Торговая служба Новоспасского монастыря

Каталог Православное Христианство.Ру



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Июнь 2005

Содержание номера       Главная страница номера

Небесный завет солдата

Александр Александрович МОСКАЛЁВ, кандидат философских наук

21 июня - 95 лет со дня рождения великого русского поэта Александра Трифоновича ТВАРДОВСКОГО

Периодом духовного подъёма была война со всеми её ужасами. Она дала прекрасные образцы творчества, из которых на первое место я ставлю "Василия Тёркина" - гениальную поэму, воплотившую дух нации в роковой момент истории.

Георгий Васильевич СВИРИДОВ

Гениальный русский композитор ХХ века не был одинок в такой оценке. По существу, столь же высоко отозвался о главной книге Александра Твардовского последний классик Золотого века русской литературы, критически настроенный ко всему советскому, Иван Бунин, который первым оценил народность этого характера и пушкинскую ясность стиха:

 

 

Грянул год, пришёл черёд,

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за всё на свете.

От Ивана до Фомы,

Мёртвые ль, живые,

Все мы вместе - это мы,

Тот народ, Россия.

Именно во время войны и громче всего у Твардовского вместо всех аббревиатур и новых названий державы прозвучало великое слово - Россия!

Даже необычное жанровое определение "Тёркина" - "Книга про бойца" - говорит о растворённости в народной стихии. Вот как пишет сам автор: "Имело значение в этом выборе то особое, знакомое мне с детских лет звучание слова "книга" в устах простого народа, которое как бы предполагает существование книги в единственном экземпляре". Твардовский, конечно, не мог провести тогда прямой параллели, но так всегда говорилось о Библии, Псалтыре, о любой священной книге.

Создатель истинно народной книги получал много писем от читателей-фронтовиков, соавторских предложений, просьб о продолжении "Тёркина" в стихах. Сам взялся, было, написать продолжение "Тёркин на том свете", но потерпел поражение. Может, злободневная вещь хрущёвской поры сама по себе и прозвучала бы достойно, но по сравнению с гениальной фронтовой книгой, она проигрывала по всем статьям. Как тут не вспомнить глубокое высказывание Чаадаева: "Слово звучит в отзывчивой среде". Во время войны эта духовная среда была таковой, что требовала истинно народного героя, а все оттепельные и перестроечные времена таких героев не рождают.

К 60-летию Победы составляя краткую антологию стихов о самой славной странице отечественной истории, я опять убедился: самое великое лирическое стихотворение о войне тоже написано Твардовским - "Я убит подо Ржевом". Почему к этому всё чаще склоняюсь? - не могу до конца объяснить. Может быть, потому, что всякий раз потрясает сам грандиозный, глубоко православный образ беседующего с нами безымянного солдата, который телом там, "где корни живые", а душой - на небе, откуда можно твёрдо сказать:

Вы должны были, братья,

Устоять, как стена,

Ибо мёртвых проклятье -

Эта кара страшна.

Вот он, нерв бессмертного стихотворения! - каждый раз читаешь и мучаешься вопросом: они-то устояли, безымянный солдат под Ржевом, сам автор, наши отцы, мой героический старший брат, а мы устояли? Или заслуживаем их проклятья?

После всех этих "Штрафбатов", "Московских саг", других кощунственных сериалов и литературных подделок особо горько осознаёшь, что Твардовский гениально выразил то, о чём спасительно думал каждый солдат, готовый подняться в атаку:

И у мёртвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за родину пали,

Но она - спасена.

Ведь только в этом - смысл, оправдание, величие всех жертв!

1 апреля 1814 г. парижане приветствовали вступление русских войск в столицу Франции после победоносной Отечественной войны. Уверен, не случайно в этот же день 1856 года состоялось заключение Парижского мира, по которому Севастополь был возвращён России. 9 мая 1944 г. (вот когда всплыла на черноморской войне святая дата!) Севастополь был освобождён от фашистов, чтобы в конце ХХ Русского века снова быть отторгнутым от России и войти вопреки всем земным и небесным законам в состав незалежной Украины:

Фронт горел, не стихая,

Как на теле рубец.

Я убит и не знаю,

Наш ли Ржев наконец?

Наш ли стоящий на костях Ржев, где торговля и нефть, как во всех городах России, принадлежат нерусским, наш ли город русской славы Севастополь, где развевается петлюровский флаг, наш ли казацкий город Гурьев на пугачевской реке Яик?! Вот в чём величие этого стихотворения - в предвидении, в предупреждении, в православном призыве не предавать веру и дело предков.

А ведь так называемые соратники по редакции из либерального лагеря изменили Твардовскому. Они совершенно не ценили своего главного редактора как народного поэта, не признавали первенства, хотя использовали в своих целях его громкое имя и неукротимую жажду правды. Заняв антитвардовские позиции, они привели главное детище Твардовского - журнал "Новый мир" в жалкое существование. И снова обращусь к Свиридову, который вспоминал: "Главным делом А. Твардовского-редактора было собирание молодого поколения русских писателей, писавших "по-русски" и о русском, о людях России, о её жизни сколь возможно правдиво".

А что мы читаем в сегодняшней книжке "Нового мира", посвящённого 80-летию славного журнала? Вот откровенничает Александр Мелихов: "Прекрасно помню, как мой папа читал маме вслух про Ивана Денисовича… В семидесятые я вместе со всеми ждал каждого номера, чтобы отыскать там очередное "слово правды", понимая её исключительно как правду антисоветскую… В восьмидесятые я уже мечтал и сам напечататься в "Новом мире", но мечта эта, к сожалению, сбылась лишь в девяносто четвёртом. Зато и публикация - "Исповедь еврея" - получила резонанс, несопоставимый с ленинградским". Исповеди других нынешних авторов преисполнены того же ощущения праздника на их улице: "Много раз я посылал и приносил стихи в журнал, - признаётся Евгений Рейн. - Показывал их заведующим отделом поэзии - Карагановой, Винокурову, Сикорскому, - и всё напрасно. И все-таки я стал "новомирцем"..."

Олеся Николаева благодарит Льва Рубинштейна, а потом продолжает свой странный благодарственный ряд:

Автор благодарит и Пушкина, и Некрасова,

и журнал "Новый мир",

Приучивший город к юродствам Автора,

перепадам рифм, вывертам строф…

Да, с вывертами в "Новом мире" - всё в порядке. И тон, как водится, задаёт главный редактор. В июньском журнале "Новый мир" за прошлый год А.К. Василевский навстречу, так сказать, дню рождения великого предшественника продолжил свои "опыты", озаглавив постмодернистскую подборку по-домашнему: "Привет Ахметьеву". Привет получился жалким, не достойным славного когда-то имени журнала:

мне скучно

что делать

фаулз (от слова "foul" - грязь? - А.М.)

Как тварь разумная скучаю.

А если бы автор знал, как скучно читать подобные стихи, но ведь подчинённые ему сотрудники и члены редколлегии (Кушнер, Чухонцев, Кублановский - все представители одного "не твардовского" крыла поэзии) и редкие теперь читатели - не под- скажут!

Что ж, итоги подведены правильно: с поэзией - всё, она там кончилась, а потуги главного редактора ничтожны и позорны для литератора, почему-то унаследовавшего некогда серьёзный журнал, связанный с именем Твардовского, с его заветами. Главный из них бесхитростно выражен в словах солдата, убитого под Ржевом:

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дальше служить.

Счастливы ли мы счастьем праведного человека? С честью ли служим Отчизне? Эти вечные русские вопросы повисают в тумане самых коротких ночей той июньской поры, когда на малом смоленском хуторе Загорье пустоши Стоплово родился 21 июня 1910 года в семье кузнеца Трифона Гордеевича великий сын России.

Смоленск

Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU