Торговая служба Новоспасского монастыря

Каталог Православное Христианство.Ру



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Май 2005
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Содержание номера       Главная страница номера

Константинополь, Второй Рим

Владимир Сергеевич СЕРГЕЕВ

 

  11 мая - 1675 лет со дня основания Константинополя, столицы Византийской империи

Святой Равноапостольный Царь Константин Великий (+ 337 г.) - единственный римский император, прославленный Церковью в Лике Святых. Одержав победу в долгой и жестокой гражданской войне, он решительно переменил отношение Римского государства к преследуемым триста лет христианам. В лице императора Флавия Валерия Константина древний языческий мир примирился с христианством и более того - признал его победу. Это было подготовлено подвигом многих поколений христианских мучеников и исповедников, а в жизни самого Константина - влиянием его матери императрицы Елены, ревностной христианки, положившей начало празднования Церковью Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.


Владимир Мономах и дед его, византийский император Константин Мономах.
Получение регалий из Византии.
Фрагмент росписи Грановитой палаты Московского Кремля.

Константина к верховной власти в Империи привёл Промысл Божий, действие которого было явлено Знамением Креста Господня. Во время его правления постепенно была подготовлена христианизация Империи: Константин прекратил гонения на христиан, с них было снято "поражение в правах"; акты агрессии против христиан стали караться как преступление. Иудеям-христоненавистникам, прежде безнаказанно побивавшим христиан камнями, за это преступление полагалась смерть через сожжение.

Сам Константин принял Святое Крещение только перед смертью, но своим сыновьям он дал христианское воспитание и выступал как верховный арбитр в церковных спорах, председательствуя на соборах. Евсевий (Памфил), Кесарийский епископ, писал о нём: "Через него Бог очистил смертный мир от множества безбожников и показал в нём народам учителя благочестия".

Константин Великий

 

Воля Константина к христианизации Империи воплотилась в таком знаковом событии, как перенесение столицы из Рима на Восток. Греко-азиатский Восток был христианизован несравненно сильнее, чем Запад, где коренные римляне и германцы ещё сохраняли приверженность язычеству. Новой столицей империи Константин сделал греческий город Византий, расположенный при западной оконечности Малой Азии, на берегу пролива Босфор. В 330 году город получил имя основателя - Константинополь. Этим было обозначено пришествие в мир нового Рима - христианского.

Изначальная столица Империи Рим, ещё языческий, был признан Самим Спасителем как столица Мировой Империи. Тем самым Рим и римская государственность на все времена обрели центральное место в Священной истории. Но в течение столетия после правления Константина произошло разделение Империи на Западную и Восточную, а вскоре и гибель Западной Империи. Историческое бытие Империи продолжалось в Византии (так историки Нового времени назвали Восточную Римскую Империю). Византия пережила Западную Империю на тысячелетие, в течение которого смысл её пребывания на Земле определяла идея истинной Империи как оплота истинной Веры.

Для людей поздней античности, не просвещённых Светом Христовой Истины, Рим был осью, на которой держится весь мир. Конец Рима переживался ими едва ли не как конец света. Но с гибелью Древнего Рима Вселенная не только не погибла, но возродилась: в мир пришёл новый царствующий Город, принявший римскую харизму, преображённую Благодатью Святого Духа. Здание нового, христианского Рима было увенчано союзом царской и церковной власти. Этот союз, называемый "симфония", был призван осуществлять в жизни Империи единство духовного и светского начал, как святость Власти и власть Святости. В основе стремления к этому идеалу лежало сознание того, что Священная Империя вечна и пребудет в веках до последних времён ради сохранения Святой Церкви и православного народа.

На Западе, на развалинах Империи, Церковь пошла иным путём. Там в основание ложно воссозданной Империи было положено самочинное притязание на возглавление Вселенской Церкви - папизм. Так было обозначено отпадение западного христианства от Святого Православия. Это отпадение развивалось как долгий процесс - от венчания на царство Карла Великого "короной римских императоров" в 800 году до полного разрыва между православным Востоком и католическим Западом в 1054 году.

Второй Рим, в отличие от Рима древнего, не сиял ни воинской доблестью, ни гражданским мужеством. Глубокая воцерковлённость государства диктовала ему следование христианским идеалам. Однако в условиях предельной централизации правления развитию здоровых творческих начал в жизни страны препятствовала всепроникающая власть чиновничества. Зато в Империи царил интернационализм такой, с которым во всемирной истории сравниться смог бы, пожалуй, Советский Союз. В самом деле, сходство разительное. В Византии, как и в СССР, государствообразующий народ был "принципиально" лишён признаков полноценной нации, официальное самоназвание жителей Империи было "ромеи" (по-гречески - "римляне"). Догматическое толкование слов Апостола о том, что в христианстве "нет ни эллина, ни иудея", приводило к тому, что недавно крестившиеся иудеи занимали в государстве высшие посты, а слово "эллинский" считалось едва ли не бранным, означая "языческий".

Империя была ориентирована на добровольное вхождение в неё новых стран и народов и на естественный процесс их ассимиляции, превращения в "римлян". На деле всё обстояло иначе. Не обладая воинским духом своих соседей, огромное государство под их натиском век за веком сокращалось в размерах, пока к середине ХV в. от него не осталась одна столица.

На Флорентийском Соборе 1439 г. была предпринята отчаянная попытка ценой отступления от Православия спасти Империю, вернее малый её остаток: в надежде на помощь Запада Собор признал церковное главенство римского папы. Но когда в 1453 году Константинополь осадила турецкая армия, на защиту гибнущей Империи пришёл лишь трёхтысячный итальянский отряд. Италийцы и шесть тысяч греков во главе с императором геройски защищали столицу от почти трёхсоттысячной турецкой армии. И в то же время в городе были сотни тысяч мужчин, которые готовились покорно идти на заклание вместе со своими семьями.

Но в гибели Империи созревало неведомое современникам семя возрождения: римское призвание православной державы обнаружило себя в почти неизвестном ещё Западной Европе Московском государстве. "Кто думал-гадал, что Москве царством быти, и кто же знал, что Москве государством слыти?" Для Руси принесшая ей в Х веке Свет Христовой Истины Византия была духовной и культурной метрополией. Но на Флорентийскую унию Русская Церковь ответила низложением поставленного Константинополем митрополита-униата, а гибель Империи на Руси восприняли как Божью кару за измену Православию. С гибелью Восточной Римской Империи по времени совпало возвышение Московского государства, и религиозно-мистическая идея Римской державности продолжила свою жизнь на Руси. В 1480 году давно уже фактически избавившееся от татарского ига Великое Княжество Московское стало независимым де-юре. В то время и сложилась легенда, согласно которой Киевский князь Владимир Мономах получил царский венец от Византийского императора.

Развитие на Руси идеологии Православной Империи в начале XVI в. вылилось в совершенное по форме послание псковского старца Филофея Московскому Великому Князю Василию Ивановичу: "Един ты во всей поднебесной христианам царь... вся христианская царства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти..."

Сын Василия Ивановича Великий Князь Иван IV в 1547 году был коронован "шапкой Мономаха" как Царь всея Руси и прямой наследник византийских императоров. А при царе Фёдоре, его сыне, в 1589 году был сделан новый шаг на пути воссоздания Империи - учреждение Московского Патриархата. Константинопольский Патриарх писал тогда Царю: "...твое великое Российское Царство, Третий Рим, всех превзошло благочестием, ты один во всей вселенной именуешься Христианским Царем".

С Петром Великим идея Третьего Рима получила окончательное и совершенное воплощение. Царь Пётр сделал для России овладение Константинополем близкой и осуществимой целью.

Поэт-философ Фёдор Иванович Тютчев, стоявший у истоков консервативного направления русской общественной мысли, писал:

"Москва и град Петров, и Константинов град.

- Вот Царства Русского заветные границы".

В то время царствовал император Николай I, и Россия, как никогда, была близка к овладению "Константиновым градом". На его пороге Россия стояла и в 1877, и в 1917 годах. Она четыре столетия несла Византии надежду на спасение и возрождение в Третьем Риме. Нам же, сегодня живущим его наследникам, спасения ждать неоткуда, оно зависит только от нас самих. Четвёртому Риму не бывать!


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU