Торговая служба Новоспасского монастыря

Каталог Православное Христианство.Ру



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Август 2005

Содержание номера       Главная страница номера

Почему мы так говорим?

Протоиерей Леонтий МОРОЗКИН

  При совершении заупокойных богослужений, родительских суббот читается псалом 118, в котором, как говорит святой Кирилл Александрийский, изображается жизнь святых людей. Современному человеку, не знакомому с церковно-славянским языком, многое здесь может быть непонятно. Например: "В заповедях Твоих поглумлюся и уразумею пути Твоя" (Пс. 118, 15); "Вразуми ми, и поглумлюся в чудесех Твоих"; "Воздвигох руце мои к заповедем Твоим <...> и глумляхся во оправданиих Твоих" (Пс. 118, 48).

Слово ГЛУМИТИСЯ в данном контексте означает: "буду трудиться, внимательно углубляться, постоянно, непрерывно и подробно размышлять о Заповедях Божиих". Так много можно сказать одним словом, потому что церковно-славянский язык гораздо богаче и даже умнее любого из современных языков.

Глагол ГЛУМИТИСЯ в том же 118 псалме имеет в другом контексте негативное значение - пустословить, насмехаться над всем: "Поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко Закон Твой" (Пс. 118, 85).

Кроме того, слово ГЛУМЛЕНИЕ в некоторых случаях означает грусть, печаль (смотри Первую книгу Царств, глава 1, 16; Псалом 34, 3), а слово ГЛУМЛЮСЯ - посмеиваюсь, пересуживаю; блуждаю, праздно шатаюсь... В современном русском языке глагол ГЛУМИТЬСЯ сохранил только своё негативное значение.

Православному христианину, чтобы понимать богослужение, важно знать язык своей Церкви. Это при желании и минимальных усилиях совсем не трудно. На самом деле церковно-славянский язык у нас в крови. Немного поглумись (потрудись), и он проснётся в тебе.

Слово ПРИЯТНЫЙ в церковно-славянском языке говорит не о телесных, но прежде всего о духовных приобретениях и означает, в частности, достойный принятия, достойный Божиего благоволения, принятый: "Аще всесожжение... непорочен принесет ...да принесет е приятно пред Господем" (Левит, 1, 3). "И приятная явившемуся в купине, да приидут на главу Иосифу" (Второзаконие; 33, 16).

Слово ПРИЯТНЫЙ означает также ЛЮБИМЫЙ: "И Асиру рече: благословен от чад Асир, и будет приятен братии своей" (Второзаконие, 33, 24).

"Рцы мне, чадо, вся, елико соделал еси" (скажи мне, чадо, всё, что совершил дурного), - говорят нам последние слова молитв перед исповедью.

То есть каждый должен назвать священнику все свои грехи, и не просто назвать, а всей душой раскаяться в них, решиться с помощью Божией их не повторять, иначе Таинство Покаяния совершиться не может. Не случайно в той же молитве священник говорит: "Аще что скрыеши от мене, сугубый грех имаши" (если что скроешь от меня, то тем самым особо согрешишь).

Духовенству наших времён хорошо известно, как очень часто пришедшие в церковь на исповедь люди бывают не готовы к тому, чтобы Таинство Покаяния в их душе совершилось. Не готовы потому, что не понимают смысла Покаяния. Как часто бывает, что исповедующийся желает ограничиться словами: "Грешен делом, словом и помышлением", "во всём грешен"...

Между тем в молитвах, которые наша Церковь заповедала нам читать, готовясь к Таинствам Покаяния и Причащения, есть всё, чтобы настроить нашу душу на покаянный лад, в них есть каждый наш грех, как правило, обозначенный одним, часто составным, то есть имеющим несколько корней, словом. Нередко такие слова бывают понятны: ПРАЗДНОСЛОВИЕ, ЛЕНОСТЬ, УНЫНИЕ, ПЬЯНСТВО, НЕПРАВДОГЛАГОЛАНИЕ...

Но некоторые из них нуждаются в пояснении.

ГОРТАНОБЕСИЕ - это пристрастие к вкусной и обильной пище.

МНОГОСТЯЖАНИЕ - это стремление к материальным приобретениям. Корень "много" в составных словах церковно-славянского языка часто имеет значение - беспрестанно. Грех многостяжания заключается в том, что стяжание сделалось беспрестанным занятием личности; так что если "перестаёт" такое приобретательство, то "перестаёт" быть и сама личность (она не знает иных основ своего бытия);

СКВЕРНОПРИБЫТЧЕСТВО (СКВЕРНОСТЯЖАНИЕ) означает употребление неправедных средств к приобретению материальных благ;

МАЛАКИЯ (ударение на предпоследней гласной) - апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам (глава 6, стих 9) говорит том, что нераскаявшиеся в грехе малакии (рукоблудия) не наследуют Царства Божия;

ЛИХОИМАНИЕ (ЛИХОИМСТВО) - приобретение имущества любыми путями (имеется в виду чаще всего насилие);

МШЕЛОИМСТВО - это корыстолюбие...

Много сокровищ, необходимых для каждого христианина, содержит церковно-славянский язык. Будем изучать его.


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU