Торговая служба Новоспасского монастыря

Каталог Православное Христианство.Ру



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Июнь 2005

Содержание номера       Главная страница номера

ДОСТОЯНИЕ ВСЕХ ХРИСТИАН

Виктор Николаевич НИКОЛАЕВ

  28 июня - † 1575 лет со дня преставления блаженного Августина

Блаженный Августин, один из последних великих учителей неразделённой Церкви, интересен для Православия, пожалуй, даже больше двух других знаменитых столпов благочестия Запада, с которыми он был в тесной дружбе - святителя Амвросия Медиоланского и блаженного Иеронима. Это связано с тем, что в его жизни и в его трудах нашла яркое отражение самая ранняя стадия расхождения христианской цивилизации на две ветви: на восточное и западное христианство.

Впрочем, слово "расхождение" неточно, ибо оно подразумевает равноправие образующихся ветвей, а его на самом деле не было. Восточное христианство продолжало развиваться в направлении, намеченном апостольской Церковью, двигалось по прямой в то время, как католицизм пошёл в сторону и начал всё более и более искривляться. Куда же он уклонялся, какие проявились в нём элементы, не свойственные тому первоначальному Христову духу Евангелия?

Наиболее очевидны два таких элемента. Первый из них - юридизм в отношениях между Богом и человеком, суть которого может быть выражена формулой: "Ты мне, я - Тебе". Человек молится столько-то минут в день и делает за год столько-то добрых дел, и за это Бог якобы обязан взять его после смерти в Своё Царствие, иначе - где же справедливость?

Православие же учит, что никаких наших земных подвигов недостаточно для обретения вечного блаженства на Небесах, и Бог открывает туда доступ некоторым людям лишь по Своему милосердию. Это абсолютно верно, ибо именно так сказано в Евангелии. Когда, услышав слова Иисуса, что богатому труднее войти в Царство Небесное, чем верблюду в игольное ушко, народ спросил: "Кто же тогда может спастись?" Ответ был такой: "Невозможное человекам возможно Богу" (Лк. 18, 27). Второе отличие касается психологического типа святости. Западные святые менее бесстрастны, чем восточные, им свойственна экзальтация: к высоким божественным помыслам у них примешиваются пылкие эмоции, относящиеся к мирскому жизнеустроению. Это тоже отход от завета Христа, сказавшего: "Царство Мое не от мира сего" (Ин. 18, 36).

Оба уклонения имеют историческую подоплёку. Юридизм в религии вырос из знаменитого "Римского права", духом которого была пропитана языческая империя Кесарей; что же касается житейских попечений, то западная Церковь не могла отказаться от них, как это предлагается в "херувимской". Светская власть стремительно слабела, епископат, и пресвитерство, и даже монашество просто вынуждены были брать на себя часть организационных функций, что никак не приучало к безмятежности. В Византии же, где политическая ситуация была гораздо стабильнее и где империя просуществовала ещё тысячу лет, Церковь могла сосредоточиться на спасении душ и на сохранении чистоты веры, что требовало спокойствия и мирного духа.

Блаженный Августин - уникальная фигура христианской Церкви в том смысле, что в одном лице он соединил две ипостаси - чисто западного и чисто восточного учителя веры. Он написал огромное количество сочинений, по подсчётам современников, около тысячи, но главных у него два - "Исповедь" и "О граде Божьем".

Вот что св. Августин писал об "Исповеди" начальнику области Дарию: "Вот кем я был сам в себе и сам по себе. Я губил самого себя, но Тот, Кто сотворил меня, Он же и преобразовал меня". Бог спасает человека даже вопреки его желанию - вот основная мысль блаженного Августина, и в этом он истинно православный святой.

К такому убеждению привела его сама жизнь, из которой он как никто умел извлекать уроки. Он родился недалеко от древнего Карфагена, некогда владычествовавшего над Средиземным морем, но побеждённого римлянами, и в его жилах текла горячая африканская кровь финикийцев. Она-то и приносила ему несчастья в жизни. Несмотря на христианское воспитание его благочестивой матери Моники, также прославленной в лике святых, благодаря которому он остро ощущал греховность блуда, Августин в своей молодости не мог противостоять плотским вожделениям, имел незаконные связи и даже внебрачного сына. И эти годы, когда он ненавидел самого себя, но продолжал делать то же самое, открыли ему непреложную истину: первородный грех так силён в человеке, что преодолеть его можно только с помощью Божией благодати, которая ниспосылается не по делам, а по молитве и по вере во всемогущество Творца. Это совершенно православная сотериология (учение о спасении); она противоречит католической, и если учесть исключительную важность этого раздела богословия, то Августин получается более нашим, чем западным святым.

Когда Августин осознал свою немощь и возопил к Богу о помощи, она пришла к нему. По наитию он открыл Книгу посланий апостола Павла и взор его упал на следующее место: "Будем вести себя благочинно: не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоть" (Рим. 13, 13). Это произошло в 386 году, когда ему было 32 года. С этого момента и до конца своих дней он вёл аскетический образ жизни.

Но и годы бурной молодости не прошли для Августина бесплодно. Идеал его всегда был выше его поступков. Отсюда его постоянные религиозные искания, которые вначале увели его от истины - целых девять лет он пробыл в секте манихеев, веривших, что мир приводится в движение двумя равными по силе началами - добрым и злым. Исцелиться от этой ереси помог ему епископ Медиолана (ныне - Милан) Амвросий, рукоположивший его в пресвитеры. К этому времени Августин пользовался известностью как учитель риторики и талантливый писатель и был замечен святителем, угадавшим в нём своего преемника в отстаивании истины.

Блаженный Августин защищал от нападок Христову истину во многих её аспектах, но тема, которая особенно была ему близка и в раскрытие которой он внёс громадный вклад, - это греховность нашей падшей природы и сохраняющаяся, несмотря на эту греховность, возможность нашего спасения. Эта удивительная диалектика открылась богодухновенному сознанию великого африканца лишь после того, как он отверг два противоположных друг другу заблуждения, пройдя между ними как по лезвию ножа. Первое заблуждение и есть манихейство, через которое Августин прошёл на определённом этапе своего развития. Второе есть пелагианская ересь, утверждавшая, будто первородный грех повредил душу лишь самого Адама, но не передался его потомкам. С этой ересью Августин боролся в конце своей жизни и очистил от неё Церковь.

Католики издавна стремятся "приватизировать" Августина, используя то обстоятельство, что он писал по-латыни. Но дело, конечно, не в языке, а в содержании его трудов. А оно даёт нам право сказать папистам: нет, мы этого святого вам не отдадим!


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU