Димитрий, архиепископ Тобольский и Тюменский,
ректор Тобольской Духовной Семинарии
Cвятитель Иоанн, митрополит Тобольский |
Сибирь, как зеркало, отразила в себе все особенности Российской истории, но вместе с тем в её собственной
удивительной и подчас трагической судьбе запечатлелись имена многих лучших людей своего времени, труды
и подвиги которых составляют подлинную славу Православной Церкви и нашего Отечества. Превращение Руси
в Великую Россию началось с присоединением Сибири к русскому государству при Иване Грозном. Цели христианского
нравственного просвещения населявших сибирский край народов подвигли правительство царя Михаила Фёдоровича
и Патриарха Московского Филарета учредить в 1620 году архиерейскую кафедру в стольном граде Тобольске.
Первый архипастырь Тобольский и Сибирский Киприан стал первым летописцем края, повелев записать сведения
о походе Ермака со слов соратников знаменитого атамана.
При архиепископе Нектарии, "человеке пустынном и всякого мирского дела устранённом", в 1636 году произошло
явление чудотворной Абалакской иконы Божией Матери "Знамение", в честь которой был построен храм в Абалаке.
Тобольский Кремль |
При Преосвященном Симеоне (1650-1664) были основаны Иоанно-Предтеченский, близ Тобольска, и Троицкий
монастыри, обретены мощи праведного отрока Василия Мангазейского, с кротостью и незлобием потерпевшего
жестокое мучение и смерть от нечестивого хозяина-купца в 1600 году.
В 1667 году на Большом Московском Соборе Сибирская архиепископия возводится в степень митрополии,
и архиепископ Корнилий становится первым митрополитом Сибирским.
При митрополите-строителе Павле I в конце XVII века в Сибири начинается каменное строительство: в
Тобольске, в Кремле, возводится первый каменный храм за Уралом - Софийско-Успенский собор (1686). Сам
благочестивый царь Фёдор делает богатые вклады тобольским церквям и велит строить каменный Знаменский
собор в Абалаке в честь чудотворной иконы Божией Матери.
В 1702 году митрополитом Сибирским был поставлен постриженник Киево-Печерской Лавры, бывший её рачительным
экономом и отличавшийся молитвенной, высоко духовной жизнью и иноческими подвигами, свт. Филофей (Лещинский).
День памяти святителя Иоанна,
митрополита Тобольского |
Самое первое учебное заведение Сибири - школа при архиерейском доме - была открыта в 1703 году (просуществовала
до 1919 г.) и стала основой для многих других сибирских учебных заведений. Непосредственно на базе Семинарии
в Тобольской епархии появилось около 200 церковных школ.
На Тобольскую кафедру назначается архиепископ Черниговский Иоанн (Максимович). Свт. Иоанн Тобольский
- молитвенный, кроткий и нищелюбивый святитель, отмеченный даром прозорливости, был глубоко любим сибиряками.
Он посещал узников, стараясь оставаться неузнанным, устраивал трапезы для бедных и сам служил им. Будучи
человеком высокообразованным, святитель свободное время посвящал написанию душеспасительных поучений
и бесед, оставив после себя несколько книг. Благодатные дарования и необычные обстоятельства смерти
явили в нём человека святой жизни - он предал дух свой Господу во время уединённой молитвы и был найден
стоящим на коленях перед иконами.
На протяжении 200 лет после смерти святителя сибиряки чтили и до сих пор чтут его память совершением
богослужений у его гробницы и крестными ходами в день кончины святого. В 1916 году состоялись торжества
обретения мощей и прославления свт. Иоанна Тобольского. Прибыло около 20 тысяч паломников, 12 архиереев,
в числе которых были митрополит Московский Макарий, митрополит Литовский Тихон (будущий святой патриарх
Всероссийский), пострадавшие в годину гонений, священномученник Вениамин, в ту пору епископ Гдовский,
и протоиерей Иоанн Восторгов, настоятель собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве.
При советской власти сибирский край вновь становится местом заключения и массовых ссылок миллионов
людей, среди которых воссиял сонм нам известных и ведомых только одному Господу новомучеников и исповедников
Российских.
В 1917-1918 гг. в Тобольске, после отречения, находился бывший Государь Николай II с семьёй. В это
же время епископом Тобольским был святитель Гермоген (Долганов), ранее потерпевший опалу за свою принципиальность
и горячее отстаивание канонов Церкви и нравственных основ государственности, которые, как считал Владыка,
подрывают влияние Григория Распутина на царский двор. Господу было угодно, чтобы незадолго до своей
мученической кончины Государь и святитель примирились и простили друг друга. По характеру своему, по-детски
добрый и доверчивый, Владыка мог быть твёрдым и непреклонным в вопросах, касающихся святой Церкви и
веры. Бесстрашные обличения и выступления Святителя против безбожной власти и особенно его активная
деятельность по сплочению вокруг церкви всех здоровых сил общества в противовес властям, ведущим бессовестную
спекуляцию на трудностях времени, вызывали нескрываемую ненависть врагов Отечества и Христа. Его архиерейское
служение современники сравнивали с "бдением часового на своём ответственном посту". В тот день, когда
из города был увезён в Екатеринбург будущий царь-мученик, был намечен и арест "неуёмного" Тобольского
Владыки, но он был укрыт прихожанами. Зная, что арест произойдёт под любым предлогом в любое время,
Владыка Гермоген благословляет совершить крестный ход по городу, показав, что сила и опора Церкви не
в политическом расчёте, а в молитве и подвиге. Сразу после шествия, в вечер праздника Входа Господня
в Иерусалим его арестовали, обвинив "в политической неблагонадёжности, а своими проповедями он будто
бы раздражает население и подготовляет почву для еврейских погромов". Так началось его восхождение на
мученическую Голгофу. Два месяца он провёл в екатеринбургской тюрьме, затем был вывезен в Тюмень, а
позднее его на барже повезли в Тобольск якобы на суд. При угрозе наступления Белой армии, в ночь на
16 (29) июня он был замучен красноармейцами и сброшен с привязанным камнем в реку Тобол. Это бесчинство
произошло вблизи села Покровское, где родился и жил Григорий Распутин. Через некоторое время честное
тело священномученика было чудом вынесено вместе с камнем на берег. В июле, в сопровождении крестного
хода и при огромном стечении народа, мощи священномученика Гермогена были перенесены в Тобольск, а затем
он был погребён в склепе на месте прежнего упокоения свт. Иоанна, митрополита Тобольского.
В годы советской власти все храмы и монастыри были закрыты, осквернены и разграблены, а сама древняя
Тобольская епархия упразднена, и её территория включена в состав Омско-Тюменской епархии. На этой огромной
территории действующими остались только 8 храмов.
В 1989 году в распоряжение Церкви был частично возвращён сильно разрушенный, лишившийся всех своих
святынь Абалакский Знаменский монастырь. Осенью 1989 года, после 70-летнего перерыва, воссоздаётся Тобольская
Православная Духовная Семинария, вновь ставшая первой по своему значению в Сибирском крае, а в январе
1990 года возрождается Тобольско-Тюменская епархия. В октябре этого же года на Тобольскую кафедру и
одновременно новым ректором Тобольской Духовной Семинарии был назначен епископ Димитрий (Капалин). В
течение первых 3-х лет Семинария не имела собственного дома (церковь Петра и Павла была и духовным,
и учебным, и административным центром, воспитанники жили в нескольких частных домах). При поддержке
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II удалось решить вопрос о воз- вращении Церкви
зданий Тобольского Кремля, который вновь становится духовным центром Сибири.
Важным событием истории Тобольско-Тюменской епархии стали визиты Его Святейшества, во время которых
он благословил проведение первой региональной конференции "Сибирь молодая, православная", ставшей традиционной,
освятил новопостроенные, благолепные храмы в северных городах Надыме и Когалыме.
Сегодня в епархии возводятся новые прекрасные храмы, восстанавливаются поруганные святыни, возрождаются
и действуют два мужских монастыря: Абалакский Знаменский под Тобольском и Тюменский Троицкий и два женских
монастыря: Иоанно-Введенский под Тобольском и Тюменский Ильинский - все усилия направлены на возрождение
духовного облика Сибирского края.