Отец Дмитрий на фоне Троицкой церкви |
Не успел спросить у отца Дмитрия, бывшего боевого лётчика, продолжает
ли он отмечать День защитника Отечества, но даже после короткой встречи на берегу
Можайского моря твердо понял, что предстоят ему новые битвы - уже не в воздухе,
а на духовном и социальном поле.
Если с просторов Можайского моря вам откроется на левом берегу усадебный дом
с колоннами и красная церковь, пока еще не с куполом и крестом, а с тонкой телеантенной
на барабане, не торопитесь приставать, предвкушая сокровенную молитву или познавательный
обзор, - охрана может шугануть прямо от берега, а то и не дать пристать.
Я подходил к усадьбе XVII века со стороны большого поселка Горетово. Дорога
от шоссе идет мимо обшарпанных пятиэтажек военного городка, постаревших деревенских
домов и растущих, как грибы, богатых дач. Встретил на скользкой дороге явно местную
курносую бабушку, спросил: "Как пройти в усадьбу?" Она ответила с каким-то даже
задором: "А вас не пустят - куплена усадьба-то!"
У кладбища дорога сворачивает к водохранилищу, опять сворачивает и упирается
в мощный металлический забор. Калитка ворот была не заперта, и я, протискиваясь,
спросил у мрачного охранника: "Что сейчас в бывшей графской усадьбе?" "Частная
собственность", - заученно буркнул он.
Я шел мимо ветшающих корпусов и когда-то голубой, но вылинявшей "Схемы пионерского
лагеря", вдоль бывшей столовой, где еще торчат за стеклом ножки положенных на
столы металлических стульев. Потом открылся реставрируемый усадебный дом с белоснежными
колоннами, и, наконец, дорога привела к кирпичной многоярусной церкви. Возле лестницы
стояли две иномарки, а на железной двери входа, еще без надвратной иконы, белело
объявление: "Еженедельно в храме во имя Живоначальной Троицы с. Горетова будет
проводиться молебен с акафистом Иисусу Сладчайшему". Я зашел в тесное помещение
с аккуратным иконостасом и шумящим калорифером. Народу было немного: несколько
женщин, мужчина в красной куртке, двое подростков. Священник уже произносил проповедь.
Дослушав её до конца, я подошел последним под благословение, а потом побеседовал
с отцом Дмитрием. Слышал о нем от библиотекаря санатория Натальи Мурашкиной и
собирался поехать к нему в село Мышкино, но автобуса подходящего не было, потому
и направился посмотреть лишь ближнее Горетово. Так вот Господь сподобил здесь
встретиться с о. Дмитрием и поговорить хотя бы накоротке.
Отец Дмитрий (Тюрин) окончил Сызранское училище, был боевым офицером, вертолетчиком,
командиром летного подразделения. Уволился в запас в звании капитана и через 10
дней (он почему-то особенно подчеркнул: всего десять дней!) был уже семинаристом.
К своим 36 годам батюшка успел не только окончить заочно Духовную академию, обзавестись
пятью детишками, но и организовать приют для девятнадцати беспризорных ребят.
Вы вдумайтесь только: в когда-то многолюдном селе Мышкино на Москве-реке теперь
живут около 200 местных жителей, в основном пожилого возраста, о. Дмитрий воспитывает
24 ребенка, столько во всем селе теперь не наберется, где в церковь ходят всего
человек пять постоянно. "Но с приездом дачников, с Пасхи - храм всегда полон!"
- сказал он нам.
Село Горетово на Москве-реке - древнее, в 1685 году по именному указу оно вместе
с селами Абрамово и Милятино было отдано из дворцовых в поместье окольничему Ивану
Алексеевичу Мусину-Пушкину с прямым повелением построить деревянную церковь во
имя Живоначальной Троицы. Окольничий был женат на племяннице тогдашнего Патриарха
Иоакима - Мавре Савеловой, чей отец владел селами Сивково и Бородино. И вот 24
мая 1687 года сам Патриарх освятил церковь в Горетове. Сын Мусина-Пушкина Платон
Иванович написал прошение в Синод о строительстве каменной Троицкой церкви с приделами
в честь Николая Угодника и святой Ирины, и 27 июля 1737 года возведенный храм
был освящен.
В 1749 году все эти села оказались пожалованы графу Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину,
непревзойденному дипломату, государственному канцлеру, который в течение 14 лет
определял внешнюю политику Российской империи. При нем усадьба достигла расцвета.
В середине XIX века новые хозяева устроили в селе ткацкую фабрику, а с 1890
года здесь была усадьба потомственной почетной гражданки Анфисы Бутиковой, которая
усердно попечительствовала над местной школой. В советское время в Горетове были
крепкий совхоз, военный городок лётного полка, а в бывшей усадьбе располагались
профилакторий и пионерлагерь. Заведующая библиотекой Вера Мордвинова, которая
тоже пришла на службу в храм, вспомнила, что, кажется, министерства рыбного хозяйства.
Да, по почерку, по бесхозяйственности похоже. Сразу на заре грабительского капитализма
вся эта уникальная прибрежная территория была продана... в частные руки некоему
армянскому предпринимателю Овсету Хукияну. Все-таки потрясает крестный путь России,
сама смена владельцев - патриарх славного рода Мусиных-Пушкиных, великий канцлер
Бестужев-Рюмин, почетная гражданка Бутикова, когда-то успешное, а потом разогнанное
министерство и наконец - Хукиян! Может, этот разворотливый делец - достойный сын
своего народа, вот и отец Дмитрий говорит, что он лояльно настроен, уступил просьбе
главы местной Глазовской администрации Клавдии Степановны Русановой, разрешил
по воскресеньям проводить службы. "Но ведь это - храм! - вздыхает батюшка. - Правда,
он числится по владениям как здание библиотеки..." Да, при профилактории там была
библиотека-бильярдная. До сих пор библиотечные помещения с книгами на втором этаже
храма остаются, но ведь власть-то знала, на какое здание сделка совершается!
Теперь Хукиян готов отдать его Церкви... в аренду на 50 лет. Когда я читал
этнографические книги про Закарпатскую Русь, то меня, помню, особенно потрясло,
что православные храмы в землях Австро-Венгерской империи для унижения или большей
прибыли отдавали в аренду местным евреям. Недаром фольклористы записали в тамошних
селах немало песен вроде этой: "Иде, иде Зельман, ключи нам от храма несе...",
то есть ждущие крестьяне с радостью встречают арендатора, чуть ли не славят его!
Прошло больше века, и что ж, горетовским православным придется сложить подобные
песнопения в честь Хукияна?
Вообще, когда читаешь в прессе, что творится на Русской земле, в голове порой
подобные безобразия не укладываются, а когда отправляешься в путь и сталкиваешься
с ними воочию, то понимаешь наглядно, до чего же мы докатились, до каких пределов
и беспределов терпелив наш человек. Вот тут и начинаешь снова задумываться о роли
и силе веры в вымирающей, разворованной и унижаемой России. Мне кажется, что если
и удастся вернуть русскому люду здесь, в Горетове, хоть пядь прекрасной исторической
земли над Можайским морем, то лишь благодаря Церкви и православному приходу, если
он стряхнет с себя губительное равнодушие. Пусть на полвека обретут - с арендой
у армянина или навсегда - с судами и трудным, законным возвращением владений Православной
Церкви, которой государство безвозмездно вернуло все здание, но другой надежды
на торжество разума, на пробуждение совести пока не вижу.
Далеко видать обезглавленную Троицкую церковь с водных просторов Можайского
моря. Она, надеюсь, скоро засияет куполом, начнет еще сильнее притягивать взор,
и русский человек получит право с достоинством ступить на землю предков, помолиться
или просто полюбоваться, набраться ума-разума - кто уж как решит, но без унизительного
принуждения и наглого диктата презренного металла.
Бог в помощь, защитник Отечества отец Дмитрий!
c. Горетово