Никто не может даже приблизительно сказать, сколько икон было осквернено и уничтожено в страшные
годы гонения на Святую Православную Церковь после 1917 года. Иконы рубили, сжигали, топтали, использовали
как простые доски, из них делали табуретки. Наиболее ценные, богато украшенные, тысячами продавали за
границу. И ведь делали это не только самые отъявленные революционеры-безбожники, но и предавшие Бога
простые русские люди. Это один из самых тяжких грехов, наказание за который мы несём и поныне.
Мне довелось видеть кадры кинохроники тех лет: какая-то артель, длинный стол, заваленный иконами,
на переднем плане бородатый мужичок срывает блестящий, видимо, серебряный оклад с иконы и бросает её
на пол. За столом сидят и тем же занимаются ещё 5-6 человек.
А ведь икона - это окно в горний мир. Молясь перед ней, верующий человек обращается от образа к первообразу.
Существовали строгие правила, по которым писались иконы специально обученными художниками-иконописцами,
глубоко верующими людьми, получавшими особое благословение. Они постились, исповедовались и причащались
перед тем, как начать работу над новой иконой.
Над иконой работали долго, кропотливо, используя тщательно подготовленную основу и натуральные красители,
а иногда и растёртые частицы святых мощей. Написанная икона обязательно освящалась.
По милости Божией, чудом, немало старинных икон уцелело. В некоторых семьях есть иконы, переходящие
из поколения в поколение. Их сохраняли наши предки, рискуя свободой и даже жизнью.
Мне хочется рассказать во многом поучительную историю одной такой иконы.
Впервые я увидел её на руках у пожилой женщины на могилке иеросхимонаха Стефана в г. Кисловодске.
Икона Богородицы с Младенцем-Спасителем, небольшая, явно старинная, написанная на выпуклой доске.
С образа был сорван, видимо, дорогой оклад. Прописаны только лики, руки Богородицы, ручки и ножки Спасителя.
Как мне потом объяснили иконописцы, такие иконы писались специально под оклады, на которых рельефно
чеканились остальные детали изображения.
Изумительно тонкая и сочная техника, почти никаких следов от кисти, переходы светотеней и цветов.
Специалисты сказали, что таких приёмов они не знают и вряд ли смогли бы их повторить. Красочный слой
местами повреждён.
Икона сразу привлекает к себе внимание, от неё нельзя оторвать глаз. Богородица как бы с укором говорит:
"Что же вы, люди, со Мной сделали?"
У этого образа есть одна характерная особенность: на большинстве икон Богородица держит Младенца Иисуса
на левой руке, на этой - на правой. Кроме "Почаевской" и "Достойно есть", я других таких не встречал.
Хозяйка иконы Александра Андреевна Гаман - участница Великой Отечественной войны, живущая на станции
Подкумок, знала, что у её сестры хранится старинный семейный образ. Будучи у неё в гостях, она спросила:
- Что-то я давно нашей иконы у тебя не видела, где она?
- Да где-то в сарае валяется.
- Да как же ты могла такую святыню в сарай отнести?
- Иди, ищи, найдёшь, - она твоя.
"Я переворошила весь сарай, потратила почти целый день, - рассказывает Александра Андреевна, - но
иконы так и не нашла. Расстроенная вошла в сени и тут увидела ведро с водой, на нём тёмную доску и на
ней кружку. Меня как будто что-то толкнуло, я сразу узнала икону. Это было три года назад перед Рождеством.
Икона была почти чёрная, едва угадывались лики. Я привезла её домой, обмыла святой водой, поставила
в красный угол, помолилась и легла спать. Ночью внезапно проснулась - вся комната была озарена ярким
светом. Я страшно испугалась и не сразу поняла, что свет идёт от иконы. Постепенно свечение исчезло.
Я немного успокоилась. Не зажигая света, помолилась и легла. Утром первым делом посмотрела на икону
и поразилась: она очистилась и на ней проступило то изображение, которое мы сейчас видим, причём некоторые
детали со временем становятся всё чётче и ярче".
В Православии самообновлённая икона считается чудотворной.
Матушка Александра ездила с этой иконой по храмам, часто бывала на могилке батюшки Стефана. Мне довелось
услышать от молившихся и прикладывавшихся к этому образу много рассказов о благотворном влиянии и помощи
от иконы, которая столько перенесла, ничем не ограждённая, была ветхой и постепенно разрушалась. Я предложил
матушке Александре взяться за изготовление оклада и киота с тем, чтобы восстановить облик образа, защитить
и продлить его жизнь.
Матушка Александра с радостью согласилась и доверила мне икону.
Рисунок оклада изготовил о. Михаил Бездетный из Ессентуков. Этот батюшка до семинарии закончил художественное
училище, сейчас пишет иконы.
В наше время почти никто не занимается чеканкой, но по воле Пресвятой Богородицы друг о. Михаила художник
Виктор Чечелашвили отчеканил оклад. Я отполировал его, столяр Алексей Матвеевич Сердюков из Свято-Никольского
собора изготовил киот, и, когда я собрал икону, мне показалось, что упрека во взгляде Богородицы уже
не было.
Благочинный о. Иоанн Знаменский освятил образ по полному чину в алтаре Свято-Никольского собора г.
Кисловодска.
Когда матушка Александра увидела свою обновлённую икону, она не могла сдержать слёз. Образ продолжает,
хоть и медленно, обновляться. Через три месяца после возвращения её хозяйке я увидел икону вновь на
могилке иеросхимонаха Стефана в годовщину его смерти. Матушка Александра радовалась, как ребёнок: "Посмотрите,
у неё глазик открылся". И действительно, на месте темного пятна проступило полное изображение правого
глаза Богородицы.
Эта история отражает духовную жизнь России. В одной семье две сестры, одна равнодушна к вере настолько,
что использовала икону как подставку, другая - глубоко верующая, для которой икона - высшая ценность
в её жизни. То же разделение по духу происходило в годы революции и гражданской войны, когда брат шёл
на брата.
Только при бережном, трепетном отношении к старинным иконам можно сохранить эти бесценные сокровища
и продлить их жизнь на многие годы для будущих поколений. Эта история лишний раз подтверждает мысль
о том, что каждая икона, как человек, имеет свою судьбу и живёт особой, таинственной жизнью: рождается,
почитается, прославляется, терпит лишения, исчезает, вновь появляется или погибает.