18 февраля - 225 лет со дня рождения Алексея Гавриловича Венецианова
Аргунов, Тропинин, Венецианов… Эти имена сразу всплывают в памяти, когда речь заходит о художниках XVIII - начала XIX, создавших поэтически - возвышенные образы русских крестьян.
Венециановских крестьян и в голову не придёт назвать рабами. Благородство и одухотворённость, сердечность и чистота - во всех его образах, в каждом портрете. И в каждой работе - огромная любовь к тем, кого он пишет, любовь братская, христианская. Идущая не от ума, а от сердца.
Венецианова по праву называют одним из основоположников русского реалистического искусства. Он первым обратился к изображению жизни русских крестьян, её духовной сути. От Венецианова и его школы идут истоки искусства передвижников - Перова, Мясоедова, Прянишникова, Савицкого, Клодта, Ярошенко, Боголюбова, Архипова, Крамского… Но полотна передвижников взывали к гражданским чувствам, будили ненависть к "угнетателям", т.е. государственной власти как таковой (что было на руку разрушителям России). Такую Россию нельзя было любить, такой народ можно было только жалеть. Творчество Венецианова показывает иную Русь, иной народ, - оно наполнено светом.
Родился Алексей Гаврилович Венецианов 18 февраля 1780 г. В купеческой семье. Торговый дом Венециановых был известен на всю Москву садовыми растениями и цветами. Торговал Гаврила Юрьевич и картинами - "по сходной цене". Возможно, именно тогда и зародился в юном Алексее интерес к живописи. Писать он начал рано, с детства. Обучался в московском пансионе, но искусствам там уделяли мало внимания, и потому художественного образования он не получил. Юный живописец писал портреты близких, изучал творчество классиков, и со временем достиг некоторого мастерства и переехал в Петербург.
В те годы столица кипела идеями просветителей. Но Венецианову ближе Русь, отечественная жизнь, русская история. Пушкин, Гоголь, Глинка - вот его единомышленники. Господь послал ему учителя, о котором можно было только мечтать - он становится учеником блистательного портретиста Боровиковского и в течение нескольких лет постигает секреты мастерства великого живописца.
По прошествии периода ученичества в 1811 г. Он представляет на суд Академии художеств "Автопортрет" и через некоторое время - "Портрет К.И. Головачевского с учениками". Обе работы получили блестящий отзыв. Венецианов становится академиком.
Постепенно с художественным опытом накапливался и багаж духовный. Он стал ясно видеть, кто России друг, а кто враг, и что кроется за так называемыми освободительными веяниями. Взгляды его определились.
Вскоре определилась и жизненная колея - в 1815 г. Венецианов счастливо женился. Через четыре года он подал в отставку и поселился в небольшом имении: сначала в сельце Трониха, а с 1832 г. - в Сафонково, Тверской губернии, где много и счастливо работал. Только здесь, на земле, среди простых и добрых русских людей его творчество обрело силу и звучность. Он понял высоту крестьянской - христианской - жизни, увидел духовную красоту и цельность русского человека. И воспел её как никто другой. "Художник, - писал Венецианов, - объемлет красоту и научается выражать страсти не органическим чувством зрения, но чувством высшим, духовным".
В 1824 г. На выставке в Петербурге было представлено несколько его картин. Работа "Гумно" произвела настоящий фурор. Кроме отмечаемых всеми художественных достоинств, удивляло то, что впервые героями многофигурной сложной композиции стали крепостные крестьяне. "Наконец-то мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких к его сердцу и к нашему", - писала пресса. Александр I пожаловал Венецианову три тысячи рублей. Но академики приняли картину в штыки - их оскорбляло, что художник избрал предмет столь "низкий" для искусства. Писатель Д. Григорович честно назвал причину такого непризнания: "Предубеждение в пользу иностранцев не совсем исчезло. Любовь к искусствам есть, но нет любви к русскому". И впоследствии отношение к творчеству Венецианова со стороны Академии не изменилось.
1820-30-е годы стали для художника самыми плодотворными. Талант его развернулся в полную силу. Именно в этот период появились лучшие его полотна: "На пашне. Весна", "На жатве. Лето", "Дети в поле", "Захарка", "Жнецы", "Утро помещицы" и целая галерея портретов русских женщин - "Крестьянка", "Крестьянка с грибами в лесу", "Пелагея", "Девушка с шитьём" и его шедевр - "Крестьянка с васильками". Всех этих людей он видел каждодневно, для него это были не посторонние люди.
После утраты любимой супруги, Венецианов как бы впал в оцепенение. Вернул его к жизни крестьянский мальчишка Захарка, который подошёл к барину и просто по-человечески, по-христиански спросил: "Плохо тебе, барин? Ай, помочь чем?" И тот разрыдался. Портрет Захарки, написанный с особой теплотой, стал жемчужиной русской живописи. Или другая картина - "Жнецы". Герои её - всё тот же Захарка со своей матерью.
Долгие годы Венецианов мечтал о месте преподавателя Академии художеств, ему хотелось передать свои знания другим, но для академического круга он оставался чужим. Ему не могли простить любви ко всему "низменному, простонародному". Тогда он на собственные средства создаёт в селе Сафонково художественную школу для крепостных крестьян. Около семидесяти (!) художников вышли из этой школы: Н. Крылов. Е. Крендовский, А. Тыранов, С. Зарянко, Г. Сорока… Многие из его учеников стали академиками.
В последний год жизни Венецианов работал над большим заказом - писал образа двадцати святых и запрестольный образ Пресвятой Троицы для церкви пансиона дворянского юношества в Твери. Выполнив эскиз иконы св. Макария, он отправился в Тверь по обледенелой дороге. Было это 4 декабря 1847 г. Понесшие лошади расшибли его насмерть. Похоронен художник у села Поддубье, на Дубровском погосте.
Тогдашняя Россия не заметила утраты одного из лучших своих сынов. Он жил и творил тихо и незаметно. Как незаметно и тихо созидается всё подлинно великое. Всю жизнь он писал о России и для России. И только много лет спустя потомки услышали его слово, оценили бесценный дар - десятки полотен, в которых запечатлён духовный облик русского народа.