†18 июля 1918 г. - память прмцц. Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары
Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, урождённая принцесса Гессен-Дармштадская, в девятнадцать лет
стала супругой Великого Князя Сергия Александровича, дяди последнего русского Императора. После трагической
гибели мужа, убитого террористами, она основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Сёстры
монастыря по примеру своей настоятельницы сочетали подвиг Марфы и Марии - молитву и служение ближним
во имя Христово.
18 июля 1918 года Елисавета Феодоровна и добровольно последовавшая за ней сестра Марфо-Мариинской
обители инокиня Варвара вместе с Великими Князьями Сергеем Михайловичем, Иоанном, Игорем и Константином,
князем Владимиром Палей и секретарём Сергия Михайловича Фёдором Ремез были живыми сброшены в Нижне-Селимскую
шахту в 12 километрах от города Алапаевска Пермской губернии.
Части Белой Армии, занявшие Алапаевск, извлекли из ствола шахты останки всех мучеников и увезли с
собой, отступая под натиском большевиков на восток. В 1920 году их похоронили в Пекине на кладбище у
стен храма преподобного Серафима Саровского. В ноябре того же года при содействии сестры Великой Княгини
принцессы Виктории останки Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары через Шанхай были переправлены в Порт-Саид,
а затем, в феврале 1921 года, доставлены в Иерусалим. Их последним пристанищем стала крипта русского
храма равноапостольной Марии Магдалины.
1 мая 1982 года в Неделю жен-мироносиц Синод Русской Православной Церкви Заграницей прославил алапаевских
мучениц в лике святых. Десять лет спустя они были канонизированы и Русской Православной Церковью.
Мощи Великой Княгини Елисаветы, единственные сохранившиеся останки новомученицы из Царского Дома Романовых,
являются величайшей святыней Русского Зарубежья. Их принесение в Россию явилось первой совместной акцией
Русской Православной Церкви и Русской Православной Зарубежной Церкви и проводилось по благословению
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей
Блаженнейшего Митрополита Лавра.
Архиепископ Вениамин встречает святые мощи в аэропорту г. Владивостока |
Из Иерусалима для поклонения верующим в Россию были доставлены два ковчега. В большем из них хранится
десная рука Великой Княгини Елизаветы и частица мощей инокини Варвары. Пальцы правой руки извлечённых
из шахты тел княгини и её спутницы сложены для совершения крестного знамения. Меньшего размера ковчег
содержит малые частицы мощей обеих святых и изготовлен из досок их гробов из драгоценного китайского
тика, древесина которого практически не поддаётся гниению. По решению Синода Русской Православной Церкви
Заграницей малый ковчег вернётся в Марфо-Мариинскую обитель после её полного восстановления.
Около двух недель святые мощи пребывали в Москве. Затем из Москвы святыня на самолёте отправилась
в самые удалённые уголки страны: Якутию, Чукотку, Магаданскую область, Камчатку, Сахалин и Курилы. Из
Владивостока мощи преподобномучениц совершили многомесячное путешествие по городам России, как бы возвращаясь
назад по тому пути, которым восемьдесят пять лет назад, как казалось, навсегда покидали Россию.
В каждом городе храм-вагон оставался по нескольку дней. Ковчег с десной рукой преподобномученицы Елисаветы
переносили в кафедральные соборы городов, где перед ним ежечасно совершались молебные пения с акафистами.
Людской поток к святым мощам не прекращался ни днём, ни ночью, многие шли семьями, с детьми. Обращаясь
к святым, наши соотечественники испрашивали их благословения, исцеления духовных и телесных недугов,
крепости в несении своего жизненного креста. Второй ковчежец носили в больницы, детские дома, интернаты
и дома престарелых, тюрьмы и воинские части, чтобы все желающие могли поклониться великим молитвенницам
за наше Отечество. Забытые государством, зачастую оставленные своими близкими, эти люди не могли надеяться
на то, что они ещё кому-то нужны, а тем более на то, что их посетит своими мощами Великая Княгиня. Но
Великая Матушка, при жизни самоотверженно служившая скорбящим и страждущим, через десятилетия и тысячи
километров вернулась к тем, кто нуждался в её молитвенной помощи и утешении. Святым мощам смогли поклониться
православные верующие Белоруссии, Латвии, Литвы, Казахстана, Киргизии и Азербайджана. Их православные
граждане, отделённые от России новыми государственными границами, возможно, как никто другой нуждались
в прикосновении к святыне.
Статья "Это моя земля", опубликованная в № 1 за 2005 год за подписью иеромонаха Александра,
является текстом интервью, взятым О.Г. Кирьяновой. Редакция приносит извинения за допущенную неточность.