При совершении заупокойных богослужений, родительских суббот читается псалом 118, в котором,
как говорит святой Кирилл Александрийский, изображается жизнь святых людей. Современному человеку, не
знакомому с церковно-славянским языком, многое здесь может быть непонятно. Например: "В
заповедях Твоих поглумлюся и уразумею пути Твоя" (Пс. 118, 15); "Вразуми ми, и поглумлюся в чудесех
Твоих"; "Воздвигох руце мои к заповедем Твоим <...> и глумляхся во оправданиих Твоих" (Пс. 118, 48).
Слово ГЛУМИТИСЯ в данном контексте означает: "буду трудиться, внимательно
углубляться, постоянно, непрерывно и подробно размышлять о Заповедях Божиих". Так много можно сказать
одним словом, потому что церковно-славянский язык гораздо богаче и даже умнее любого из современных
языков.
Глагол ГЛУМИТИСЯ в том же 118 псалме имеет в другом контексте негативное
значение - пустословить, насмехаться над всем: "Поведаша мне законопреступницы глумления,
но не яко Закон Твой" (Пс. 118, 85).
Кроме того, слово ГЛУМЛЕНИЕ в некоторых случаях означает грусть, печаль (смотри
Первую книгу Царств, глава 1, 16; Псалом 34, 3), а слово ГЛУМЛЮСЯ - посмеиваюсь,
пересуживаю; блуждаю, праздно шатаюсь... В современном русском языке глагол ГЛУМИТЬСЯ
сохранил только своё негативное значение.
Православному христианину, чтобы понимать богослужение, важно знать язык своей Церкви. Это при желании и минимальных усилиях совсем не трудно. На самом деле церковно-славянский язык у нас в крови. Немного поглумись (потрудись), и он проснётся в тебе.
Слово ПРИЯТНЫЙ в церковно-славянском языке говорит не о телесных, но прежде
всего о духовных приобретениях и означает, в частности, достойный принятия, достойный Божиего благоволения,
принятый: "Аще всесожжение... непорочен принесет ...да принесет е приятно пред Господем"
(Левит, 1, 3). "И приятная явившемуся в купине, да приидут на главу Иосифу" (Второзаконие; 33, 16).
Слово ПРИЯТНЫЙ означает также ЛЮБИМЫЙ: "И Асиру рече: благословен
от чад Асир, и будет приятен братии своей" (Второзаконие, 33, 24).
"Рцы мне, чадо, вся, елико соделал еси" (скажи мне, чадо, всё, что совершил дурного), - говорят
нам последние слова молитв перед исповедью.
То есть каждый должен назвать священнику все свои грехи, и не просто назвать, а всей душой раскаяться
в них, решиться с помощью Божией их не повторять, иначе Таинство Покаяния совершиться не может.
Не случайно в той же молитве священник говорит: "Аще что скрыеши от мене, сугубый грех имаши"
(если что скроешь от меня, то тем самым особо согрешишь).
Духовенству наших времён хорошо известно, как очень часто пришедшие в церковь на исповедь люди бывают
не готовы к тому, чтобы Таинство Покаяния в их душе совершилось. Не готовы потому, что не понимают смысла
Покаяния. Как часто бывает, что исповедующийся желает ограничиться словами: "Грешен делом, словом
и помышлением", "во всём грешен"...
Между тем в молитвах, которые наша Церковь заповедала нам читать, готовясь к Таинствам Покаяния и
Причащения, есть всё, чтобы настроить нашу душу на покаянный лад, в них есть каждый наш грех, как правило,
обозначенный одним, часто составным, то есть имеющим несколько корней, словом. Нередко такие слова бывают
понятны: ПРАЗДНОСЛОВИЕ, ЛЕНОСТЬ, УНЫНИЕ, ПЬЯНСТВО, НЕПРАВДОГЛАГОЛАНИЕ...
Но некоторые из них нуждаются в пояснении.
ГОРТАНОБЕСИЕ - это пристрастие к вкусной и обильной пище.
МНОГОСТЯЖАНИЕ - это стремление к материальным приобретениям. Корень "много"
в составных словах церковно-славянского языка часто имеет значение - беспрестанно. Грех многостяжания
заключается в том, что стяжание сделалось беспрестанным занятием личности; так что если "перестаёт"
такое приобретательство, то "перестаёт" быть и сама личность (она не знает иных основ своего бытия);
СКВЕРНОПРИБЫТЧЕСТВО (СКВЕРНОСТЯЖАНИЕ) означает употребление неправедных средств
к приобретению материальных благ;
МАЛАКИЯ (ударение на предпоследней гласной) - апостол Павел в Первом Послании
к Коринфянам (глава 6, стих 9) говорит том, что нераскаявшиеся в грехе малакии (рукоблудия) не наследуют
Царства Божия;
ЛИХОИМАНИЕ (ЛИХОИМСТВО) - приобретение имущества любыми путями (имеется в
виду чаще всего насилие);
МШЕЛОИМСТВО - это корыстолюбие...
Много сокровищ, необходимых для каждого христианина, содержит церковно-славянский язык. Будем изучать его.