9 июня - Вознесение Господне
19 июня - Троица
20 июня - День Святого Духа
Ближайшие ученики Иисуса Христа, стоявшие на Елеонской горе, куда позвал их Учитель перед Своим Вознесением,
не знали, что им предстоит стать основанием Церкви, спасительного корабля в море житейском для всего
человечества. Они стояли и недоумевали: зачем позвал их Господь на эту гору близ Иерусалима? А Он сказал
им: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что
Я повелел вам" (Мф. 28, 19, 20).
Какая же власть на земле будет покровительствовать им, галилейским рыбакам, когда они пойдут проповедовать
и крестить? Об этом совещались между собой апостолы на Елеонской горе (после того, как Господь сказал
им: "Идите и научите"), а потом спросили Христа: "Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство
Израилю?" Они ожидали этого воцарения Господа ещё тогда, когда совершали с Ним торжественный Вход в
Иерусалим, но Его взяли под стражу и распяли. И вот Он Воскрес. Может быть, ныне Он собрал их на Елеонской
горе для того, чтобы наконец призвать легионы ангелов и стать Царём Израилевым, тем обещанным пророками
Мессией, который будет властвовать над всем миром?
Вознесение Господне |
Тогда всё понятно. У Него - власть, а они крестят и проповедуют, и никто не может им помешать. Но
Господь сказал: "Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете
силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями... даже до края земли. Сказав сие, Он
поднялся в глазах их, и облако взяло Его..." (Деян. 1, 6-8). Так свершилось Вознесение Господне.
А когда в день Пятидесятницы Дух Святой сошёл на апостолов, они, получив дар Святого Духа поняли,
что Церковь Христова не нуждается в поддержке земной власти. Её утверждение на небесах. Святость Церкви
в абсолютной свободе от зла, а источник святости - Сам Иисус Христос. Церковь - это собрание не только
святых, но и освящаемых. Для них - Таинство Покаяния. Согрешающий, но стремящийся очиститься, - тоже
член Церкви. Сами себя отлучают от неё, отсекаются, только мёртвые души: нераскаянные грешники, отступники,
еретики. Хула на Духа Святого, которая не простится ни в сем веке, ни в будущем, - это сознательное
противление истине.
Святой Дух пребывает в Церкви во веки. И до конца мира никто не сможет помешать Церкви крестить и
учить все народы, как заповедал Христос апостолам. Иисус Христос создал для нас Новозаветную Церковь,
душевную врачебницу, в которой есть всё необходимое для исцеления наших больных душ. Созидалась Церковь
жизнью, смертью и воскресением Христа, Сошествием Святого Духа на апостолов в День Святой Троицы.
Впервые говорит о Церкви Господь в тот день, когда апостол Пётр (тогда ещё Симон, сын Ионы) назвал
Иисуса Христа Сыном Божиим: "Ты еси камень, Петр, - сказал ему Господь, - и на сем камне Я построю Церковь
Мою, и врата ада не одолеют ея" (Мф. 16, 18). Никто в мире тогда не понял значение этих слов. Что такое
Церковь и почему врата ада не одолеют её?
До Второго Пришествия Иисуса Христа будет совершаться в Церкви Божественная Литургия и все дарованные
нам Богом спасительные Таинства. Даже тогда, когда, как говорили святые отцы, перед концом мира останется
на земле только один православный храм, один епископ, один священник и один мирянин, Церковь сохранится
во всей своей полноте.
Троица |
Со дня Пятидесятницы, который мы ныне называем Днём Святой Троицы, Дух Святой постоянно действует
в нашем мире наравне с Отцом и Сыном. Вся Святая Троица принимает участие в деле нашего спасения, а
мы живём так, как будто нам это совершенно безразлично. Господь создал для нас Свою Церковь, послал
нам Святого Духа, и каждый, кто любит Христа, может получить прощение грехов, из грешника стать святым,
из малодушного - сильным. В истории Церкви множество таких примеров.
Два великих русских старца, преподобный Серафим Саровский и Силуан Афонский, подвигом своей жизни
получившие обильную благодать, оставили нам величайшие учения о Святом Духе. И так просто они рассказали
о самом главном в жизни, что даже нам, при нашей оглушённости и равнодушии, всё стало понятно. Беседа
преподобного Серафима с Мотовиловым - наше величайшее духовное наследие. Каждый православный человек
должен бы наизусть её знать или хотя бы почаще перечитывать. Мы ведь постоянно забываем, для чего живём,
а эта беседа - "О цели жизни христианской". К сожалению, 99% человечества совершенно всё равно, для
чего они живут. Мотовилова же не просто волновал, а мучил этот вопрос. И он получил ответ, краткую формулу
которого многие знают: "Радость моя, стяжи Дух мирен, и тысячи рядом с тобой спасутся". В этих словах
присутствуют все дары Святого Духа: и радость, и мир, и любовь к ближнему, спасение которого христианину
не может быть безразлично. Стяжать (обрести) Дух мирен надо не только для себя, но и для пользы тех,
кто рядом с тобой.
Старец Силуан Афонский говорит нам: "В Духе Святом познаётся Господь, и Дух Святой бывает во всём
человеке: и в душе, и в уме, и в теле. Так познаётся Бог и на небе, и на земле... Сколько бы мы ни учились,
всё равно невозможно познать Господа, если не будем жить по Его заповедям, ибо Господь познаётся не
наукою, а Духом Святым. Многие философы и учёные разумом дошли до веры, что Бог есть, но Бога не познали...
Иное дело веровать, что Бог есть, и иное - знать Бога... Апостолы видели Духа Святого сошедшим в виде
огненных языков, а мы чувствуем Его в себе. Святые апостолы приняли Духа Святого и проповедовали людям
спасение, ничего не боясь, ибо Дух Божий укреплял их. Апостол Андрей сказал игемону, который угрожал
ему распятием: "Если бы я боялся креста, я бы его не проповедовал".
Постараемся и мы с помощью Божией расширить в своей душе область света добрыми чувствами, мыслями
и делами. И тогда свет будет вытеснять из нашей души мрак и придёт благодать. Удержать её, по учению
святых отцов, можно только любовью к врагам и благодарением за скорби. А как иначе? Не будет у тебя
этих добродетелей, и мир снова наполнит мраком твою душу, и тогда Дух Святой не сможет обитать в ней.