Нынешний май начинается с Воскресения Христова, победы жизни над смертью. Христос принёс себя
в жертву и даровал нам жизнь. И не страшна нам теперь смерть на земле, ибо она - успение, ожидание нашего
воскресения из мёртвых. И нас ждёт победа над адом, если мы будем со Христом и во Христе.
60-летие победы жизни над смертью отмечает мир и 9 мая. В этот день завершилась страшная и ужасная
война, ради Победы в которой русский народ принёс в жертву миллионы своих сынов и дочерей и тем самым
спас мир от гитлеровского нацизма. Но вторая победа не могла бы быть без первой, ибо жертвенность наших
отцов и дедов была получена в наследство от христианских поколений.
Недаром слова "русский" и "православный" стали синонимами в годы чудовищного татарского нашествия.
Именно в это тяжкое время Русская земля дала первых новомучеников за веру. Ими были верные христиане
- ростовский князь Василько Константинович и черниговский князь Михаил Фёдорович с боярином Феодором,
отказавшиеся поклониться языческим идолам.
Их добровольная, мученическая, героическая смерть - это своего рода жертва, принесённая русским народом
во искупление своих грехов. Это не только подражание смерти Христа, но и готовность пойти на любые испытания
и тяготы во имя Божие, чтобы в итоге заслужить спасение. С тех пор идея жертвенности стала присуща русскому
народу.
Чему учит нас историческая память? Русский дух, русский подвиг, русский характер, русская вера выковывались
в страданиях и победах. Обратите внимание на смысл слова "победа" - "после беды". Какой бы ни была чёрной
тьма, за ней непременно придёт рассвет, воссияет солнце при условии жертвенного служения православным
идеалам. И при каждом отступлении русского народа от Божиих заповедей, христианских норм морали и правил
жизни его постигала Божия кара.
Именно в нравственном оскудении русского народа, в забвении им христианских заповедей видел главную
причину рабского, униженного положения завоёванной татарами Руси святитель Серапион Владимирский (ум.
в 1275). В своих "Словах" он пишет: "Кто же нас до сего довёл? Наше безверье и наши грехи, наше непослушание,
нераскаянность наша!" С болью и горечью перечисляет владыка Серапион грехи русского народа: ложь, клевета,
грабежи, воровство, разбои, сквернословие, прелюбодейство, зависть, злоба, ненависть, жадность, скверные
и немилостивые суды, неправедные лихоимства, безжалостное ростовщичество, колдовство, гадания… Все эти
прегрешения в ещё большой мере присущи нам, нынешним поколениям. Потому и беды наши во много раз ужасающи.
Без всякой войны растеряли, пропили, продали многое из того, что было собрано трудом, потом, кровью
и молитвами наших предков. Допустили врага хозяйничать не только на земле, в домах наших, но и в душах.
С полнейшим равнодушием и безразличием наблюдаем, как запрещают в школах постигать нашим детям основы
Православия, веру наших предков, создавшую русского человека.
Разве не несём мы ответственности перед Богом, если устраняемся от защиты Православия и отдаём его
на расхищение инакомыслящим? Каждому по силам творить добро. Прислушаемся к словам старца Псково-Печерского
монастыря архимандрита Иоанна (Крестьянкина), которому 11 апреля исполнилось 95 лет, да хранит дорогого
батюшку милость и помощь Божия: "Борьба с Церковью и Православием продолжается от времени её зарождения
и будет до последнего дня земной жизни мира. И все верующие церковные люди - от мирянина и священника
до иерарха - участвуют в этой борьбе за чистоту Православия, но каждый на своём месте и своими средствами.
Можно не вступать в открытый бой, но противопоставить своё стояние в Истине мы обязаны. Важно не что
делать, но как и во имя Кого. И в этом спасение и есть. А всё, что не по вере, - грех".
Но осознание наших прегрешений несёт не уныние, а крепкую надежду на спасение и на неизбежное освобождение
от оккупационного ига.
Вспомните: коммунистическая власть более 20 лет боролась с "великодержавным шовинизмом" и только когда
почуяла, что ей приходит конец от мощного и жестокого врага нацистской Германии, вспомнила о русском
народе. Не Розу Люксембург, Якова Свердлова, Губельмана, Робеспьера и им подобных, не "всепобеждающую
теорию - марксизм-ленинизм" призвала она на помощь, а русский патриотизм святых князей Александра Невского
и Дмитрия Донского, Фёдора Ушакова и Александра Суворова, обратилась за духовной поддержкой к Русской
Православной Церкви. Прекрасно понимала безбожная власть, что рассчитывать она может только на великую
жертвенность русского народа, воспитанную православной верой, на помощь Божию.
Большая, настоящая беда очистила сердца и привела к народному единению и единодушию, к обретению своих
корней, своих святынь, что и стало залогом Победы.
Победа может быть полной только тогда, когда она будет духовной победой. Для русского человека важна
победа прежде всего над собой, а не над внешним врагом.
Сохранение собственной веры означает сохранение независимости духовной жизни народа. А духовная независимость
даст нам и независимость политическую и экономическую. Защитим Православие - обретём национально-государственную
независимость. Так было и так будет.
Христос воскресе!
Воистину воскресе!