24 мая - память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
Равноапостольных Кирилла и Мефодия называют учителями словенскими. Они родились в Македонии в начале
IX века в городе Солуни и по происхождению были славянами из знатного рода. Святой Кирилл получил блестящее
образование, с 14-летнего возраста он воспитывался вместе с сыном византийского императора Михаила,
затем стал преподавать философию в Константинополе, где побеждал в прениях еретиков-иконоборцев и магометан.
Но душа его стремилась к подвигу, к уединению, и он удалился на гору Олимп (там уже пребывал в пустынножительстве
его брат Мефодий).
В 857 году оба брата были посланы императором проповедовать христианство в могучий тогда Хазарский
каганат, угрожавший постоянными разрушительными набегами Византийской империи. Задача обратить в веру
Христову этот враждебный народ, сделать его союзником Византии была непростой. Прибыв к хазарам, святые
братья дружественно и с любовью долго беседовали с ними о сущности Православия. Убеждённый ими хазарский
князь вместе со своими приближёнными приняли христианство. Князь хотел наградить своих учителей подарками,
но они просили только отпустить с ними на родину греческих пленников, захваченных хазарами во время
набегов. И он отпустил с ними 200 пленников.
В 862 году князь Ростислав Моравский (Моравия тогда была одним из сильнейших славянских государств
в Европе) попросил Византийского императора прислать христианских проповедников.
Прибыв в Моравию, святые братья создали славянскую азбуку, перевели на славянский язык Евангелие,
Псалтирь и многие богослужебные книги. В православных храмах Моравии стали служить на понятном местному
населению языке. Это было главным делом жизни святых Кирилла и Мефодия. Попытаемся и мы осмыслить значение
их подвига.
Моравский князь Ростислав, умоляя Византийского императора Михаила прислать ему наставников в христианской
вере, понимал, как это важно в исторической перспективе. Моравия в то время была самым сильным и обширным
славянским государством в центре Европы. Его стремились поглотить германские племена, в частности с
помощью католических проповедников. Им важно было утвердить в славянском государстве западную церковь,
которая в те времена фактически отделилась от восточной, Православной Церкви.
Пропасть между ними была уже огромна. Католическая церковь сама надменно прекратила общение с Единой
Святой Соборной Апостольской Церковью, не приемлющей претензий Рима на всемирную земную власть, стремящуюся
поглотить все государства.
Этого не хотел и князь Ростислав, призвавший Кирилла и Мефодия, и наш святой князь Александр Невский.
Вообще всем славянам (кроме поляков, - тут особый случай) всегда по душе была Византийская Православная
Церковь.
Здесь, конечно, важен был и политический аспект, о котором мы говорили: Византия новообращённых не
поглощала и не ассимилировала, она ими только по-отечески духовно руководила. Однако неизмеримо более
важным было то, что Рим и в духовной жизни образовал некую кастовую, жреческую среду: понимать богослужение
могли только обладающие знанием древней латыни. Если какой-нибудь обычный любознательный католик втайне
изучал латынь и читал Священное Писание, то его объявляли еретиком. Мы знаем, позднее это привело к
протестантизму.
Нам надо глубоко осознать, какой Божиий дар преподнесли славянам святые равноапостольные Кирилл и
Мефодий. На протесты латинян, утверждавших, что богослужение и Библия не могут оскверняться варварским
славянским языком, равноапостольный Кирилл отвечал словами пророка Давида: "Всякое дыхание да хвалит
Господа".
Святые братья мужественно перенесли испытания и гонения за свой подвиг просвещения народов. Плодами
их деяний мы пользуемся и поныне, они определили наше духовное и культурное направление. Потому, наверное,
первой общественной православной организацией, созданной в России после прекращения гонений на Церковь,
был Славянский фонд письменности и культуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Символично
и то, что именно этот фонд первым доставил в Россию Благодатный Огонь от Гроба Господня, и среди тех,
кто привёз нам этот Огонь с небес, был главный редактор "Русского Дома".