1 июня 1125 г. - †880 лет со дня преставления Владимира Мономаха
Говорят, "что русскому здорово, то немцу смерть". Но ведь и наоборот: что хорошо для "немца", то никуда
не годится для русского. Мы употребили тут кавычки по той причине, что эти слова надо понимать не в
прямом, а в фигуральном смысле - как принадлежность не к разным этническим группам, а к разным цивилизациям
- протестантской и православной. Это - третий закон Данилевского: "Цивилизационные начала одного культурно-исторического
типа не могут перейти к другому типу". Таких начал много, и чем начало фундаментальнее, тем невозможнее
его заимствование одной цивилизацией у другой, а если оно начинает ей навязываться, в ней возникает
нарастающее внутреннее напряжение, которое может довести до взрыва.
К. Мирошник, Н. Кургузова-Мирошник.
"Владимир Мономах" |
Что же это за начала? Это понятия о добре и зле, о том, что должно делать, а что не должно, чем следует
гордиться, а чего надо стыдиться, как надо вести себя по отношению к другим людям, - всё то, что подпадает
под понятие шкалы ценностей. Эти шкалы различные в православном и протестантском культурно-исторических
типах, и сблизить их не удаётся, несмотря ни на какие усилия. Но самое главное цивилизационное начало,
влияющее на все остальные, - принцип государственного устроения народной жизни. На этот базисный элемент
цивилизации как-то мало обращают внимания, а именно он прежде всего должен соответствовать своему культурно-историческому
типу. И вы знаете, наше нынешнее постоянное брюзжанье, хроническое недовольство всем и всеми, особенно
правительством, порождается не теми причинами, которые мы придумываем, чтобы как-то рационально объяснить
своё уныние, а обстоятельством, которого мы не осознаём, - тем, что та модель государственности, которая
установилась у нас после перестройки, является для нас совершенно чуждой, и пока мы не вернёмся к нашей
исконной, родной модели, мы будем негодовать и возмущаться, находя для этого всё новые и новые предлоги,
и никакое повышение пенсий и удвоение ВВП нас не успокоит, ибо истинный источник нашей тревоги лежит
не в материальных лишениях - мы, как никто в мире, умеем затягивать пояса, если это оправдано высокой
целью, - а в том, что нам приходится жить в нерусском государстве, а это для нас невыносимо.
Шлем воина XII века |
Какова же та обжитая нами в течение многих столетий государственность, вне которой мы не можем быть
полноценным субъектом истории? Она та, какая была сформирована вместе с нашим культурно-историческим
типом при самом его возникновении, т.е. в X-XII веках. Туда и надо обратить нам сегодня наш взор, чтобы
лучше понять нас, нынешних христиан, ибо в главном культурно-исторический тип измениться не способен
- он может лишь уйти с исторической сцены.
Известно, что нашу веру православную мы получили от Византии, от "Второго Рима". Это была неповреждённая
апостольская вера, кратким выражением которой является Никео-Цареградский Символ, до сих пор звучащий
на каждой Литургии. Но система верований - лишь ядро, твёрдая косточка, которая должна обрасти питательной
мякотью - нравственностью и правосознанием - и защититься скорлупой - государственностью. Всё это вместе
образует плод, называющийся цивилизацией. Ядро у нас появилось в конце Х века в результате Крещения
Руси, но обрастание мякотью и скорлупой произошло не сразу и заняло более ста лет. Это и было славное
и героическое время появления на карте мира великой русской православной цивилизации, и процесс её образования
можно было считать законченным только тогда, когда сложилась её государственность. Как и ядро, она была
заимствована от Византии, что и даёт право считать "Третий Рим" преемником "Второго Рима". Слово "Рим"
здесь понимается именно как государство. Обратившись к этому ключевому периоду нашей истории, наш взор
останавливается на трёх колоссальных фигурах - крестителе Руси Владимире Святом, его сыне Ярославе Мудром
и внуке Ярослава Владимире Мономахе. Благодаря их творческим усилиям утвердился у нас тот тип государственности,
от которого нам с тех пор невозможно уйти и отклонение от которого вызывало и вызывает стихийный протест
нашего общественного сознания.
Змеевик (амулет в виде медальона) Владимира Мономаха |
Святой Владимир - близок святому Константину, жившему за семь столетий до него. Константин учредил
дотоле небывалый тип государственности, Владимир перенёс эту идею на Русь, приспособив её к местным
условиям. Смысл такого национального жизнеустроения передаётся термином "Симфония", хотя само это слово
появилось лишь через 200 лет после Константина при императоре Юстиниане Великом, оформившем юридически
новый принцип государственного устройства. Вот выдержка из шестой новеллы кодекса Юстиниана, с предельной
ясностью выражающая этот принцип: "Всевышняя благодать сообщила человечеству два великих дара: священство
и царство (императорскую власть). Первое заботится об угождении Богу, второе о прочих предметах человеческих.
Оба же происходят от одного и того же источника и составляют украшение человеческой жизни".
Идея "Симфонии" прошла через всю тысячелетнюю историю Византийского царства и поддерживалась всеми
государственными деятелями. Вот, например, слова императора Иоанна Компена, восшедшего на престол за
год до смерти Владимира Мономаха: "Во всём моём управлении я признавал две вещи как существенно отличные
друг от друга: духовную власть, которую Христос даровал своим ученикам, чтобы вязать и разрешать всех
людей, и светскую власть, ведающую делами временными и обладающую тем же правом в своей сфере. Обе эти
власти, господствующие над жизнью человека, отдельны и отличны друг от друга".
Вот какую схему государственности избрали и воплотили в жизнь первые наши христианские великие князья.
Её суть гениально проста. В стране имеются две руководящих инстанции - нравственная и политико-административная;
в ведении первой - души людей, в ведении второй - их тела. Они не вмешиваются в компетенцию друг друга
и действуют самостоятельно. Но в своей законодательной и управленческой деятельности вторая, при оценке
допустимого и недопустимого поведения граждан и в определении меры наказания за недопустимые поступки,
использует точно те же критерии, которые выработаны первой для определения степени греховности нравственно
осуждаемых. Первая инстанция не сечёт голов, это дело начальника, который носит меч для пресечения зла
и поощрения добра, но что есть добро и что есть зло - об этом он спрашивает учителей нравственности.
Поэтому между государственным законом и общественной моралью не может быть никакого противоречия: уголовный
и гражданский кодексы подчинены кодексу праведности. В этом-то и состоит симфония, т.е. созвучие. А
оно может быть достигнуто только в том случае, когда один голос не заглушает другого.
Приняв крещение и ощутив красоту и мудрость христианства, св. Владимир в неофитском рвении чуть не
нарушил эту гармонию, намереваясь отменить княжеский суд и расправу в пользу церковного суда. Поскольку
же церковными наказаниями могут быть лишь епитимия или отлучение, но не лишение жизни, он решил отменить
смертную казнь. Однако само священство отговорило его сделать это, напомнив, для чего он носит меч.
Его преемники по государственному строительству уже не повторяли этой ошибки и занимались тем, чем и
должны были заниматься, - приведением законодательства в полное соответствие с христианской нравственностью.
Результатом этой работы было Уложение времён Ярослава Мудрого, известное под названием "Русская Правда",
кодекс самого Ярослава и кодекс Владимира Мономаха, одним из важнейших положений которого было ограничение
деятельности ростовщиков.
Наши богомудрые князья взяли для нарождающейся нашей государственности византийский образец, хотя
могли бы изобрести какой-нибудь "русский вариант". Они не стали ничего выдумывать, ибо поняли: греческая
"симфония" есть идеальное жизнеустроение православного народа. И народ принял этот идеал и одобрил его,
и то обстоятельство, что матерью Владимира была дочь византийского императора Константина Мономаха,
делало принятие эстафеты от "ромеев" ещё более законным, поэтому, вопреки правилу, князя титуловали
по женской линии. Светлый образ Владимира Всеволодовича закрепился в русском национальном сознании и
благодаря его изумительному предсмертному "Поучению", в котором он призывает детей и внуков неукоснительно
следовать евангельским заповедям и жить по закону любви.
После сказанного легче понять причину нынешнего массового недовольства. Это - отсутствие "симфонии"
в нашем жизненном укладе. Русское государство представляет собой сегодня чудовищный гибрид, вроде кентавра
или грифона. Наше правосознание, заложенное в X-XII веках на все будущие времена, остаётся православным,
тогда как официальное право ориентировано на протестантскую этику с её культом денег и принципом: "не
пойманный - не вор".
Протестантский вариант капитализма, в котором "деньги не пахнут", плохо работает в России. Что он
дал нам? Компрадорскую буржуазию, однобокое развитие сырьевой отрасли и отток денег за рубеж. А ведь,
сохраняя частную собственность, создающую заинтересованность в развитии производства, мы дадим этому
развитию дополнительные стимулы, если установим в деловой сфере те же нормы нравственности, которыми
уже тысячу лет руководствуется наш народ в частной жизни. Возможность и плодотворность "русского капитализма"
была убедительно раскрыта в работе С. Булгакова "Православие и хозяйственная жизнь", которую не вредно
было бы прочитать нашим законодателям.