Торговая служба Новоспасского монастыря

Каталог Православное Христианство.Ру



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Июль 2005

Содержание номера       Главная страница номера

БАМ православный

Юрий Михайлович БАЖЕНОВ

  (Продолжение. Начало в № 6)

Чегдомын основан ещё в 30-х годах. Тогда же от Транссиба к нему была проложена железнодорожная ветка. Здесь нашли уголь, добываемый до сих пор шахтным способом. Несмотря на все катаклизмы, посёлок продолжает жить и работать. Имеется прямое железнодорожное сообщение с краевым центром, Хабаровском. А с Новым Ургалом его связывает асфальтированная дорога.

Дома в Чегдомыне двух-трёхэтажные, каменные, основательные, постройки 50-х годов. Их иногда называют "позднесталинской архитектурой". Встречаются здесь и деревянные бараки, но нет блочных или панельных строений.

Кафедральный Собор Святой Троицы, г. Тында

Иду по центральной улице. Здесь памятник чегдомынцам, погибшим в Великой Отечественной войне. Первое сентября, и во всех школах торжества, посвящённые Дню знаний. Каково же было моё удивление, когда на центральной площади посёлка я увидел стайку старшеклассниц, одетых в школьную форму, которую носили их мамы и бабушки: те же самые строгие чёрные платья и нарядные белые фартуки. Комсомольских значков только не хватало. Такую форму отменили в 1983 году. Это я знал точно, т.к. мои одноклассницы были последними, кому довелось в ней ходить. А сейчас, насколько мне известно, форму в школах вообще не носят. Я спросил, конечно, что это за маскарад? Действительно, девушки оделись так в честь первого сентября, и завтра уже пойдут в школу не в форме…

Свято-Покровский женский монастырь, г. Тында

 

Узнав, где находится строящаяся церковь, я направился туда.

Место для храма было выбрано, на мой взгляд, очень удачно. Недалеко от центра посёлка, на краю обрыва, откуда открывается вид на красивейшую Буреинскую долину. Само церковное здание деревянное, уже подведено под крышу. Возводится оно строителями, приехавшими сюда с Западной Украины. Богослужения пока идут в обычном доме, в котором раньше располагался магазин. Храм будет освящён в честь святых Новомучеников и Исповедников Российских. Как рассказал его настоятель, отец Константин, среди здешних прихожан, в отличие от Нового Ургала, много пенсионеров, есть даже первопроходцы этих мест. Первыми жителями посёлка Чегдомын были заключённые местного отделения БАМлага. До сих пор районы посёлка называются по номерам зон, которые здесь были. Как рассказал отец Константин, в строительстве храма и всей приходской жизни ощущается молитвенная поддержка тех, кто был заключён в местные лагеря за веру, не изменил Богу в нечеловеческих условиях жизни и работы на шахтах и на прокладке магистрали. А ещё батюшка рассказал, что, по его наблюдениям, люди здесь, на севере, добрее, отзывчивее…

На станции Этеркен, расположенной на границе Хабаровского края и Амурской области, меня уже ждали. Я познакомился с православной общиной этого посёлка, актив которой состоит пока что из двух человек. Собираются дома у Ольги, а по большим праздникам, по возможности, ездят на службу в Новый Ургал. Иногда батюшка сам приезжает в эти края, изредка здесь появляется епархиальный миссионерский вагон. Это пока всё, на что могут рассчитывать местные православные. Однако в будущее они смотрят с оптимизмом и не теряют надежды, что когда-нибудь и в их посёлке будет свой храм.

Я понял, насколько православным, живущим в таких удалённых местах, сложнее исповедовать свою веру. Как далеко от них находятся святыни Русской Православной Церкви, посещение которых стало для нас привычным. Мы имеем возможность хоть каждое воскресенье молиться в Троице-Сергиевой Лавре, в московских храмах и монастырях. Для нас, живущих в европейской части России, не являются чем-то из ряда вон выходящим паломнические поездки по древнерусским городам, на Валаам, Соловки, святые места, намоленные в течение столетий поколениями монашествующих и мирян.

Я начал собираться в дорогу. Ольга буквально всучила мне огромный пакет с продуктами. Всё же удивительно гостеприимные люди живут на БАМе…

В Февральск, имеющий статус города, прибыли поздно ночью. Локомотив отправился ночевать в депо, а я остался на пустом перроне перед закрытым вокзалом. Единственное горящее окно - комната дежурной по станции. Постучавшись в дверь, я спросил насчёт транспорта в западном направлении.

- Корреспондент, что ли?- спросила она.

- Да.

- Нам уже сообщили … Часа через полтора на Верхнезейск пойдут два локомотива на сцепке, можете подождать здесь.

