Торговая служба Новоспасского монастыря

Каталог Православное Христианство.Ру



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Июль 2005

Содержание номера       Главная страница номера

Икона очистилась сама

Николай Георгиевич ЕМЕЛЬЧЕНКО

  Никто не может даже приблизительно сказать, сколько икон было осквернено и уничтожено в страшные годы гонения на Святую Православную Церковь после 1917 года. Иконы рубили, сжигали, топтали, использовали как простые доски, из них делали табуретки. Наиболее ценные, богато украшенные, тысячами продавали за границу. И ведь делали это не только самые отъявленные революционеры-безбожники, но и предавшие Бога простые русские люди. Это один из самых тяжких грехов, наказание за который мы несём и поныне.

Мне довелось видеть кадры кинохроники тех лет: какая-то артель, длинный стол, заваленный иконами, на переднем плане бородатый мужичок срывает блестящий, видимо, серебряный оклад с иконы и бросает её на пол. За столом сидят и тем же занимаются ещё 5-6 человек.

А ведь икона - это окно в горний мир. Молясь перед ней, верующий человек обращается от образа к первообразу.

Существовали строгие правила, по которым писались иконы специально обученными художниками-иконописцами, глубоко верующими людьми, получавшими особое благословение. Они постились, исповедовались и причащались перед тем, как начать работу над новой иконой.

Над иконой работали долго, кропотливо, используя тщательно подготовленную основу и натуральные красители, а иногда и растёртые частицы святых мощей. Написанная икона обязательно освящалась.

По милости Божией, чудом, немало старинных икон уцелело. В некоторых семьях есть иконы, переходящие из поколения в поколение. Их сохраняли наши предки, рискуя свободой и даже жизнью.

Мне хочется рассказать во многом поучительную историю одной такой иконы.

Впервые я увидел её на руках у пожилой женщины на могилке иеросхимонаха Стефана в г. Кисловодске.

Икона Богородицы с Младенцем-Спасителем, небольшая, явно старинная, написанная на выпуклой доске. С образа был сорван, видимо, дорогой оклад. Прописаны только лики, руки Богородицы, ручки и ножки Спасителя. Как мне потом объяснили иконописцы, такие иконы писались специально под оклады, на которых рельефно чеканились остальные детали изображения.

Изумительно тонкая и сочная техника, почти никаких следов от кисти, переходы светотеней и цветов. Специалисты сказали, что таких приёмов они не знают и вряд ли смогли бы их повторить. Красочный слой местами повреждён.

Икона сразу привлекает к себе внимание, от неё нельзя оторвать глаз. Богородица как бы с укором говорит: "Что же вы, люди, со Мной сделали?"

У этого образа есть одна характерная особенность: на большинстве икон Богородица держит Младенца Иисуса на левой руке, на этой - на правой. Кроме "Почаевской" и "Достойно есть", я других таких не встречал.

Хозяйка иконы Александра Андреевна Гаман - участница Великой Отечественной войны, живущая на станции Подкумок, знала, что у её сестры хранится старинный семейный образ. Будучи у неё в гостях, она спросила:

- Что-то я давно нашей иконы у тебя не видела, где она?

- Да где-то в сарае валяется.

- Да как же ты могла такую святыню в сарай отнести?

- Иди, ищи, найдёшь, - она твоя.

"Я переворошила весь сарай, потратила почти целый день, - рассказывает Александра Андреевна, - но иконы так и не нашла. Расстроенная вошла в сени и тут увидела ведро с водой, на нём тёмную доску и на ней кружку. Меня как будто что-то толкнуло, я сразу узнала икону. Это было три года назад перед Рождеством. Икона была почти чёрная, едва угадывались лики. Я привезла её домой, обмыла святой водой, поставила в красный угол, помолилась и легла спать. Ночью внезапно проснулась - вся комната была озарена ярким светом. Я страшно испугалась и не сразу поняла, что свет идёт от иконы. Постепенно свечение исчезло. Я немного успокоилась. Не зажигая света, помолилась и легла. Утром первым делом посмотрела на икону и поразилась: она очистилась и на ней проступило то изображение, которое мы сейчас видим, причём некоторые детали со временем становятся всё чётче и ярче".

В Православии самообновлённая икона считается чудотворной.

Матушка Александра ездила с этой иконой по храмам, часто бывала на могилке батюшки Стефана. Мне довелось услышать от молившихся и прикладывавшихся к этому образу много рассказов о благотворном влиянии и помощи от иконы, которая столько перенесла, ничем не ограждённая, была ветхой и постепенно разрушалась. Я предложил матушке Александре взяться за изготовление оклада и киота с тем, чтобы восстановить облик образа, защитить и продлить его жизнь.

Матушка Александра с радостью согласилась и доверила мне икону.

Рисунок оклада изготовил о. Михаил Бездетный из Ессентуков. Этот батюшка до семинарии закончил художественное училище, сейчас пишет иконы.

В наше время почти никто не занимается чеканкой, но по воле Пресвятой Богородицы друг о. Михаила художник Виктор Чечелашвили отчеканил оклад. Я отполировал его, столяр Алексей Матвеевич Сердюков из Свято-Никольского собора изготовил киот, и, когда я собрал икону, мне показалось, что упрека во взгляде Богородицы уже не было.

Благочинный о. Иоанн Знаменский освятил образ по полному чину в алтаре Свято-Никольского собора г. Кисловодска.

Когда матушка Александра увидела свою обновлённую икону, она не могла сдержать слёз. Образ продолжает, хоть и медленно, обновляться. Через три месяца после возвращения её хозяйке я увидел икону вновь на могилке иеросхимонаха Стефана в годовщину его смерти. Матушка Александра радовалась, как ребёнок: "Посмотрите, у неё глазик открылся". И действительно, на месте темного пятна проступило полное изображение правого глаза Богородицы.

Эта история отражает духовную жизнь России. В одной семье две сестры, одна равнодушна к вере настолько, что использовала икону как подставку, другая - глубоко верующая, для которой икона - высшая ценность в её жизни. То же разделение по духу происходило в годы революции и гражданской войны, когда брат шёл на брата.

Только при бережном, трепетном отношении к старинным иконам можно сохранить эти бесценные сокровища и продлить их жизнь на многие годы для будущих поколений. Эта история лишний раз подтверждает мысль о том, что каждая икона, как человек, имеет свою судьбу и живёт особой, таинственной жизнью: рождается, почитается, прославляется, терпит лишения, исчезает, вновь появляется или погибает.

Кисловодск

Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU