Торговая служба Новоспасского монастыря

Каталог Православное Христианство.Ру



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Июнь 2005

Содержание номера       Главная страница номера

Всё зависит от Церкви

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ

Святитель Николай


  12 июня 325 г. 1680 лет назад состоялся 1-й Вселенский Собор

Церковь празднует память святых отцов Первого Вселенского Собора после Поста, после Пасхи, после Вознесения, когда мы узнали, что Христос - истинный Бог и совершенный Человек, мы исповедуем нашу веру, и это наша жизнь. Это всегда вопрос жизни и смерти не только земной, а вечной. В начале каждого дня и за каждой Божественной Литургией мы произносим Символ веры, каждое слово которого определяет, где мы духовно находимся и перед чем предстоим.

Первый Вселенский Собор, утвердивший Символ веры, - главные тайны нашей веры, состоялся в 325 году, после трёхвекового гонения. Сатана, видя, что ему не удаётся уничтожить Церковь физически, пытается разрушить её изнутри ложными учениями. Духоносные мужи собрались в Никее, близ Константинополя. Достаточно назвать трёх из них, чтобы мы могли представить, какими были остальные. Прежде всего, святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, - "правило веры и образ кротости", - в пламенной ревности по истине смутивший отцов своим, как будто выходящим за пределы дозволенного поступком. Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, который во удостоверение непостижимого соединения в Святой Троице трёх Ипостасей, взял плинфу - строительный камень, - и силой Духа Святого из этого простого кирпича кверху взметнулось пламя, вниз пролилась вода, а в руках у него осталась глина. Благодаря его благодатному слову непостижимые тайны стали ясны языческому философу. И был там святитель Афанасий Великий, вся жизнь которого была в непрестанных ссылках и изгнании. Многие из святых отцов прибыли на Собор, неся на своём теле раны, полученные ими во время недавних гонений за веру Христову. Например, святой Пафнутий исповедник. Мучители вырвали у него глаз, требуя отречения от Православия. Эти люди могли свидетельствовать о свете, потому что видели свет и запечатлели свою веру исповедничеством. Истина стоит очень дорого. Она стоит крови Христовой. Тот, кто хочет обрести истину, должен быть готовым и сам заплатить за неё жизнью - верностью заповедям Господним.

Святитель Спиридон

 

В этот день мы слышим за Литургией Первосвященническую молитву Христа на Тайной Вечери. Прежде Своих Крестных страданий Христос молится Отцу Небесному. О ком Он молится? От Господа не сокрыто, что будет с человечеством - до последнего дня. Он может каждому человеку сказать: "Прежде чем ты был соткан во чреве материнском, Я видел все вхождения твои и исхождения твои" (Иер. 1, 5). И то же самое Он может сказать о судьбах всех народов. Господь видит тюрьмы, истязания, преследования, когда ученики Его будут поставлены перед выбором мученичества или отречения от истины. Господь говорит: "Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои"(Ин. 17, 9). Снова и снова повторяет Он, что Его молитва не о всем мире, а только о тех, кто истинно верит в Бога.

Неужели Христос пришел не для того, чтобы спасти всех? Нет, мы знаем, что Господь никогда не отворачивается от мира. Величайшее проявление Его любви - в том, что Он до конца разделяет с нами весь ужас человеческого существования. Он Сам сказал:

"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3, 16). Что же означают его слова о том, что Он не о всем мире молится, но только "о тех, которых дал Ему Отец"? Они говорят, что, в конце концов, всё зависит от Церкви, от тех, кто хранит в чистоте веру в Него, - сохранится ли истина в мире. Если Церковь поколеблется в вере, наступит полная тьма и гибель всего человечества. Вот почему молитва Христа не только о тех, кого дал Ему Отец Небесный в земной жизни, но и о всех верующих по слову их, то есть о всех нас.

Афанасий Великий

Сколько мечтателей было в истории, которые горделиво предлагали осчастливить сразу весь род человеческий! И Христос тоже говорит, что пришёл всех спасти. Но разница заключается в том, что проходило немного времени и от обещаний этих мечтателей ничего не оставалось. Во всех их лжеучениях была одна особенная черта - желание понравиться всем. Для этого им надо было создать другое христианство. И сегодня мы часто слышим: "Православие не подходит современному человеку, оно слишком требовательно: посты какие-то, длинные богослужения. Надо всё упростить, встать вровень с современными людьми. Приходите к нам, у нас всё понятнее, приятнее, доступнее. Вообще, давайте объединимся! Создадим одну единую религию и спасём сразу всех".

Есть в Отечнике замечательный рассказ о преподобном авве Агафоне, которого отцы решили испытать в смирении и начали обличать во множестве его мнимых грехов. Они называли самые тяжёлые грехи, которые для монаха невозможно и слышать. Авва кланялся земно братии и говорил: "Воистину так, отцы, я грешен во всём, помолитесь, чтобы Господь простил меня". И, наконец, они сказали: "А ещё говорят - ты еретик". Тогда преподобный Агафон ответил, поклонившись: "Простите, отцы, но я не еретик, я - православный человек". Они с изумлением спрашивали его: "Почему же ты признал за собой самые ужасные грехи, а здесь проявляешь такую твёрдость?" Он сказал, что нет такого греха, в котором так или иначе ни был бы повинен всякий человек, но пока он исповедует истину, для него есть надежда на спасение.

Мы спасаемся только истиною - светом, в котором нет никакой тьмы. Если бы Церковь когда-нибудь поколебалась в исповедании истины, то никому не нужно было бы закрывать храмы и разрушать их. Не нужно было бы нам их снова восстанавливать. Это не имело бы никакого значения, если бы мы ни знали, что только в Православии есть истина, свет и жизнь.

Первый в христианском мире храм Св. Софии,
построенный в Никее в IVв.

Хуже всего - внешнее исповедание веры. Она по сути мертва. Это вера книжников и фарисеев, которые всю жизнь занимались изучением Священного Писания, но когда к ним пришёл Сам Бог, они отвергли Его и предали смерти. И те, кто в Церкви одними устами исповедуют Символ веры, когда явится антихрист, будут обмануты ложью и примут его.

В истинном исповедании веры - всё наше спасение. "Како веруеши?" - вот древнее отеческое вопрошание. Символ веры, который мы поём на Божественной Литургии, является ли нашим личным исповеданием? Причастны ли мы тайнам, которыми Церковь живёт, или для нас это просто слова - очень высокие, может быть, но достаточно отвлечённые? Святые отцы говорят: когда заметишь в себе малейшее отклонение от исповедания Церкви, поражай эту мысль, как Архистратиг Михаил поразил денницу. Как святой Георгий Победоносец копием сокрушил дракона - древнего змия. Как святитель Николай заушил на Первом Вселенском Соборе нечестивого Ария. Он сатану ударил, который через него искушал всю Церковь и хотел погубить весь род человеческий.


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU