(Продолжение. Начало в № 10)
Размышления и воспоминания у стен Успенского Патриаршего собора Кремля
Царствование Бориса Годунова было несчастливым: голод, болезни, пожары. Потомок обращённых в христианство
татар, Годунов вызвал к жизни пословицу: "Не верь коню лечёному, вору прощёному, татарину крещёному".
Число иностранцев в России увеличивалось. Царь посылал и русских дворян учиться за границу: из семнадцати
вернулся только один, дворяне оказались верными последователями предателя Курбского (заметим, что сын
самого Курбского шёл вместе с Лже-Димитрием на Россию). Лютеране построили на деньги Бориса кирху в
Белом городе, протестанты славили Бориса за веротерпимость, но православные
Святитель Иов, Патриарх Московский и всея Руси |
справедливо считали её равнодушием к вере православной. И в губерниях приказано было принимать инославных,
в Нижнем Новгороде евангелическая община состояла из ста семейств и имела свою церковь. Правды ради
надо сказать, что возводились и церкви православные. При Борисе над Москвой вознеслась колокольня Ивана
Великого с церковью св. Иоанна Лествичника (1600 г.). Помогал царь также и многим обителям, в частности
Троице-Сергиевой лавре, в которой доныне сохранилась усыпальница Годуновых.
Божией карой за грехи царя назвал народ страшный голод начала XVII века. За 3 года в убогие дома было
свезено 127 тысяч умерших, а сколько было похоронено на погостах четырёхсот московских церквей, - Бог
весть. Этот голод послужил к прославлению святой Иулиании Лазаревской, бывшей помещицы Муромского округа,
распродавшей всё своё имение для пропитания нищих.
В довершение всех бед из Польши донеслись слухи, что там объявился сын Иоанна Грозного Димитрий, что,
якобы, злодеи убили вместо него другого отрока, а царевич, пройдя монастыри, выучку воинскому искусству,
открылся на исповеди, что он - наследник московского престола. Кто тот человек был на самом деле, католикам
вряд ли было важно, им важно было обещание Лже-Димитрия насадить в Москве веру латинскую. "Да, беда
приключилася страшная, мы такой не знавали вовек", - как поётся в песне.
Народ, измученный бедами, поверил, что идёт законный царь - избавитель. Боярство, запутанное гонениями
подозрительного Годунова, так же строило планы в связи с приходом самозванца.
Соборная грамота
Восточных Патриархов
об учреждении
Патриаршеского престола в России. 1590 г. |
Воспитанный арианами на Волыни, в Кракове, самозванец попал в руки иезуитов. Папский нунций взял с
него клятву ввести в России латинство и причастил его как сына римской церкви. Польскому королю Сигизмунду
самозванец обещал отдать западные области России, тот за это дал денег и позволил вербовать войско.
Полюбивши дочь воеводы Мнишека, Марину, самозванец обещал будущему тестю Смоленскую и Северскую земли,
а Марине - Псков и Новгород с правом строить во всех этих областях костёлы и вводить католичество. В
письме пане самозванец уверял его в своей приверженности к римской вере.
Патриарх Иов писал польскому духовенству, убеждал не верить самозванцу - напрасно! Писал князю Острожскому,
и тоже зря. Слишком велика была, с одной стороны, народная тяга к законному престолонаследию, а с другой
- силён был захватнический дух у католичества. И эти две противоречивые силы, русская и польская, сошлись
в одном - поддержать Лже-Димитрия.
После всех этих событий с Годуновым случился удар. 13 апреля 1605 года кровь хлынула из ушей, изо
рта. Едва успели совершить обряд пострижения его в монашество с именем Боголепа, а уже на следующий
день похоронили в Архангельском соборе. Патриарх Иов, свершивший обряд пострижения, просил бояр присягнуть
молодому сыну Бориса, Феодору. Бояре не сопротивлялись Патриарху, но меж собою говорили: "Недолго царствовать
Борисовым детям, идёт Димитрий Иоаннович".
По церквам была разослана анафема Гришке Отрепьеву. Но боярство, сговорясь, решило переметнуться к
польскому ставленнику.
Тем более потому, что с Лобного места князь Василий Иванович Шуйский, потомок древних родов, объявил,
что Годунов посылал людей умертвить царевича Димитрия, но что вместо него убит и погребён был поповский
сын. На волне народного гнева Годуновых сместили. Поехали с грамотой к самозванцу. Духовенства в делегации
не было. Хотя имя Патриарха было использовано: Лже-Димитрий хвалился, что сам Патриарх зовёт его на
царство. Но самозванец понимал, что Иов не благословит его и венчать на царство не будет. Поэтому первым
повелением расстриги, как позднее назовут Лже-Димитрия, было убрать Иова с патриаршего престола. На
его место был готов архиепископ Игнатий Рязанский, грек, сторонник католиков.
Когда Патриарх Иов служил литургию в Успенском соборе, сторонники обманщика ворвались с оружием прямо
в алтарь, бросились срывать с Иова святительские одежды. Патриарх сам снял с себя панагию, возложил
её у иконы Владимирской Божией Матери и произнёс в наступившей тишине: "О, Пречистая Владычице Богородице!
Сих панагия и сан святительский возложены на меня, недостойного, в храме Твоем, у Твоего чудотворного
образа. Я, грешный, правил слово истины, хранил целость Православия; ныне же, по грехам нашим, на веру
православную наступает еретическая. Молим Тебя, Пречистая, спаси и утверди веру православную Твоими
молитвами".
Еретики не стерпели прямого обличения, стали бить престарелого Патриарха, потащили к Лобному месту,
желая выставить старца на позор, но увидели, что народ не одобряет такой расправы, многие плакали. Тогда
изменники, торопливо разграбив патриарший двор, одели святителя в изорванную монашескую рясу и повезли
в Старицу, в Успенский монастырь.
Злоба перекинулась на Годуновых, сына Феодора и мать его задушили, объявив, что они сами отравили
себя. Народ не верил, что так могут поступить православные, но уже не народ решал судьбу Москвы, а мятежники.
Новые ужасы надвигались. Тело Годунова извлекли из усыпальницы Архангельского собора, перенесли в монастырь
св. Варсонофия (Меж Сретенским и Рождественским монастырями. Не сохранился).
Документы, явившиеся миру позднее, ясно говорят о постоянных сношениях Лже-Димитрия и папы римского
Павла V. Папе и полякам казалось - цель достигнута: русский царь - полностью их ставленник и Россия
тут же окатоличится. Они полагали, что, как и на Западе, царь командует не только государственными делами,
но и верою. В этом-то они и просчитались. Именно вера православная спасла Россию. Вера, слава Богу,
не зависит от переменчивой судьбы правителей.
С барабанным боем, с трубами и салютом въехал в конце июня 1605 года Лже-Димирий в Москву. Въезжал
он как потомок русских царей, как чудом Божиим спасённый. Раздавшееся приветственное церковное пение
было заглушено пьяными криками победителей, пьющих и жрущих что попало в дни Петровского поста. Нет,
не такого царя ждала православная Русь. Можно сказать, что триумфальный въезд самозванца был началом
его конца. Но инокиня Марфа, мать царевича Димитрия, побывши с Дже-Димирием наедине, оповестила, что
это её сын. Как было не верить бывшей царице? Однако нашёлся один инок, знавший Отрепьева по Чудову
монастырю и во всеуслышание о том заявивший. Этого инока тайно умертвили. Имя его Богу известно.
Самозванец бил челом Патриарху Иову и просил благословения на поставление в патриархи Игнатия, Рязанского
архиепископа. От Игнатия уже не отходили ни на шаг два приставленных к нему иезуита. Иов в благословении
отказал, видя в Игнатии "римской веры мудрование". Тогда самозванец послал в Старицу самого Игнатия,
уже угрожая Иову муками и смертью, если тот не возложит на Игнатия первосвятительские знаки. Иов не
устрашился угроз. И Лже-Димитрий самочинно велел Игнатию венчать его на царство. Совершенно незаконное
по всем обстоятельствам действо свершилось в Успенском соборе. После венчания не часто видели нового
"царя" на молитве. По Москве шли достоверные слухи, что Кремль полон католиками, что царь в баню не
ходит, посты не соблюдает, утренних и вечерних молитвенных правил не вычитывает. Государственную Думу
переделал в Сенат по польскому образцу и командует в ней.
Папа Павел V непрерывно атаковал своего ставленника письмами и посланниками. Писал он и королю польскому,
позволял именовать Лже-Димитрия императором. В Риме срочно готовили десант епископов для России.
"Мы убеждены, - писал о себе папа, - что католическая вера станет предметом твоей горячей заботливости".
Папа воспаряет в своих комплиментах Лже-Димитрию до того, что называет последнего вторым Константином.
Так и пишет: "И как второй Константин первый утверди на земле твоей римскую церковь. Так как ты можешь
делать в земле своей всё, что захочешь, то повелевай.
Пусть народы твои услышат глас истинного пастыря, Христова наместника". В переводе с папского на русский
это означало, что в России должны были воцариться не только инославный царь, но и инославная вера. Не
Христос, а его самочинный наместник, то есть антихрист. Папа самонадеянно полагал, что русский царь
может одним своим повелением ввести латинство в России. Но давно ли Антоний Поссевин сообщал в Рим:
"Московиты до того не любят латинство, что, если желают кому беды, то говорят: чтоб тебе латинником
сделаться".
(Продолжение следует)