласно данным, опубликованным в "АиФ", в стране пять миллионов беспризорников.
Двенадцать процентов детей школьного возраста не ходят в школу, 9 из 10 школьников
больны. Читательница Е. Горбунова пишет: "Я работаю в детском доме 15 лет. Знаю,
что каждый год число детей, оставшихся без попечения родителей, увеличивается
на 110 тысяч человек".
"Куда ж нам плыть?" - спросим мы вслед за Пушкиным. Плыть же, как показывает
жизнь, надо в сторону основательно подзабытых в эпоху рынка краеугольных, завещанных
предками духовно-нравственных законов нашего национального бытия. Прибиваться
к твёрдому берегу. И чем скорее, тем лучше, пока льдину, на которой стоим и которую
беспризорно мотает на ветру демократии, окончательно не накрыла волна.