Автопортрет |
6 лет назад (7 мая) умер художник Михаил Григорьевич БОГАТЫРЁВ
Мир удивлял его больше, чем война. Он любил жизнь, и всё вокруг казалось ему прекрасным и достойным
кисти: и цветущая яблоня, и облака, и влажное дыхание бурой пашни.
Никогда он не приукрашивал жизни. Мир его работ жил веско, тяжеловато, порой даже сурово, но никогда
- поддельно. От его картин веяло доброй силой труженика, по-хозяйски обустраивающего свою землю: вот
рыбаки тащат сеть, плотники заканчивают новый коровник, с визгом резвится у водяной колонки детвора,
задумчиво молчат о своей трудовой жизни пожилые крестьянки и притихшие старики…
Михаил Богатырёв был человеком военного поколения и смотрел на жизнь глазами войны. Затаившись в памяти
художника, она вдруг появлялась в неподвижной сцене прощания, застыла ужасом в глазах матери, тревожным
вопросом - в окаменевших лицах отца и сына…
Чайки |
С этюдником он не расставался никогда, даже в больнице. Следуя любимой поговорке: "напишешь раз со
сто - и всё будет просто", он до самых последних своих дней ежедневно, в любую погоду, уходил рано утром
из дома на этюды и жадно писал - на солнцепёке, под дождём, на морозе… И каждый раз образ мира вновь
представал на его холстах во всей своей удивительной простоте и глубинной правде.
Посмотрите на оставшиеся после него работы - а их многие, многие сотни! - и попробуйте отыскать на
них два одинаковых клочка неба! Сердце израненного художника, прошедшего войну, хранило весь наш многоцветный
мир, где и небо, и земля играют тысячами красок и оттенков…
На всю жизнь запомнился ему тот восторг, который испытал он, крестьянский мальчишка, увидев впервые
десяток цветных карандашей… Но по-настоящему учиться рисовать ему пришлось уже после войны в Студии
инвалидов войны, куда молодой пулемётчик Второго Белорусского фронта попал после тяжёлого ранения.
Проводы |
…В 41-м ему было семнадцать. В августе 43-го при очередном манёвре их отряд наткнулся на засаду. В
коротком бою Михаил был тяжело ранен. Сколько пролежал без сознания, не помнил, но, очнувшись, увидел,
что тело его бьётся в предсмертных конвульсиях. Когда подошли санитары, он просил оставить его: "Я уже
не жилец, возьмите лучше другого, кто будет жить". - "Ничего, парень, ты ещё повоюешь!"
Михаила перенесли в медсанчасть, а оттуда - привязанного под крылом самолёта, так как больше места
не нашлось, - под обстрелом переправили за линию фронта. В госпитале лечился долго. Вернулся инвалидом,
но, слава Богу, руки и ноги были целы.
…Он с детства знал, что будет только художником, не мыслил себе жизни без живописи. После фронта жил
впроголодь в съёмной комнатушке на мизерную пенсию; бывало, ездил на учёбу в студию в ботинках, перевязанных
бечёвкой, чтоб подошвы не отваливались. Никогда не пил, не курил, не сквернословил. Всегда вспоминал
родителей - мать, не дожившую до сорока (безграмотную, но верующую), отца, оставшегося вдовцом с тремя
ребятами и сохранившего верность памяти умершей. ("Спасибо Боженьке, спасибо маме и папе", - так молились
дети в их семье, когда выходили из-за стола.)
Портрет лейтенанта В.С. Захарюка |
Окончив студию, много работал. В 1961 году был принят в Союз художников.
С детства серьёзный, он поздно женился, встретив на этюдах в одну из своих поездок милую девушку,
воспитанницу детского дома. Дочь их стала вдумчивой художницей.
Богатырёв много поездил по России, но более всего он любил свою малую родину - деревню в Тверской
области с весёлым названием Нескучай. Там он купил дом и подолгу жил, не выезжая. Земляки и стали главными
героями его картин.
Как-то в очередной свой приезд в Вышний Волочок, он решил написать этюды с солдат воинской части,
которая расположилась в бывшем Казанском женском монастыре. Офицер, услышав просьбу художника о разрешении
поработать в части, сказал: "Ну что тебе они? Солдаты как солдаты. Давай я лучше тебе открою храм -
посмотри, какая там красота! Вот и напиши её". Так появилась в семье Богатырёвых копия с огромной настенной
росписи "Рождество Христово" храма Андрониковской Божией Матери, построенного с благословения и при
непосредственной поддержке духовника обители - святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Лето в деревне |
Через много лет дочь художника Ольга взялась повторить отцовскую копию к престольному празднику для
храма Рождества Христова в Измайлове, прихожанкой которого она была. Но в ходе работы возникло затруднение:
как отобразить сияние Богомладенца? И вдруг незадолго до праздника снится художнице сон - Царица Небесная
в короне, от которой исходит свет, и голос, произнесший одну фразу: "Седьмое мая!" Ольга поняла, как
отобразить свет на холсте, но при чём тут 7 мая, когда Рождество Христово - 7 января? Холст был благополучно
завершён, освящён и принят с благодарностью в храм, а про слова, услышанные во сне, в семье забыли…
И вспомнили через два года, когда художник скончался… 7 мая. Отпевали его в Измайлово, в храме Рождества
Христова, а похоронили (по его завещанию) под Вышним Волочком, в любимой деревне. 14 мая в храме, где
художник, восславив воплотившегося Спасителя, единственный раз в своей жизни скопировал церковную роспись,
отмечался престольный праздник Андрониковской иконы Божией Матери. Это было через неделю после его кончины…
Помолимся о душе раба Божия Михаила.