Торговая служба Новоспасского монастыря

Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Февраль 2006

Содержание номера       Главная страница номера

Впереди новые битвы

Александр Александрович КАДАШЕВСКИЙ

Отец Дмитрий на фоне Троицкой церкви

Не успел спросить у отца Дмитрия, бывшего боевого лётчика, продолжает ли он отмечать День защитника Отечества, но даже после короткой встречи на берегу Можайского моря твердо понял, что предстоят ему новые битвы - уже не в воздухе, а на духовном и социальном поле.

Если с просторов Можайского моря вам откроется на левом берегу усадебный дом с колоннами и красная церковь, пока еще не с куполом и крестом, а с тонкой телеантенной на барабане, не торопитесь приставать, предвкушая сокровенную молитву или познавательный обзор, - охрана может шугануть прямо от берега, а то и не дать пристать.

Я подходил к усадьбе XVII века со стороны большого поселка Горетово. Дорога от шоссе идет мимо обшарпанных пятиэтажек военного городка, постаревших деревенских домов и растущих, как грибы, богатых дач. Встретил на скользкой дороге явно местную курносую бабушку, спросил: "Как пройти в усадьбу?" Она ответила с каким-то даже задором: "А вас не пустят - куплена усадьба-то!"

У кладбища дорога сворачивает к водохранилищу, опять сворачивает и упирается в мощный металлический забор. Калитка ворот была не заперта, и я, протискиваясь, спросил у мрачного охранника: "Что сейчас в бывшей графской усадьбе?" "Частная собственность", - заученно буркнул он.

Я шел мимо ветшающих корпусов и когда-то голубой, но вылинявшей "Схемы пионерского лагеря", вдоль бывшей столовой, где еще торчат за стеклом ножки положенных на столы металлических стульев. Потом открылся реставрируемый усадебный дом с белоснежными колоннами, и, наконец, дорога привела к кирпичной многоярусной церкви. Возле лестницы стояли две иномарки, а на железной двери входа, еще без надвратной иконы, белело объявление: "Еженедельно в храме во имя Живоначальной Троицы с. Горетова будет проводиться молебен с акафистом Иисусу Сладчайшему". Я зашел в тесное помещение с аккуратным иконостасом и шумящим калорифером. Народу было немного: несколько женщин, мужчина в красной куртке, двое подростков. Священник уже произносил проповедь. Дослушав её до конца, я подошел последним под благословение, а потом побеседовал с отцом Дмитрием. Слышал о нем от библиотекаря санатория Натальи Мурашкиной и собирался поехать к нему в село Мышкино, но автобуса подходящего не было, потому и направился посмотреть лишь ближнее Горетово. Так вот Господь сподобил здесь встретиться с о. Дмитрием и поговорить хотя бы накоротке.

Отец Дмитрий (Тюрин) окончил Сызранское училище, был боевым офицером, вертолетчиком, командиром летного подразделения. Уволился в запас в звании капитана и через 10 дней (он почему-то особенно подчеркнул: всего десять дней!) был уже семинаристом. К своим 36 годам батюшка успел не только окончить заочно Духовную академию, обзавестись пятью детишками, но и организовать приют для девятнадцати беспризорных ребят. Вы вдумайтесь только: в когда-то многолюдном селе Мышкино на Москве-реке теперь живут около 200 местных жителей, в основном пожилого возраста, о. Дмитрий воспитывает 24 ребенка, столько во всем селе теперь не наберется, где в церковь ходят всего человек пять постоянно. "Но с приездом дачников, с Пасхи - храм всегда полон!" - сказал он нам.

Село Горетово на Москве-реке - древнее, в 1685 году по именному указу оно вместе с селами Абрамово и Милятино было отдано из дворцовых в поместье окольничему Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину с прямым повелением построить деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы. Окольничий был женат на племяннице тогдашнего Патриарха Иоакима - Мавре Савеловой, чей отец владел селами Сивково и Бородино. И вот 24 мая 1687 года сам Патриарх освятил церковь в Горетове. Сын Мусина-Пушкина Платон Иванович написал прошение в Синод о строительстве каменной Троицкой церкви с приделами в честь Николая Угодника и святой Ирины, и 27 июля 1737 года возведенный храм был освящен.

В 1749 году все эти села оказались пожалованы графу Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину, непревзойденному дипломату, государственному канцлеру, который в течение 14 лет определял внешнюю политику Российской империи. При нем усадьба достигла расцвета.

В середине XIX века новые хозяева устроили в селе ткацкую фабрику, а с 1890 года здесь была усадьба потомственной почетной гражданки Анфисы Бутиковой, которая усердно попечительствовала над местной школой. В советское время в Горетове были крепкий совхоз, военный городок лётного полка, а в бывшей усадьбе располагались профилакторий и пионерлагерь. Заведующая библиотекой Вера Мордвинова, которая тоже пришла на службу в храм, вспомнила, что, кажется, министерства рыбного хозяйства. Да, по почерку, по бесхозяйственности похоже. Сразу на заре грабительского капитализма вся эта уникальная прибрежная территория была продана... в частные руки некоему армянскому предпринимателю Овсету Хукияну. Все-таки потрясает крестный путь России, сама смена владельцев - патриарх славного рода Мусиных-Пушкиных, великий канцлер Бестужев-Рюмин, почетная гражданка Бутикова, когда-то успешное, а потом разогнанное министерство и наконец - Хукиян! Может, этот разворотливый делец - достойный сын своего народа, вот и отец Дмитрий говорит, что он лояльно настроен, уступил просьбе главы местной Глазовской администрации Клавдии Степановны Русановой, разрешил по воскресеньям проводить службы. "Но ведь это - храм! - вздыхает батюшка. - Правда, он числится по владениям как здание библиотеки..." Да, при профилактории там была библиотека-бильярдная. До сих пор библиотечные помещения с книгами на втором этаже храма остаются, но ведь власть-то знала, на какое здание сделка совершается!

Теперь Хукиян готов отдать его Церкви... в аренду на 50 лет. Когда я читал этнографические книги про Закарпатскую Русь, то меня, помню, особенно потрясло, что православные храмы в землях Австро-Венгерской империи для унижения или большей прибыли отдавали в аренду местным евреям. Недаром фольклористы записали в тамошних селах немало песен вроде этой: "Иде, иде Зельман, ключи нам от храма несе...", то есть ждущие крестьяне с радостью встречают арендатора, чуть ли не славят его! Прошло больше века, и что ж, горетовским православным придется сложить подобные песнопения в честь Хукияна?

Вообще, когда читаешь в прессе, что творится на Русской земле, в голове порой подобные безобразия не укладываются, а когда отправляешься в путь и сталкиваешься с ними воочию, то понимаешь наглядно, до чего же мы докатились, до каких пределов и беспределов терпелив наш человек. Вот тут и начинаешь снова задумываться о роли и силе веры в вымирающей, разворованной и унижаемой России. Мне кажется, что если и удастся вернуть русскому люду здесь, в Горетове, хоть пядь прекрасной исторической земли над Можайским морем, то лишь благодаря Церкви и православному приходу, если он стряхнет с себя губительное равнодушие. Пусть на полвека обретут - с арендой у армянина или навсегда - с судами и трудным, законным возвращением владений Православной Церкви, которой государство безвозмездно вернуло все здание, но другой надежды на торжество разума, на пробуждение совести пока не вижу.

Далеко видать обезглавленную Троицкую церковь с водных просторов Можайского моря. Она, надеюсь, скоро засияет куполом, начнет еще сильнее притягивать взор, и русский человек получит право с достоинством ступить на землю предков, помолиться или просто полюбоваться, набраться ума-разума - кто уж как решит, но без унизительного принуждения и наглого диктата презренного металла.

Бог в помощь, защитник Отечества отец Дмитрий!

 

c. Горетово

Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU