Киево-Печерская Лавра. Святые апостолы. |
10 февраля 1051 года - 955 лет назад был избран первый митрополит
из русского духовенства Илларион
Святитель Иларион - колоссальная фигура в русской истории. Это не преувеличение,
не выражение вы- плеснувшегося через край благоговения перед его обаятельной личностью,
а несомненный объективный факт. Этот митрополит сыграл ключевую роль в формировании
как русской государственности, так и русской святости.
Его значение в обеих упомянутых областях можно назвать прообразовательным.
На своём примере он показал то, что должно было войти в жизнь Руси, делая её самодостаточной.
Говоря об Иларионе, историки всегда подчёркивают, что он был первым митрополитом
всея Руси русским по крови. Предстоятели, бывшие до него, были греками, назначались
Константинопольским Патриархом и утверждались византийским императором. Этот порядок
был совершенно естественным, поскольку Русская Церковь в то время была одной из
епархий Церкви Константинопольской, вошедшей в неё в этом статусе по просьбе крестителя
Руси святого Владимира. Святитель Иларион был поставлен на митрополичью кафедру
собором русских епископов. По тем временам это было совершенно невероятное событие,
и оно не могло бы произойти, если бы не одно чрезвычайное обстоятельство: Русь
в этот период воевала с Византией. Однако, когда заключили мир, Царьград утвердил
Илариона в его сане. Это был промыслительно явленный русскому народу прообраз
будущей автокефалии нашей Церкви, которую она получила лишь триста лет спустя,
в 1448 году. К этому не только экклесиологическому, но и политическому идеалу
(ибо Церковь тогда не была "отлучена от государства"), неожиданно блеснувшему
на самой заре её существования, Русь стремилась три столетия, и воспоминания о
первом русском митрополите Иларионе ободрялии вселяли надежду.
Вторая не менее удивительная прообразовательная роль святителя Илариона состояла
в том, что именно он, а не кто-либо ещё заложил основу прародины всех русских
преподобных - Киево-Печерский монастырь. Об этом тоже говорят достаточно редко,
а зря. Будучи священником в церкви Апостолов в княжеском селе Берестове, он часто
уходил для уединённой молитвы на кручу Днепра и ископал там пещеру длиной в две
сажени. Это и была первая пещера знаменитой обители, в которой поселился родоначальник
русского иночества преподобный Антоний, вернувшись с Афона в Киев.
Мы видим, что в житии святителя Илариона, как в увертюре, в кратком, зародышевом
виде прозвучали те две мелодии, которые затем уже масштабно и детально наполняли
историю Руси своими могучими аккордами.
Киево-Печерский монастырь. XI в. (Макет) |
Но были у него и ещё два дивных напева, которые до сих пор как следует не подхвачены
и не превратились в гимн. Очень хотелось бы, чтобы это произошло в наше время.
Наследие такого великого святого надо осваивать до конца.
Владыка Иларион жил в XI веке, который с полным правом можно назвать "веком
Крещения Руси". Таинство, принятое киевлянами в 988 году в Днепре и Почайне, было
лишь началом процесса, дрожжами, которые позже должны были заквасить всё тесто.
Новая вера не сразу дошла до сердец русских людей, тем более до их разумения.
Христианское правосознание только в середине XI века стало входить в государственные
юридические нормы - в "Русскую Правду", позже - в "Поучение" Владимира Мономаха.
Казалось бы, что в этот "неофитский" век ещё не могло сложиться на Руси безукоризненно
грамотного православного богословия, что оно придёт потом, но вот парадокс: богословский
уровень "Слова о законе и благодати", прочитанного свт. Иларионом в Десятинной
церкви Киева незадолго до своего поставления в митрополиты (и может быть, содействовавшего
этому поставлению), выше, чем у большинства тех публикаций, которые издаются сегодня
в целях объяснения читателям, что такое христианское учение. В нём есть очень
важный момент, который сегодня практически замалчивается - то ли из-за политкорректности,
то ли по недостаточной чуткости авторов к духу Священного Писания.
Такой "опечаткой", а точнее сказать, плохим переводом является русский текст
стиха пятой главы Евангелия от Матфея: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон
или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить". Слово "исполнить" перешло в
неизменном виде из церковно-славянского текста, а там оно означало вовсе не то,
что в современном русском языке понимается под ним, - оно означало, говоря по-нынешнему,
"дополнить". Впрочем, лучше обратиться прямо к подлиннику. Там употреблён греческий
глагол , который переводится как "наполнить", "насытить", "завершить". Разница,
согласитесь, принципиальная. Читая "Я пришел исполнить", мы понимаем так, что
закон Моисея и речения ветхозаветных пророков уже содержали в себе полноту Истины,
и Христос явился только для того, чтобы перевести её из области теории в область
практических действий, т.е. организовать по этим указаниям жизнь уверовавших в
Него людей. В самом деле, ведь исполнитель не является творческой личностью, он
делает лишь то, что ему приказали. Стоило ли Сыну Божию воплощаться, восходить
на Голгофу, воскресать, возноситься и посылать на апостолов Святого Духа, чтобы
этой ценой просто "исполнить" нечто заранее предрешённое? Другое дело "наполнить",
"завершить". Тут предполагается, что бывшее до этого имеет пустоты и пробелы,
что оно не доведено до конца. И святитель Иларион именно в этом смысле воспринимал
этот глагол, потому что он наверняка читал по-гречески. Потому он имел совершенно
иной взгляд на соотношение Ветхого и Нового Заветов, какой, к сожалению, в наше
время стал общепринятым. Этот ложный взгляд ярче всего проявляется в популярном
ныне термине "иудеохристианство". Он предполагает, что христианство естественным
путём выросло из религии древних иудеев, как дерево вырастает из семени, содержащего
весь его генетический код, поэтому в названии нашей веры должна найти какой-то
отзвук и вера, её взрастившая. Это большая ошибка. Из ветхозаветной религии ничего
бы само собой не выросло, ибо те элементы, которые её дополнили, появились в результате
потрясшего мир Новозаветного Откровения. Не надо никаких догадок по поводу того,
чем бы стала религия древних евреев, если бы её не вобрало в себя в качестве составной
части христианство: ответ на этот вопрос дала сама история. Не влившаяся в христианство,
где она получила в корне новый смысл, вера древних евреев существует - это вера
современных евреев, иудаизм, абсолютно другая религия, несовместимая с христианством.
Христос не нарушил принципа единобожия, но насытил его таким содержанием, которого
раньше не было.
Святитель Иларион был чужд той лицемерной "политкорректности", к которой современные
авторы прибегают "страха ради иудейска", и, сравнивая Ветхий и Новый Заветы, чётко
ставил всё на свои места. Послушайте, что он говорил при этом: "Изгнаны были иудеи
и рассеяны по странам, а сыны благодати, христиане, наследники стали Богу и Отцу.
Как меркнет свет Луны при воссиявшем солнце, так и закон - при явлении благодати".
В нашей дивной вере, не делая экивоков в сторону религии, данной Моисеем своим
соплеменникам, надо помнить о том, что кто здесь постыдится Христа, того Он постыдится
перед Отцом.
И ещё один мотив, ясно слышный в творении святителя Илариона, а сегодня почему-то
умолкнувший, - безмерная радость за свою страну, над которой восстало Солнце Правды.
Он испытывал её полвека спустя после Крещения Руси - величие события дошло до
сознания нации именно за такой срок. Может, "Новое Крещение Руси" произошло после
периода атеизма в 1990-х. Может, радость по этому поводу, которой пока не видно,
охватит следующее поколение?