"Моряки создали Россию. И будущая её судьба - на морях".
†13 июля 1855 г. - 150 лет назад погиб великий адмирал Павел Степанович НАХИМОВ
Американцы в начале наших перестроечных кувырканий издали увесистый фолиант - альбом фотографий, показывающих
один день из жизни нашей страны от Балтики до Курил. Один объект в нашем Отечестве удостоился быть запечатлённым
пять раз. Это не космодром, не Большой театр, не Московский университет и не прокатный стан. Древний
державный инстинкт и на этот раз не подвёл англосаксов - особое восхищение у них вызвало единственное
в своем роде в мире Петербургское Нахимовское училище. Американцев поразили духовная собранность, нравственная
просветлённость и здоровье наших мальчиков. И не только это. Американцы считают флот опорой своей страны
и главной ударной силой. Морская пехота - гвардия и оплот не только американской армии, но и эталон
американского духа. От Британии они переняли, как им кажется, роль владычицы морей и острый интерес
ко всему, что имеет отношение к морской мощи. От их взора не ускользнуло, что училищем руководил адмирал
Столяров, Герой Советского Союза, знакомый с глубинами Мирового океана, недавний командир атомной подводной
лодки. Американцев, должно быть, взволновало не только училище, расположенное в одном из красивейших
зданий города, но и стоящий под его окнами крейсер "Аврора", как многозначительное напоминание о беспримерной
социальной активности моряков.
Что делает море с людьми? Почему так преображаются обыкновенные парни, надев морскую форму? Все наставники
Нахимовского училища единодушны - через месяц курсантов уже не могут узнать их родители. А ещё через
два месяца эти вчерашние восьмиклассники - уже настоящие мужчины. Так возвышает и крепит юные сердца
причастность к государственной поступи и ответственность в мире морской стихии.
21 июня 2004 г. исполнилось 60 лет уникальному учебному заведению - Нахимовскому военно-морскому училищу.
Каждый год сотни мальчишек со всей страны впервые переступают порог овеянного славой и ослепительно
великолепного дома-корабля на Петроградской набережной.
Нахимовское училище - уже давно настоящий символ города на Неве, такой же, как шпиль Петропавловской
крепости, как белые ночи, как разводные мосты. России здесь есть, чем гордиться.
Первое Нахимовское училище было открыто в сухопутном Тбилиси. Однако с октября 1943 г. наркомом флота
прорабатывается вопрос о переводе Тбилисского Нахимовского в Ленинград.
С 1948 года легендарный крейсер "Аврора" у Петроградской набережной стал верно служить делу воспитания
будущих моряков. На корабле нахимовцы жили и учились, участвовали в обслуживании крейсера.
Появление на улицах маленьких матросиков сильно взволновало жителей Ленинграда. В те годы великого
триумфа русского народа в победе над фашистской Германией профессия военного, а уж тем более морского
офицера, вызывала уважение.
Нахимовское училище существует шестьдесят лет, и его выпускники ничуть не уступают своим благородным
предшественникам. Училище пережило немало потрясений, одним из которых необходимо считать трудное время
90-х годов. Для детей в форме в стране не было ни денег, ни тепла - ничего, кроме вновь оживших традиций
дореволюционного кадетского движения. Сложная обстановка была и в самом училище. Последствия той разрухи
ощущаются и сейчас. Не хватает обмундирования, питания, большая нехватка офицерских кадров. В классах
и лабораториях нет воды, химических веществ для проведения опытов, шлюпок и, как результат, отсутствие
практических занятий по морскому делу. В училище царит уныние, разруха и запустение. Государство не
справляется со своими отеческими обязанностями. И это сказывается на воспитанниках. Ребята, прекрасные
и удивительные мальчишки, начинают терять веру в свою мечту, и многие уходят, не стремясь продолжить
службу на флоте. Такова жизнь. В истории училища, как и в истории флота, периоды взлёта чередуются с
периодами падения.
Но и ныне в Нахимовском учатся честные, образованные и физически закалённые ребята, каждый - яркая
личность. Здесь нет места предательству, здесь живут забытые гражданским обществом понятия долга и чести.
Здесь получают хорошее образование, нет наркоманов.
Рентабельность некоторых современных писак целиком и полностью зависит от скандала, а это значит,
что ярко, зрелищно и сенсационно будут выглядеть грязные сообщения о признанных обществом высоконравственных
объектах. И вот в погоне за сенсацией появляется ряд пошлых скандальных статей о Нахимовском училище.
Нахимовцы - достояние нашего города, нашей Родины, это наши собственные дети. Безапелляционно тиражировать
никоим образом не проверенные гадости, позволять себе импровизировать на самые низменные, недостойные
взрослых профессиональных людей темы о жизни нахимовцев в училище - всё равно, что предать, бросить
в грязь, растоптать родного ребенка.
Развращённый безнравственностью ум не в силах представить, насколько чисты помыслы юных нахимовцев.
Наверное, трудно поверить и в то, что в наше меркантильное время у детей есть бескорыстная мечта о море,
что, невзирая на всё происходящее на флоте, они хотят стать командирами кораблей и подводных лодок.
Кто ответствен за судьбу маленьких моряков? Командование? Флот? Президент? А может всё государство?
Перестройка разрушила машину советской идеологии, ничего не дав взамен. Какой духовностью должен обладать
современный воспитанник? На чём должно зиждиться его воспитание? Огромную роль здесь могла бы сыграть
и Православная Церковь, ведь без веры моряку никак нельзя.
Училище встречает своё шестидесятилетие. Пятую часть своей жизни Санкт-Петербург прожил с ним, с Нахимовским,
равно как и оно прожило свою историю вместе с городом. И хоть и является училище по статусу учебным
заведением закрытого типа, оно никогда не было отгороженным от жизни. И то, что Нахимовское училище
объединило и культивировало в себе черты многих учебных заведений старой и новой России, что оно связано
с крупными культурными явлениями и крупнейшими личностями, делает его поистине уникальным.
Никто не знает, сколько его выпускников погибло и сколько осталось в живых в безмолвной войне за достижение
паритета на море. Но они были везде. Во время Карибского кризиса выпускник 1949 года Б.А. Кузнецов находился
на подводной лодке у берегов Америки (награждён орденом Красной Звезды). Были нахимовцы и на полигонах,
где взрывались мощные ядерные бомбы, в Чернобыле и в Афганистане. На первой подводной лодке К-3, которая
в июне 1962 г. достигла Северного полюса, с первых дней служил штурман, нахимовец Олег Певцов.
Эрик Ковалёв в 1969 году командовал лодкой, впервые в истории погрузившейся на глубину 400 метров.
А командиром лодки К-219 во время аварии 1986 года, случившейся у берегов Америки, был также нахимовец
Игорь Британов. На его лодке произошёл взрыв в ракетной шахте. Лодка затонула в районе Бермудских островов,
но благодаря умелым действиям командира и мужеству четырёх человек была предотвращена экологическая
катастрофа и спасён экипаж.
Во время аварии на подводной лодке "Комсомолец" погиб штурман капитан-лейтенант Михаил Смирнов, проявил
мужество Андрей Махота. Оба они - бывшие нахимовцы. На подводной лодке "Курск", гибель которой потрясла
весь мир, нахимовцев было шестеро. Звания Героя России удостоены трое воспитанников Ленинградского Нахимовского:
Александр Берзин, "подводник от Бога"; Всеволод Хмыров, награждённый за испытание новой техники; Тимур
Апакидзе, выдающийся лётчик-ас. Лишь изредка в восторженных описаниях их жизненного пути можно встретить
короткое: "окончил Нахимовское училище". А ведь именно здесь они сделали свой первый шаг к подвигу.
Мы, нахимовцы, свято чтим традиции Российского и Советского Флота. И мы хотим сказать всем матерям:
"Нахимовец - звучит гордо!" Иначе и быть не может! Ведь в этом имени живёт память прославленного адмирала.
Мы верим, что в России ещё много людей не равнодушных к проблемам армии и флота, к тому, каким будет
защитник Отечества в ближайшем будущем, кто станет у штурвалов ракетных крейсеров и атомных подводных
лодок, людей, которые всячески хотят способствовать поднятию престижа профессии морского офицера.