Торговая служба Новоспасского монастыря

Каталог Православное Христианство.Ру



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Июль 2005

Содержание номера       Главная страница номера

Самоубийства в армии

Иеромонах Савва (Молчанов), заместитель Председателя Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями

  Самоубийство - страшный смертный грех, ибо человек своевольно отказывается от данного Богом дара жизни. Потому самоубийц не отпевают в церкви, о них не молятся за Литургией. Самоубийц военного сословия по артикулам Петра I предписывалось "отволочь палачу в бесчестное место и закопать, волоча прежде по улицам или обозу". Даже "опитие вином" не служит оправданием самоубийце. Не лишаются христианского погребения лишь те из них, кто покончил жизнь в припадке безумия или при защите своей чести.

Первая работа о суицидах в русской армии появилась в 1863 году, тогда случаи самоубийств были буквально единичными. С начала 30-х годов до 1989 г. сведения о них носили закрытый характер и были опубликованы лишь в 90-х годах. Беспристрастные цифры говорят о том, что в наших Вооружённых Силах самоубийств меньше, чем в гражданском обществе, на одну треть.

Вооружённые Силы Российской Федерации являются тем государственным институтом, который сдерживает и уменьшает поток самоубийств в нашей стране. Но этого никто не заметил. "Правозащитники" делают из армии некую "зону бедствия" и "империю зла". В то время как трагедия самоубийств военнослужащих - это духовная болезнь всего общества, занесённая, как инфекция, в армию.

И наши Вооружённые Силы поставлены перед необходимостью решить эту, не ими созданную, проблему.

Известный учёный начала XX века профессор психиатрии Сикорский на основании своих исследований доказал, что в основе суицида лежит грубый эгоизм. Он разработал психологический метод борьбы с самоубийством. Человеку, одержимому этой идеей, через беседы прививаются чувства долга, любви к ближнему, сострадания к более слабым и страждущим.

Не эгоист сможет преодолеть трудности адаптации к армейским условиям и тяжёлый нравственный климат в отдельных воинских коллективах, завышение нагрузки, плохое питание и вообще все невзгоды в жизни.

Если в душе человека нет первопричины самоубийства (грубого эгоизма), жизнь может "нажимать на любые кнопки" внешних трудностей и тягот, которые встречает военнослужащий в армии, - взрыва не будет. Человек закалит свою волю и характер.

Взлелеянный в семье эгоизм молодого человека - это ждущий своего времени "фугас", который, однако, может и не "взорваться", если мы неотступно будем работать по устранению "взрывного устройства", провоцирующего самоубийство. С научной точки зрения, перво- причина суицида лежит в области внутренней, духовной жизни человека.

Остановимся на религиозном видении этой проблемы. С религиозной точки зрения, путь к суициду выглядит так: вначале следует утрата веры в Бога, затем проистекающий из этого эгоцентризм, грубый эгоизм, потеря веры в ценность жизни, безнадёжность, самоубийство.

Весной 1914 г. профессор богословия протоиерей А. Смирнов в публичной лекции, предложенной господам офицерам в собрании Армии и Флота, в присутствии Августейшего Главнокомандующего Великого Князя Николая Николаевича сказал: "Пусть наша страна превратится в земной рай, пусть будет установлен наилучший социальный строй, пусть не будет бедности и нужды. Но если при этом у человека не будет никаких иных высших ценностей, кроме еды, питья, распущенности и т.п., он всё равно придёт, в конце концов, к той мысли, что жить не стоит, так как свинская жизнь, действительно, есть для человека бессмыслица и нелепость. Путь выхода из этого кризиса - путь религиозной веры, - продолжает профессор-протоиерей А. Смирнов, - тот самый проверенный путь, которым тысячу лет шёл наш народ, черпая в вере силы и смысл мужественно переносить тяготы жизни. Бог есть источник жизни; отделите ручей от источника - и он засохнет. Только вера в Бога, бессмертие души и высшее предназначение человека может заставить нас ценить жизнь и дорожить ею как высшим даром Небесного Отца".

Отец Савва Молчанов. Ноябрь 2002 г.
Чечня. Аргунское ущелье

Таково православное видение проблемы суицида и выхода из неё.

Падение в обществе религиозной нравственности всегда сопровождается ростом числа самоубийств, и наоборот: общий подъём религиозной жизни сводит их к минимуму.

Теперь необходимо поговорить о том, какую лепту может внести духовенство в работу по профилактике самоубийств?

Для священнослужителя самая доступная форма работы с личным составом - общие и индивидуальные беседы с военнослужащими. Беседы могут проводиться как с группой военнослужащих, так и индивидуально.

Работа по устранению провоцирующих суицид обстоятельств, например в адаптации к армейским условиям жизни, должна начинаться сразу с прихода молодого пополнения в часть. Практический опыт такой работы у Церкви есть.

Священнослужитель показывает новобранцу иной, духовный, взгляд на проблемы, с которыми он сталкивается. Таким образом снимается психологическое напряжение, человек начинает и внутренне принимать необычные для него, новые условия жизни.

Неоднократно приходилось отвечать на вопросы: "А что я здесь делаю? Ради чего и зачем, по чьей воле, ради чьих интересов я нахожусь здесь, выполняю поставленные задачи, прощаюсь с товарищами, порою навсегда?" Духовный ответ таков: "Промысл Божий многими скорбями заставляет задуматься и переосмыслить многое в своей жизни". И как часто молодой человек начинал видеть духовную причину и цель своей жизни в экстремальных условиях. Мир есть проявление вечной деятельности Божественного разума. Поэтому всё в этом мире имеет свой смысл и свою цель.

Мы говорим о профилактике провоцирующего самоубийство фактора.

Эта работа может иметь и следующие формы: оказание гуманитарной помощи молодому пополнению, организация духовенством (по согласованию с командованием части) экскурсий по историко-архитектурным достопримечательностям района, что облегчит, сгладит переход молодого солдата в условия необходимости жить в замкнутом пространстве и снимет часть накопившегося морально-психологического напряжения.

Необходимо создавать в расположении новобранцев библиотечки историко-патриотического, духовно-нравственного содержания. В брошюрах и книгах молодые солдаты могут найти ответы на вопросы, связанные с внутренней самоорганизацией и самодисциплиной, по проблемам общения с товарищами и т.п.

Укрепляя морально-психологическое состояние военнослужащего, обучая его терпению и мужеству в перенесении трудностей и невзгод, тем самым мы осуществляем его подготовку к успешному выполнению задач в экстремальных обстоятельствах, увеличивая число побед и уменьшая число потерь. Мы можем спасать людям жизнь.


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU