Торговая служба Новоспасского монастыря

Каталог Православное Христианство.Ру



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Июль 2005

Содержание номера       Главная страница номера

Ответы протоиерея Александра Шаргунова

протоиерей Александр Шаргунов

  Какое влияние, на Ваш взгляд, оказывает на Церковь глобализация, точнее, американизация или, еще точнее, иудеизация мира?

Ладонщиков А.Е.,

г. Москва

У иудеев воскресенье - не праздник, а просто первый день недели, обыкновенный рабочий день, как у нас понедельник. Накануне революции 1917 года многие называющие себя православными так привыкли к этому дню, что даже не задумывались, почему он называется воскресением. То есть для них это был тоже обыкновенный день - с единственной разницей, что он был днём отдыха. Как теперь на постхристиаском Западе - week-end, конец недели. Хотя на самом деле начало. Начало новой недели, нового времени, новой жизни, где пасхальная вечность присутствует во времени. То, благодаря чему время становится бесконечно драгоценным. Сам Христос установил этот день, чтобы мы все собирались вместе - с памятью о Божией и нашей победе. Кто из нас не хранит сегодня свято этот день, у того недостаёт веры. Подлинная вера рискует исчезнуть очень быстро, если не питается постоянно, неделя за неделей, воскресение за воскресением в видимом общении верных, в радости Слова Божия и присутствии среди Церкви Воскресшего Христа. Она подвергается всем разрушительным влияниям, в том числе язычества и иудаизма, всё более захватывающим главные рубежи жизни в сегодняшнем мире.

 

Почему Господь попустил такой разгром нашей Православной Церкви в 1917 году? В чём смысл сегодняшнего поражения России? Могут ли христиане надеяться хоть на какой-то земной успех? Ведь Господь не зря претворил воду в вино и благословил чудесную ловлю рыб? Или нас ждут только страдания?

Шуршалов Е.,

г. Санкт-Петербург

Судьба России неразрывно связана с судьбой нашей Церкви. Ясно, что не только с 1917 года, но и теперь Православие в целом идёт путём поражения. Хотя поражение поражению рознь. И вот здесь мы должны помнить, что Голгофа - самое великое поражение в истории в плане внешней видимости. И одновременно - самая великая победа.

Нам надо хорошенько задуматься, чего мы ждём. Успеха? Ужасное слово. Когда речь идёт о Царстве, не существует успеха. Слово "успех" имеет слишком временное звучание. А у поражения могут быть несравненно более прочные основания. Надо соединить его с Крестом и сравнить с тем, что можно назвать ночью учеников Христовых во время Его страданий. Всем ученикам Христовым даётся узнать эту ночь. Святой патриарх Тихон сказал, что после его кончины ночь будет долгой - ночь смысла, ночь духа, ночь глубокого перехода Церкви через смерть. Святитель Тихон Задонский также писал о ночи в жизни христианина. Мы должны понять, что для святых, подобных преподобному Серафиму Саровскому, когда он в течение трёх лет молился молитвой мытаря: "Боже, милостив буди мне, грешному", стоя на камне, - это ночь созерцания. Она тождественна поражению апостолов. И мы должны всегда соотносить всё, происходящее с нами, с Крестными Страданиями Господа, потому что через них Христос открывает нам глубину Бога.

Бывают такие моменты в нашей жизни, когда мы остро ощущаем, что значит Крест Христов. В другое время сердце наше более всего влечётся ко Христу, проповедующему на берегу Тивериадского озера или совершающему чудо на браке в Кане Галилейской. Есть время для претворения воды в вино и есть время для претворения вина в кровь. Это нормально. Вначале претворение воды в вино, в котором Божие благословение чистой земной радости. Но радость, которую христианство придаёт жизни, не имеет смысла, если эта радость в конце не может быть принесена в жертву. Это есть претворение вина в кровь. Потому-то есть время Каны Галилейской и время чудесной ловли рыб на озере. Сколько раз Сам Христос говорил: "Еще не пришел час Мой" (Ин. 2, 4). Каждый из нас в определённые моменты жизни мог бы повторить: "Ещё не пришёл час мой". Я знал одного человека, он рано умер, в юности он писал: "Пока не подошёл твой срок, ходи, свисти, гуляй, и золотую пятерню тебе протянет май". Может быть, у нас ещё час деятельности, час труда, и если идти дальше, можно даже сказать: час успеха. И здесь мы должны быть внимательными. Потому что приходит день, когда Христос скажет: "Ныне Мой час пришёл".

И этот час придёт для нас, как он пришёл для Него. На самом деле в течение всей нашей жизни мы должны готовить себя понемногу к этому часу. И никогда не должны забывать о Кресте Христовом, никогда не должны бояться его. В Великую Пятницу мы не предстоим перед Крестом, как перед чем-то ужасным. Это, несомненно, самое ужасное, что только может быть, но мы предстоим перед тайной искупления, мы созерцаем Откровение Бога.

Есть люди, даже из тех, кто ходит в Церковь, которые суеверно боязливы. Они не осмеливаются приблизиться к страданиям Господа. Иногда можно слышать от них что-нибудь в таком роде: "Что будет со мной - я нашла крестик?" Или, например, даже такое: "Бог испытывает тех, кого Он любит. Может быть, мне подальше держаться от Него?" Люди пугают себя подобными нелепостями. Им, действительно, страшно. В то время, как они предстоят перед любовью, которая идёт до конца любви и которая страдает до смерти - нашей смерти. Чтобы Крестом Его и нашим нам принадлежала вечная пасхальная радость.

 

Некоторые говорят, что мученичество Царя Николая Александровича и его семьи - стечение обстоятельств. Можно ли рассматривать сатанинское убийство Людмилы Крюковой, которая мечтала приобщиться подвигу мучеников, как дело случая? И, тем более, то, что произошло с воином Евгением Родионовым, который никогда и не помышлял о христианском подвиге, как случайность?

Б. Голубов,

г. Новосибирск

Христианский мученик - не случайность. Тем более мученичество христианина не может быть следствием его желания стать мучеником. В отличие, например, от того, когда человек напряжением воли и стараниями становится начальником. Мученик, святой - всегда рождается советом Божиим, любовью Бога к людям, чтобы вести их Его путями. Мученичество никогда не может быть осуществлено замыслом человека, ибо подлинный мученик - тот, кто стал орудием Божиим, который погубил свою волю в воле Божией. Но он не погубил её, а приобрёл, потому что нашёл свободу в послушании Богу. Мученик не желает уже ничего для себя, даже славы принять мученичество.

Никто своей собственной волей не может стать мучеником или святым. Это печать Бога на человеческой жизни, Его всецелое овладение человеком, Его благословенное избрание и Его вечное предопределение. Как невозможно мыслить о мученичестве вне эсхатологической перспективы Пришествия во славе Христа Распятого и Воскресшего, так невозможно мыслить о нём вне Промысла и Совета Божия о каждом человеке в отдельности. Кто не видит в истории ничего, кроме событий, последовательно следующих друг за другом во времени, не видит в ней и Божественной мудрости, управляющей миром и историей. Однако в жизни и смерти мучеников присутствует всесильная десница Божия, Его благодать, зримая тем, кто имеет очи, чтобы видеть.

 

Что Вы думаете о политическом измерении мученичества? Ведь нельзя смешивать политику и духовность?

Найдёнова Е.М.,

г. Москва

Да, христиан убивали и принуждали к отступничеству по причинам, которые не были чисто религиозными с точки зрения палачей. Иногда вопрос веры был как бы не главным, а политические и общественные аспекты выходили на первый план. Но разве не так же было с древними мучениками? Римляне, всегда готовые к синкретизму, не умерщвляли их по религиозным мотивам, но потому что считали их врагами императора. Сегодня, как и вчера, гонители преследуют свои политические цели, но это не умаляет ценности свидетельства тех, кто жизнь свою отдаёт за Христа.

 

Слишком много скорбей в нашей жизни. Может ли христианин иногда пойти на какие-то уступки лжи, чтобы избежать большого несчастья? Может ли Церковь ради сохранения своих чад идти таким путём?

Кравец М.,

г. Егорьевск

События, которые кажутся несчастьем, впоследствии обнаруживаются как Божие благословение. Не должно примиряться с непримиримым для нас с целью избежать креста и обеспечить нашу безопасность. Как говорил кто-то из афонских подвижников: "Не должно искать маленьких подушечек, на которых могла бы покоиться наша виноватая совесть". Потому что Бог подвергнет нас после этого ещё более суровым испытаниям, и, самое главное, мы не будем иметь воздаяния на небесах. Цель скорбей? Если бы не было скорбей, мы не искали бы рая. И нам не было бы дано узнать рай ещё здесь, на земле.


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU