Торговая служба Новоспасского монастыря

Каталог Православное Христианство.Ру



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Август 2005

Содержание номера       Главная страница номера

Вернём песню в деревню!

Надежда Семёновна МИРОНОВА, главный хормейстер Северного хора

  Широта, жизненная сила и всеотзывчивость русской души звучат в нашей народной песне. Она помогает человеку выйти из душевного кризиса, мужественно нести многие тяготы жизни. Русская народная песня преображает мир. Стоит только посмотреть на лица мужчин, женщин, детей и стариков во время пения их любимых песен и сразу становится ясно, насколько богаты они, какая мощная в них сила жизни. Понятно и то, что они носители какой-то исконной правды, дошедшей до нас через века, которую мы ныне и вместить-то не можем...

Я давно хотела посмотреть, как живёт русская песня в наше время в северной деревне, поучиться у самобытных исполнителей северному русскому распеву, встретиться с местными жителями, обладающими удивительно красноречивым северным говором. Мой путь лежал через Карпогоры в Верколу, затем в Суру и на Городецкий остров. Последней точкой экспедиции стало село Карпогоры, где проходила Петровская ярмарка. До поездки я много слышала о больших фольклорных ансамблях, существовавших в этих сёлах. Мне рассказывали о местных самобытных певицах, хранительницах древних традиций русской культуры севера.

И в Верколе, и в Суре, и в Городецке мне удалось встретить коллективы, в которых поют не только бабушки, но и женщины 40 лет, и даже мужчины. У всех ансамблей есть руководители. Они организаторы общих спевок в этих сёлах, энтузиасты своего дела:

Валентина Ивановна Минина - руководитель веркольского фольклорного ансамбля, Мария Кирилловна Аверина - руководитель сурского фольклорного ансамбля, Тамара Фёдоровна Родионова - руководитель Городецкого фольклорного ансамбля. Они помогают собираться участникам коллективов, знают местный репертуар, стиль и манеру исполнения. Спевки проходят обычно в клубе, а если клуба нет, то у кого-нибудь дома.

В этих сёлах любят лирические, шуточные, плясовые песни и задорные частушки, но некоторые певицы исполняют и старинные обрядовые песни. Правда, теперь уже мало кто помнит, какое место та или иная песня занимала в обряде. Старинные обряды ушли из жизни села, а песни помнят и поют. Порой сами исполнители привносят в них что-то своё, выдумывают движения и изменяют тексты песен.

В Верколе и Суре осуществили сценическую постановку северной свадьбы. Коллективы неоднократно выезжали на смотры, получали звание лауреатов на конкурсах, давали концерты в деревнях и сёлах района. К несчастью, деревня вымирает, уходят из жизни мастера пения, самородки-сказители, плясуны. Уже совсем ушёл жанр былины, так прославивший северные края, но песня всё ещё жива и, на мой взгляд, умирать не собирается.

В селе Веркола фольклорный ансамбль состоит наполовину из молодых женщин. Они и сохраняют песни своих бабушек и матерей, в этом им помогают магнитофонные записи, сделанные сотрудниками веркольского музея Фёдора Абрамова несколько лет назад. Инициатором звукозаписи была Александра Фёдоровна Абрамова, дочь знаменитого русского писателя, воспевшего свою родное село и Север. Сегодня продолжает записывать песни Верколы руководитель фольклорного ансамбля В.И. Минина.

Но в деле сохранения традиционной песенной культуры и особенностей мастерства северного пения есть немало трудностей. Очень мало осталось мастеров, которые изустно переняли традицию складывания песни, т.е. многоголосного совместного пения с живым варьированием голосов. Сейчас в сёлах песня звучит лишь в одноголосном исполнении, а иногда с "тонким" голосом в октаву. К сожалению, певицы, начавшие петь в зрелом возрасте, не умеют распевать песню на голоса, как это бывало раньше. Теряется колорит знаменитой северной русской полифонии, песня упрощается.

На одной из репетиций песенных собраний я стала петь "тонким" голосом и певицы сразу стали присоединяться ко мне. Общее звучание преобразилось, песня полилась свободно и легко. Таким образом, мы несколько приблизились к традиционной певческой манере севера.

Этот случай показал, что совместными усилиями можно реконструировать местный стиль исполнения. Певицы, родившиеся и выросшие здесь, с малых лет впитали атмосферу и уклад жизни этих мест. Они сохранили свой удивительный мягкий говор, наполненный всякими присказками и богатыми образами. Родные песни близки им по духу, поэтому они быстро могут восстановить их, наполнив переливами подголосков.

Здесь не обойтись без помощи тех, кто успел услышать и записать старинные песни в их первозданном многоголосии, кто занимается северной традицией профессионально. Нужны специалисты, образованные и знающие старинную манеру и стиль исполнения. Этнографы полвека собирали здесь уникальный материал, почему бы им сейчас не помочь деревне возродить традиционный фольклор? Нынешние народные исполнители примут их помощь с благодарностью. Здесь не обойтись и без финансовой спонсорской поддержки, т.к. поездки в глубинку, поиск и привлечение специалистов требуют затрат.

Сейчас многие московские этнографы говорят о возвращении песен в деревню. На первый взгляд, идея очень странная: деревни вымирают, как тут песню в деревню возвращать? Но вот проходят годы, и жизнь показывает, что в деревне происходят удивительные вещи. Люди всё больше и больше устают от суетной городской жизни, и многие мечтают о "домике в деревне". А некоторые не мечтают, а воплощают свои мечты в жизнь, не боясь перемен. Так, например, сделал замечательный петербургский режиссёр Алин Алексей, автор многочисленных фильмов о Пинеге и Верколе, куда он, в конце концов, сам и переехал из Питера. И было куда ехать! Пинега уникальное место: в одной Верколе выросла целая плеяда писателей во главе с Фёдором Абрамовым, много художников-самородков, распевщиков северных песен. Деревня - это место силы и жизни, место, где есть смысл жить, потому что здесь самое место для творчества. Для возрождения деревни необходимо, прежде всего, воссоздать жизнелюбивый настрой людей, а он передаётся нам от наших предков именно через песню.

Возвращая исконную русскую песню туда, где она складывалась веками, мы закладываем здоровую основу укрепления содружества людей для возрождения села, народа и страны.

Быть может, и нам самим потом будет куда возвратиться...


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU