Торговая служба Новоспасского монастыря

Каталог Православное Христианство.Ру



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Февраль 2005

Содержание номера       Главная страница номера

Ответы протоиерея Александра Шаргунова

 Я слышала в храме проповедь священника, который приводил слова святых отцов, что если мы в этой жизни не встретим Христа Бога, то и в будущей жизни можем оказаться вне общения с Ним. Много ли из приходящих на праздник Сретения Господня таких, кто благодатно знает Христа? Что же, спасение большинства стоит под вопросом?

Т. Завьялова, г. Кострома

В праздник Сретения Церковь, подобно ангелам Рождественской ночи, возвещает о радости, которая будет всем людям. О том, что жизнь каждого человека призвана стать предощущением этой великой радости, предпразднством Сретения, встречи с Богом. И одновременно Церковь предупреждает, что этой радости мы можем лишиться. С одной стороны - ликование отходящего к смерти праведного старца Симеона, бессмертная песнь человечества: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей", с другой - напоминание, что смерть может быть страшна и трагична. Он видит Бога телесными глазами, он касается Его, он держит на руках Младенца, Победителя смерти, он с миром отходит - который Христос даёт, "не так, как мир даёт" - и в радости, которой никто не может отнять.

Старец Симеон жил в Иерусалиме. Ему было обещано Духом Святым, что он не умрёт, пока не увидит Христа Спасителя. Проходили годы, десятилетия, наступила глубокая старость. Но время чудесно длилось, снова шли десятилетия и годы - он так желал увидеть Христа, что смерть преодолевал этим желанием. Мы знаем, что нет большей благодати, чем умереть за Христа, как Христос умер за нас. Можно сказать, что праведный Симеон умер за Христа - такова была глубина его веры, которой он жил, - в молитве, в терпении, в смиренном, исполненном верности ожидании.

Вот смысл человеческой жизни - жить, чтобы увидеть Христа. Не так, как мы хотим, - как Он благоволит. Ждать дня, когда Бог утешит Свой народ не просто избавлением от исторических бед, но бесконечно большим утешением. Какое же может быть большее утешение, чем то, когда Сын Божий приходит к Своему народу?

Святые совершают свой подвиг ради всего народа и всего человечества. И праздник Сретения говорит: надо, чтобы прежде смерти было дано нам увидеть Христа, иначе там мы можем Его не увидеть. Много людей было в храме, когда Божия Матерь принесла туда Своего Младенца, но никто, кроме праведного Симеона и Анны пророчицы, не увидел в Нём Бога. Мы должны так жить и так молиться, чтобы, как сказал один епископ, наше последнее "Ныне отпущаеши" соединилось со словами Христа на Кресте: "Совершилось!" Но есть реальная опасность, что это может не произойти, - потому праведный Симеон пророчествует, обращаясь к Божией Матери: "Се, лежит Сей на падение и восстание многих, и в предмет пререканий", - и добавляет: "И Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец".

Жизнь каждого человека определяется его отношением ко Христу. Принять Христа или отвергнуть, любовь или вражда - здесь решается всё. И нет, не может быть ни для кого середины: мы или с Ним, или против Него. Это раскрылось у Креста, когда предан Он был позорной и мучительной смерти, и это раскрывается во всей истории человечества. Сколько грешников сделалось праведными и святыми - и доныне слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые восстают и нищие благовествуют. Но для скольких Он явился на их пути камнем преткновения и камнем соблазна, о который они преткнулись и упали!

Откуда такая активная ненависть была у тех, кто стремился сжечь Его Церковь дотла, всех верующих, как свидетелей о Нём, - убить, и само имя Божие изгладить из памяти человеческой? Никому по отношению ко Христу не удаётся остаться нейтральным. Может быть, до времени можно таиться, но наступает неизбежно момент, когда дальнейшее молчание становится соучастием в преступлении. Тебе дела нет, что на твоих глазах убивают? Христа распинала не только толпа, которая злобно улюлюкала вокруг Него, но и те, кто равнодушно смотрел на происходящее. Самые жестокие тирании в истории опираются на такое равнодушие - иначе они бы не удержались. Тот, кто равнодушен к чужой жизни и смерти, тот равнодушен и к своей. Эти люди живут, как будто не живут - жизнь их как будто не касается. Раньше первой смерти, как говорит Откровение, к ним приходит смерть вторая - вечная смерть, которой наказываются самые страшные нераскаянные грешники. И не только во времена гонений узнаётся Христос, как это было недавно у нас, - на восстание миллионов в славе мученической и на падение миллионов в отступничестве от веры.

И сегодня, среди культивирования безумного беззакония и безнравственности, не кончается война за каждую человеческую душу. Христос испытывает людей и находит, что многие из тех, кто говорит о любви к Нему, - лжецы.

Кажется, напряжение зла вокруг каждого христианина достигает предела, и потому сегодня особенно дорого, дороже, чем когда бы то ни было, в этом противостоянии не уступить. Представьте, что уступит каждый христианин - Церковь перестанет существовать. Праздник Сретения - зов ко всем встать на сторону Христа. Радость Церкви - о том, что спасение открылось пред лицем всех людей. Он всех пришёл спасти, но спасутся только те, кто остаётся верными, когда всё стремится отвратить от верности.

Да будет дано это всем нам заступничеством Божией Матери, Которая посреди праздника Сретения молится о встрече всех людей с Господом. Как писал из концлагеря один священномученик: "Тебе, Божией Матери, молитву приносим, не за себя, а за всех. Тобою одною мы живём в эти страшные дни. Тебе Самой оружие проходит душу, Крест Христов, да откроется чистота Твоей души и помышления наших грешных сердец". Чистота души - это любовь к немощным, которые падают, говорит святой Исаак Сирин. Мы не знаем, какими скорбями ещё придётся вымаливать нам и всей России нашей, и всем покаяние, чудо восстания от падения. Только бы скорби эти, какие бы ни были они, даже до смерти, приближали нас на самом деле к встрече с Господом и Пречистой Матерью Его.

* * *

В советские годы, особенно при Сталине, была создана мощная империя. С перестройкой, после ельцинского Беловежского сговора, наступил страшный распад - причём не только в сфере государственности, но и во всех областях нашей жизни. И вот теперь, кажется, начинает укрепляться государственность. Перестало быть ругательным слово "патриотизм". Мысль моя сводится к тому самому рассуждению святых отцов, на которое Вы часто опираетесь: законная государственная власть, то есть крепкая государственность, является "удерживающим" приход "человека беззакония". Означает ли это, что мы должны поддерживать укрепление всякой государственности?

М. Давидов, г. Москва

Речь у святых отцов идёт именно о законной государственной власти - утверждающей власть закона. Но есть такая государственность, цена которой такая же, как у патриотизма Содома. Государство в подлинном смысле не мыслится вне связи с правовыми началами, без которых оно ничем не отличается от "шайки разбойников".

"При отсутствии справедливости, - пишет блаженный Августин в книге "О граде Божием", - что такое государство, как не простая разбойничья шайка, так же как и разбойничья шайка, что такое как не государство? И разбойники представляют собой общество людей, управляются начальствами, связаны обоюдным соглашением, делят добычу по установленному закону. Когда подобная шайка достигает таких размеров, что захватывает города и подчиняет своей власти народ, тогда открыто получает название государства".

Какой должна быть политика и экономика с христианской точки зрения? Кто из современных деятелей, на Ваш взгляд, следует христианским принципам? Каким образом утрата христианского духа сказывается на экономической и политической жизни?

А. Золотаренко, г. Киев.

Целью политики и экономики должна быть жизнь человеческая, и это значит - создание жизни, достойной человека, и того, что является главным в человеке, то есть духа. Политика и экономика - не физические науки, а этические. Это ясно было ещё Аристотелю. Наверное, последним государственным деятелем, который осуществлял в этой сфере христианские принципы, был Царь-мученик Николай II.

А с точки зрения "мира сего", политика и экономика имеют свои собственные, чисто материальные цели и особенности. Правда, справедливость и все подлинные человеческие ценности становятся совершенно чуждыми политической и экономической жизни. Когда нравственность вторгается сюда со своими требованиями, она вступает в противоречие с политической и экономической реальностью.

Так, политика имеет своей целью процветание, мощь и материальный успех государства. Всё, что помогает достижению этой цели, даже насилие и несправедливость - политически хорошо. Собственно, в этом смысл революций 1917 и 1993 годов.

Экономика имеет целью обретение как можно больших материальных богатств. И всё, что способствует достижению этой цели, даже обман и бесчеловечная эксплуатация - экономически хорошо. Гайдар и Чубайс откровенно сформулировали это: "Мы обманывали, чтобы провести приватизацию, иначе кто бы пошёл за нами?"

После хомо советикус создаётся новый тип человека - хомо экономикус, единственная функция которого - собирание материальных богатств. Одним из ярких симптомов этого является феномен так называемых "новых русских", аппетит которых ненасытим. Они пожрут всё, в том числе и собственную "двойную мораль", и друг друга, и самих себя.

Мы знаем, до какой степени непрочно это строительство на ложных принципах. Потому и рухнула советская империя. И современный Запад, и Америка с их процветанием рухнут, как два знаменитых небоскрёба.

Объявление

Издательством Троице-Сергиевой лавры выпущена серия из 12 книг - проповеди прот. Александра Шаргунова на двунадесятые праздники.

По вопросам приобретения обращайтесь: в Москве - книжный магазин "Маковец", Мясницкий пр-д, д. 4/3, стр. 1, тел. 923-21-28; храм свт. Николая в Пыжах, ул. Б. Ордынка д. 27а/8, тел. 951-37-42. В Сергиевом Посаде - книжный магазин Троице-Сергиевой лавры.

В издательстве "Русский Дом" Вы можете приобрести книгу протоиерея Александра Шаргунова "Последнее оружие"


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU