Святитель Николай |
12 июня 325 г. 1680 лет назад состоялся 1-й Вселенский Собор
Церковь празднует память святых отцов Первого Вселенского Собора после Поста, после Пасхи, после Вознесения,
когда мы узнали, что Христос - истинный Бог и совершенный Человек, мы исповедуем нашу веру, и это наша
жизнь. Это всегда вопрос жизни и смерти не только земной, а вечной. В начале каждого дня и за каждой
Божественной Литургией мы произносим Символ веры, каждое слово которого определяет, где мы духовно находимся
и перед чем предстоим.
Первый Вселенский Собор, утвердивший Символ веры, - главные тайны нашей веры, состоялся в 325 году,
после трёхвекового гонения. Сатана, видя, что ему не удаётся уничтожить Церковь физически, пытается
разрушить её изнутри ложными учениями. Духоносные мужи собрались в Никее, близ Константинополя. Достаточно
назвать трёх из них, чтобы мы могли представить, какими были остальные. Прежде всего, святитель Николай,
архиепископ Мир Ликийских, - "правило веры и образ кротости", - в пламенной ревности по истине смутивший
отцов своим, как будто выходящим за пределы дозволенного поступком. Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский,
который во удостоверение непостижимого соединения в Святой Троице трёх Ипостасей, взял плинфу - строительный
камень, - и силой Духа Святого из этого простого кирпича кверху взметнулось пламя, вниз пролилась вода,
а в руках у него осталась глина. Благодаря его благодатному слову непостижимые тайны стали ясны языческому
философу. И был там святитель Афанасий Великий, вся жизнь которого была в непрестанных ссылках и изгнании.
Многие из святых отцов прибыли на Собор, неся на своём теле раны, полученные ими во время недавних гонений
за веру Христову. Например, святой Пафнутий исповедник. Мучители вырвали у него глаз, требуя отречения
от Православия. Эти люди могли свидетельствовать о свете, потому что видели свет и запечатлели свою
веру исповедничеством. Истина стоит очень дорого. Она стоит крови Христовой. Тот, кто хочет обрести
истину, должен быть готовым и сам заплатить за неё жизнью - верностью заповедям Господним.
Святитель Спиридон |
В этот день мы слышим за Литургией Первосвященническую молитву Христа на Тайной Вечери. Прежде Своих
Крестных страданий Христос молится Отцу Небесному. О ком Он молится? От Господа не сокрыто, что будет
с человечеством - до последнего дня. Он может каждому человеку сказать: "Прежде чем ты был соткан во
чреве материнском, Я видел все вхождения твои и исхождения твои" (Иер. 1, 5). И то же самое Он может
сказать о судьбах всех народов. Господь видит тюрьмы, истязания, преследования, когда ученики Его будут
поставлены перед выбором мученичества или отречения от истины. Господь говорит: "Я о них молю: не о
всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои"(Ин. 17, 9). Снова и снова повторяет
Он, что Его молитва не о всем мире, а только о тех, кто истинно верит в Бога.
Неужели Христос пришел не для того, чтобы спасти всех? Нет, мы знаем, что Господь никогда не отворачивается
от мира. Величайшее проявление Его любви - в том, что Он до конца разделяет с нами весь ужас человеческого
существования. Он Сам сказал:
"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб,
но имел жизнь вечную" (Ин. 3, 16). Что же означают его слова о том, что Он не о всем мире молится, но
только "о тех, которых дал Ему Отец"? Они говорят, что, в конце концов, всё зависит от Церкви, от тех,
кто хранит в чистоте веру в Него, - сохранится ли истина в мире. Если Церковь поколеблется в вере, наступит
полная тьма и гибель всего человечества. Вот почему молитва Христа не только о тех, кого дал Ему Отец
Небесный в земной жизни, но и о всех верующих по слову их, то есть о всех нас.
Афанасий Великий |
Сколько мечтателей было в истории, которые горделиво предлагали осчастливить сразу весь род человеческий!
И Христос тоже говорит, что пришёл всех спасти. Но разница заключается в том, что проходило немного
времени и от обещаний этих мечтателей ничего не оставалось. Во всех их лжеучениях была одна особенная
черта - желание понравиться всем. Для этого им надо было создать другое христианство. И сегодня мы часто
слышим: "Православие не подходит современному человеку, оно слишком требовательно: посты какие-то, длинные
богослужения. Надо всё упростить, встать вровень с современными людьми. Приходите к нам, у нас всё понятнее,
приятнее, доступнее. Вообще, давайте объединимся! Создадим одну единую религию и спасём сразу всех".
Есть в Отечнике замечательный рассказ о преподобном авве Агафоне, которого отцы решили испытать в
смирении и начали обличать во множестве его мнимых грехов. Они называли самые тяжёлые грехи, которые
для монаха невозможно и слышать. Авва кланялся земно братии и говорил: "Воистину так, отцы, я грешен
во всём, помолитесь, чтобы Господь простил меня". И, наконец, они сказали: "А ещё говорят - ты еретик".
Тогда преподобный Агафон ответил, поклонившись: "Простите, отцы, но я не еретик, я - православный человек".
Они с изумлением спрашивали его: "Почему же ты признал за собой самые ужасные грехи, а здесь проявляешь
такую твёрдость?" Он сказал, что нет такого греха, в котором так или иначе ни был бы повинен всякий
человек, но пока он исповедует истину, для него есть надежда на спасение.
Мы спасаемся только истиною - светом, в котором нет никакой тьмы. Если бы Церковь когда-нибудь поколебалась
в исповедании истины, то никому не нужно было бы закрывать храмы и разрушать их. Не нужно было бы нам
их снова восстанавливать. Это не имело бы никакого значения, если бы мы ни знали, что только в Православии
есть истина, свет и жизнь.
Первый в христианском мире храм Св. Софии, построенный в Никее в IVв. |
Хуже всего - внешнее исповедание веры. Она по сути мертва. Это вера книжников и фарисеев, которые
всю жизнь занимались изучением Священного Писания, но когда к ним пришёл Сам Бог, они отвергли Его и
предали смерти. И те, кто в Церкви одними устами исповедуют Символ веры, когда явится антихрист, будут
обмануты ложью и примут его.
В истинном исповедании веры - всё наше спасение. "Како веруеши?" - вот древнее отеческое вопрошание.
Символ веры, который мы поём на Божественной Литургии, является ли нашим личным исповеданием? Причастны
ли мы тайнам, которыми Церковь живёт, или для нас это просто слова - очень высокие, может быть, но достаточно
отвлечённые? Святые отцы говорят: когда заметишь в себе малейшее отклонение от исповедания Церкви, поражай
эту мысль, как Архистратиг Михаил поразил денницу. Как святой Георгий Победоносец копием сокрушил дракона
- древнего змия. Как святитель Николай заушил на Первом Вселенском Соборе нечестивого Ария. Он сатану
ударил, который через него искушал всю Церковь и хотел погубить весь род человеческий.