Иеромонах Савва (Молчанов), заместитель
Председателя Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными
учреждениями
Самоубийство - страшный смертный грех, ибо человек своевольно отказывается
от данного Богом дара жизни. Потому самоубийц не отпевают в церкви, о них не молятся за Литургией. Самоубийц
военного сословия по артикулам Петра I предписывалось "отволочь палачу в бесчестное место и закопать,
волоча прежде по улицам или обозу". Даже "опитие вином" не служит оправданием самоубийце. Не лишаются
христианского погребения лишь те из них, кто покончил жизнь в припадке безумия или при защите своей
чести.
Первая работа о суицидах в русской армии появилась в 1863 году, тогда случаи самоубийств были буквально
единичными. С начала 30-х годов до 1989 г. сведения о них носили закрытый характер и были опубликованы
лишь в 90-х годах. Беспристрастные цифры говорят о том, что в наших Вооружённых Силах самоубийств меньше,
чем в гражданском обществе, на одну треть.
Вооружённые Силы Российской Федерации являются тем государственным институтом, который сдерживает
и уменьшает поток самоубийств в нашей стране. Но этого никто не заметил. "Правозащитники" делают из
армии некую "зону бедствия" и "империю зла". В то время как трагедия самоубийств военнослужащих - это
духовная болезнь всего общества, занесённая, как инфекция, в армию.
И наши Вооружённые Силы поставлены перед необходимостью решить эту, не ими созданную, проблему.
Известный учёный начала XX века профессор психиатрии Сикорский на основании своих исследований доказал,
что в основе суицида лежит грубый эгоизм. Он разработал психологический метод борьбы с самоубийством.
Человеку, одержимому этой идеей, через беседы прививаются чувства долга, любви к ближнему, сострадания
к более слабым и страждущим.
Не эгоист сможет преодолеть трудности адаптации к армейским условиям и тяжёлый нравственный климат
в отдельных воинских коллективах, завышение нагрузки, плохое питание и вообще все невзгоды в жизни.
Если в душе человека нет первопричины самоубийства (грубого эгоизма), жизнь может "нажимать на любые
кнопки" внешних трудностей и тягот, которые встречает военнослужащий в армии, - взрыва не будет. Человек
закалит свою волю и характер.
Взлелеянный в семье эгоизм молодого человека - это ждущий своего времени "фугас", который, однако,
может и не "взорваться", если мы неотступно будем работать по устранению "взрывного устройства", провоцирующего
самоубийство. С научной точки зрения, перво- причина суицида лежит в области внутренней, духовной жизни
человека.
Остановимся на религиозном видении этой проблемы. С религиозной точки зрения, путь к суициду выглядит
так: вначале следует утрата веры в Бога, затем проистекающий из этого эгоцентризм, грубый эгоизм, потеря
веры в ценность жизни, безнадёжность, самоубийство.
Весной 1914 г. профессор богословия протоиерей А. Смирнов в публичной лекции, предложенной господам
офицерам в собрании Армии и Флота, в присутствии Августейшего Главнокомандующего Великого Князя Николая
Николаевича сказал: "Пусть наша страна превратится в земной рай, пусть будет установлен наилучший социальный
строй, пусть не будет бедности и нужды. Но если при этом у человека не будет никаких иных высших ценностей,
кроме еды, питья, распущенности и т.п., он всё равно придёт, в конце концов, к той мысли, что жить не
стоит, так как свинская жизнь, действительно, есть для человека бессмыслица и нелепость. Путь выхода
из этого кризиса - путь религиозной веры, - продолжает профессор-протоиерей А. Смирнов, - тот самый
проверенный путь, которым тысячу лет шёл наш народ, черпая в вере силы и смысл мужественно переносить
тяготы жизни. Бог есть источник жизни; отделите ручей от источника - и он засохнет. Только вера в Бога,
бессмертие души и высшее предназначение человека может заставить нас ценить жизнь и дорожить ею как
высшим даром Небесного Отца".
Отец Савва Молчанов. Ноябрь 2002 г. Чечня. Аргунское ущелье |
Таково православное видение проблемы суицида и выхода из неё.
Падение в обществе религиозной нравственности всегда сопровождается ростом числа самоубийств, и наоборот:
общий подъём религиозной жизни сводит их к минимуму.
Теперь необходимо поговорить о том, какую лепту может внести духовенство в работу по профилактике
самоубийств?
Для священнослужителя самая доступная форма работы с личным составом - общие и индивидуальные беседы
с военнослужащими. Беседы могут проводиться как с группой военнослужащих, так и индивидуально.
Работа по устранению провоцирующих суицид обстоятельств, например в адаптации к армейским условиям
жизни, должна начинаться сразу с прихода молодого пополнения в часть. Практический опыт такой работы
у Церкви есть.
Священнослужитель показывает новобранцу иной, духовный, взгляд на проблемы, с которыми он сталкивается.
Таким образом снимается психологическое напряжение, человек начинает и внутренне принимать необычные
для него, новые условия жизни.
Неоднократно приходилось отвечать на вопросы: "А что я здесь делаю? Ради чего и зачем, по чьей воле,
ради чьих интересов я нахожусь здесь, выполняю поставленные задачи, прощаюсь с товарищами, порою навсегда?"
Духовный ответ таков: "Промысл Божий многими скорбями заставляет задуматься и переосмыслить многое в
своей жизни". И как часто молодой человек начинал видеть духовную причину и цель своей жизни в экстремальных
условиях. Мир есть проявление вечной деятельности Божественного разума. Поэтому всё в этом мире имеет
свой смысл и свою цель.
Мы говорим о профилактике провоцирующего самоубийство фактора.
Эта работа может иметь и следующие формы: оказание гуманитарной помощи молодому пополнению, организация
духовенством (по согласованию с командованием части) экскурсий по историко-архитектурным достопримечательностям
района, что облегчит, сгладит переход молодого солдата в условия необходимости жить в замкнутом пространстве
и снимет часть накопившегося морально-психологического напряжения.
Необходимо создавать в расположении новобранцев библиотечки историко-патриотического, духовно-нравственного
содержания. В брошюрах и книгах молодые солдаты могут найти ответы на вопросы, связанные с внутренней
самоорганизацией и самодисциплиной, по проблемам общения с товарищами и т.п.
Укрепляя морально-психологическое состояние военнослужащего, обучая его терпению и мужеству в перенесении
трудностей и невзгод, тем самым мы осуществляем его подготовку к успешному выполнению задач в экстремальных
обстоятельствах, увеличивая число побед и уменьшая число потерь. Мы можем спасать людям жизнь.