Меня пригласили в просторное тёплое помещение, усадили на диван и предложили чаю.

- Вы хоть там в своих газетах правду пишите, а то написал тут один такой! - сказала одна из сотрудниц вокзала.

Я понял, что она имеет в виду статью Николая Варсегова в "Комсомольской правде" с претенциозным названием: "Прокатился я по БАМу, повидал комедь и драму", опубликованную в нескольких номерах газеты в июне 2001 г. Статью я читал, и она мне не понравилась, т.к. написана по принципу "свинья грязь найдёт". Действительно, во всём можно увидеть положительные и отрицательные стороны. Поиском последних и занимался Варсегов, когда "странствовал" в здешних местах. Такое у меня сложилось впечатление сразу после прочтения материала. Ныне для меня стало совершенно очевидно, что многое в статье, мягко говоря, не соответствует действительности. Мне было даже несколько обидно за моих собеседниц. Очень уж они не похожи на тех бамовских женщин из современной "Комсомолки". Обидно, что всё это растиражировано в сотнях тысяч экземпляров газеты и в Интернете…

Разговор не клеился. В какой-то момент я, видимо, задремал. Разбудил меня помощник машиниста тепловоза, на котором предстояло добраться до Верхнезейска. А там и до Тынды рукой подать.

В Февральске и Верхнезейске пока нет постоянных храмов, есть общины, окормляемые главой миссионерского отдела Благовещенской епархии игуменом Антонием (Грищенко), который приезжает сюда из Тынды.

До столицы БАМа я добрался только на следующий день к вечеру. Знаменитый тындинский вокзал, похожий на гигантского журавля, сверкал и переливался огнями. Его внутренний интерьер почему-то напомнил мне международный аэропорт в столице какого-нибудь небольшого государства. Согласно "Энциклопедии вольных путешествий" Антона Кротова, здесь можно было также и переночевать, коим обстоятельством я и воспользовался, расстелив спальник прямо на полу. Ровно в семь часов утра меня разбудил наряд транспортной милиции и очень вежливо напомнил, что уже утро и пора вставать. При этом у меня даже не спросили документы!

Я отправился в церковь.

Слева - игумен Иннокентий - настоятель
Тындинского Свято-Троицкого собора,
справа - игумен Антоний (Грищенко),
глава миссионерского отдела епархии и
настоятель храма-вагона

Тындинский храм Святой Троицы находится в самом центре города, на улице Красная Пресня, и имеет статус кафедрального собора, второго в епархии после собора в Благовещенске. Настоятель собора игумен Иннокентий согласился ответить на мои вопросы.

- Батюшка, этот город в 70-х годах воспет в стихах как столица трудового комсомольского энтузиазма, и вот ныне здесь появился православный приход. Как это случилось?

- Наш город сформировался к концу 80-х годов. Именно тогда к нашему нынешнему правящему архиерею, Высокопреосвященному Гавриилу, архиепископу Благовещенскому и Тындинскому, который тогда был правящим архиереем всего Дальнего Востока и носил титул архиепископа Хабаровского и Владивостокского, приехали представители Тынды, чтобы получить благословление на открытие в городе первого православного прихода. Владыка благословил искать здание, так в 1991 году был организован первый приход в городе. Здание выделил Мостотряд № 10. Внутри оно было полностью переделано, построена колокольня, и после освящения начались службы. Сейчас там Свято-Покровский женский монастырь. Первыми прихожанами храма были в основном прибывшие из Западной Украины, Белоруссии. Многие и с иконами ехали. Какая-то духовная основа у города была.

- А кто Ваши прихожане сейчас?

Всенощная в храме-вагоне, г. Тында

 

- Жители Тынды, в основном. Тында сейчас является духовным центром БАМа, поэтому многие приезжают к нам из станционных посёлков. Двери собора всегда открыты. Наверное, промыслительно, что когда на архиерейском соборе 1993 года была восстановлена Благовещенская епархия, титул её правящего архиерея стал не Благовещенский и Приамурский, как было раньше, а Благовещенский и Тындинский.

- Скажите, среди Ваших прихожан есть первостроители, которые приехали сюда по комсомольским путёвкам?

- В основном они и есть наши прихожане. Многие думают, что сами пришли, а на самом деле их Господь привёл. По-разному. Господь ведёт нас в храм и по молитвам родителей, и через беседы со священником, и даже по грехам нашим.

- Здесь существовал БАМлаг, в который люди попали не по своей воле, а, в том числе, за свои православные убеждения. Ощущаете ли Вы какую-либо духовную связь с ними?

- Наш собор был построен за восемь месяцев. Для многих это строительство явилось чудом. И это так и есть. Чудес много происходит, просто мы их не замечаем. Во время строительства ощущалась какая-то особая благодать. Наверное, Господь услышал молитвы этих пострадавших за Бога праведников. Ведь БАМ на костях стоит. Сколько людей здесь погибло! И они молятся за нас Господу. Поэтому нам такое благоволение. Строится храм… И почти тут же сам Патриарх благословляет на базе старого прихода организовать женский монастырь. Так что у нас теперь и свой монастырь есть. Там насельницы, много послушниц. А два месяца назад был первый на Дальнем Востоке за всё постсоветское время постриг в схиму.

- В 70-х годах у этого края были большие экономические перспективы, потом всё рухнуло. БАМ назвали дорогой в никуда, много негатива о нём писали… А каково, на Ваш взгляд, будущее этого края? Видите ли Вы перспективы его развития?

- Вопрос не ко мне, а скорее к гражданским властям. Мы здесь, можно сказать, ходим по таблице Менделеева, и рано или поздно эти ресурсы будут востребованы Россией. Конечно, проблем у нас много. Взять хотя бы отопительный сезон, который превращается в головную боль для каждого. Священников не хватает катастрофически. Во многих населённых пунктах хотят открыть приходы, люди тянутся к вере, просят прислать священника, а его нет. Но об этом Вам лучше епископ расскажет. Есть у нас передвижной вагон-храм, которым "заведует" начальник миссионерского отдела епархии игумен Антоний. О своей работе он Вам расскажет. Но то, что у людей появилась такая тяга к вере, - хороший знак. Значит, перспективы и будущее у нас есть. Главное - молитва. Будем вместе молиться за этот уголок земли русской.

К нашей беседе подключился игумен Антоний (Грищенко), руководитель миссионерского отдела Благовещенской епархии.

- Когда начались Ваши миссионерские поездки в храме-вагоне?

- Мы посещали различные местные посёлки, а Вы, наверное, видели, в каком состоянии они сейчас находятся. Исповедовали, причащали, совершали другие Таинства. Потом Владыка договорился с руководством Тындинского отделения дороги, и нам выделили старый багажный вагон, в котором мы создали передвижной храм. В последнее время чувствуется тяга людей к вере. Они постепенно, медленно начинают воцерковляться. Это больше всего радует. То есть люди не просто крестятся, а становятся православными христианами.

- Как давно Ваш вагон ходит по БАМу?

- Третий год уже. Кто-то к вере Христовой тянется, есть и сектанты, а есть такие, кто как жил безбожно, так и живёт.

- Ваша миссионерская работа оказывает ли какое-либо влияние на общий морально-психологический климат в посёлках?

- На верующих - несомненно. Они получили такую великую милость хотя бы несколько раз в год исповедоваться и причащаться. Вы понимаете, что это значит для искренне верующего человека? Просят, чтобы приезжали почаще, но мы просто физически не можем. И, может быть, именно благодаря нашему храму-вагону, в некоторых посёлках появляются приходы. Люди организовываются. Конечно, священников не хватает, но в посёлки, где есть приходы, мы стараемся приезжать чаще. Православие укрепляется. Если раньше люди просто крестились, то сейчас они сознательно воцерковляются. Дай-то Бог. И потом, как говорится, "не стоит село без праведника". Многие посёлки живут очень тяжело, кое-как выживают за счёт дороги. И если там есть хоть один молитвенник перед Богом, то такой посёлок будет жить. Но есть такие посёлки, которые закрыты полностью. Проезжаешь, как сквозь какие-то руины. Значит, там никого не было, кто молился… (Одним из первых по трассе БАМ был закрыт разъезд с характерным названием Московский комсомолец. - Прим. авт.)

- А как относится к Вам администрация, в частности, руководство отделения железной дороги?

- Без их помощи мы бы не обошлись. Ведь у нас в миссионерском отделе только два постоянных сотрудника. Потом, ведь сам по себе вагон не пойдёт, в некоторых случаях нужен и отдельный локомотив. Кроме того, необходимо согласовывать все наши поездки с графиком движения поездов. С ремонтом также проблемы бывают, и нам помогают их решать, обеспечивают углём, электричеством.

- Как Вы себе представляете будущее этого края? И есть ли оно у него?

- Моё личное убеждение, что да. Главное - это молитва. Ведь кто БАМ строил? Безбожники, в основном. Значит здесь всякого нечестия хватало. И очиститься от этой скверны мы можем только молитвой. Каждый должен душу свою очистить, чтобы благодати было куда войти. И начинать надо с себя, не оглядываясь на начальство или соседа. А будет молитва в этих местах, значит, и БАМ не умрёт.

(Продолжение следует)

Байкало-Амурская магистраль

Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU