Торговая служба Новоспасского монастыря

Каталог Православное Христианство.Ру



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Май 2005
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Содержание номера       Главная страница номера

Учители словенские

Надежда Александровна АЛЕКСАНДРОВА

Святые равноапостольные учители словенские Кирилл и Мефодий

  24 мая - память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Равноапостольных Кирилла и Мефодия называют учителями словенскими. Они родились в Македонии в начале IX века в городе Солуни и по происхождению были славянами из знатного рода. Святой Кирилл получил блестящее образование, с 14-летнего возраста он воспитывался вместе с сыном византийского императора Михаила, затем стал преподавать философию в Константинополе, где побеждал в прениях еретиков-иконоборцев и магометан. Но душа его стремилась к подвигу, к уединению, и он удалился на гору Олимп (там уже пребывал в пустынножительстве его брат Мефодий).

В 857 году оба брата были посланы императором проповедовать христианство в могучий тогда Хазарский каганат, угрожавший постоянными разрушительными набегами Византийской империи. Задача обратить в веру Христову этот враждебный народ, сделать его союзником Византии была непростой. Прибыв к хазарам, святые братья дружественно и с любовью долго беседовали с ними о сущности Православия. Убеждённый ими хазарский князь вместе со своими приближёнными приняли христианство. Князь хотел наградить своих учителей подарками, но они просили только отпустить с ними на родину греческих пленников, захваченных хазарами во время набегов. И он отпустил с ними 200 пленников.

В 862 году князь Ростислав Моравский (Моравия тогда была одним из сильнейших славянских государств в Европе) попросил Византийского императора прислать христианских проповедников.

Прибыв в Моравию, святые братья создали славянскую азбуку, перевели на славянский язык Евангелие, Псалтирь и многие богослужебные книги. В православных храмах Моравии стали служить на понятном местному населению языке. Это было главным делом жизни святых Кирилла и Мефодия. Попытаемся и мы осмыслить значение их подвига.

Моравский князь Ростислав, умоляя Византийского императора Михаила прислать ему наставников в христианской вере, понимал, как это важно в исторической перспективе. Моравия в то время была самым сильным и обширным славянским государством в центре Европы. Его стремились поглотить германские племена, в частности с помощью католических проповедников. Им важно было утвердить в славянском государстве западную церковь, которая в те времена фактически отделилась от восточной, Православной Церкви.

Пропасть между ними была уже огромна. Католическая церковь сама надменно прекратила общение с Единой Святой Соборной Апостольской Церковью, не приемлющей претензий Рима на всемирную земную власть, стремящуюся поглотить все государства.

Этого не хотел и князь Ростислав, призвавший Кирилла и Мефодия, и наш святой князь Александр Невский. Вообще всем славянам (кроме поляков, - тут особый случай) всегда по душе была Византийская Православная Церковь.

Здесь, конечно, важен был и политический аспект, о котором мы говорили: Византия новообращённых не поглощала и не ассимилировала, она ими только по-отечески духовно руководила. Однако неизмеримо более важным было то, что Рим и в духовной жизни образовал некую кастовую, жреческую среду: понимать богослужение могли только обладающие знанием древней латыни. Если какой-нибудь обычный любознательный католик втайне изучал латынь и читал Священное Писание, то его объявляли еретиком. Мы знаем, позднее это привело к протестантизму.

Нам надо глубоко осознать, какой Божиий дар преподнесли славянам святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. На протесты латинян, утверждавших, что богослужение и Библия не могут оскверняться варварским славянским языком, равноапостольный Кирилл отвечал словами пророка Давида: "Всякое дыхание да хвалит Господа".

Святые братья мужественно перенесли испытания и гонения за свой подвиг просвещения народов. Плодами их деяний мы пользуемся и поныне, они определили наше духовное и культурное направление. Потому, наверное, первой общественной православной организацией, созданной в России после прекращения гонений на Церковь, был Славянский фонд письменности и культуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Символично и то, что именно этот фонд первым доставил в Россию Благодатный Огонь от Гроба Господня, и среди тех, кто привёз нам этот Огонь с небес, был главный редактор "Русского Дома".


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU