Торговая служба Новоспасского монастыря

Каталог Православное Христианство.Ру



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Февраль 2005

Содержание номера       Главная страница номера

Парадоксы Александра Цепкова

Александр Васильевич Калинин

 

 Рязанский строитель в свободное от работы время переводит и переиздает древние летописи

Когда мне рассказали об этом, я поначалу недоумевал. Зачем? Кому это надо? Блажит мужик. Смог оценить то, что он делает, лишь когда случай привёл меня в Российский государственный архив древних актов. Я понял, что мне не хватит не только двух часов, но и двух месяцев, что я вообще никогда не пойму текст двух главок Писцовых книг XVII века.

- Если бы он издал только одну книжечку "И были полки Ольговы...", которая вышла к 900-летию Рязани, рязанцы были бы ему признательны на всю жизнь, - говорит заведующая краеведческим отделом областной библиотеки Валентина Безуглова.

- Никто не верил, что у него получится?

- Никто не хотел помогать. Книга-то была готова - не давали денег. Фонд 900-летия выделил тысяч 5, а 35 он заплатил. А когда книга вышла, очень многие краеведы хватались за головы. Один говорит: "Я 10 лет просидел в библиотеке и выписал лишь часть упоминаний о Рязани". Другой: "У меня многие данные есть, но собрать всё воедино и издать я не смог бы".

Чем ближе я знакомился с этим удивительно жизнелюбивым человеком, тем отчётливее понимал: вся его жизнь состоит из парадоксов.

Парадокс первый: издательство летописной литературы затеял и почти осуществил не столичный историк, светило, а никому не известный директор строительной фирмы из провинциальной Рязани.

- Борису Викторовичу Раушенбаху в своё время был задан вопрос, каким должен быть молодой человек, решивший посвятить себя науке? Он ответил: "Весёлым, любопытным и не считаться с авторитетами. Уверен, что скучные люди ничего хорошего в науке не сделают. Учитесь весело".

- А Вы весёлый человек?

Смеётся:

- Я люблю жизнь. Издательский проект "Русские летописи" в провинции для многих казался фантастическим, этого не смогли сделать ни Москва, ни Питер. А мы осуществили. Потому что не боялись, не оглядывались на авторитеты, - взялись и сделали.

Он родился в маленькой деревушке, которой уже нет и которая называлась Старобораково. За начальным образованием ходил за 2 километра, за восьмилетним - уже за 4, а за средним - за все 8. После 10 класса поехал поступать в МГУ на факультет археологии. И понял, что с теми знаниями, которые дала деревенская школа, он экзамены не сдаст. Поэтому поступил в рязанский инженерно-строительный. А потом, уже много позже, закончил исторический факультет Рязанского же университета.

- Десять летописей, которые мы издали с 1997 года по 2001 год - безо всяких грантов, безо всякой поддержки, в провинции - это, я хочу вам сказать, очень тяжело. Не будь первой профессии, не будь финансовой поддержки друзей, знакомых, я вообще бы ни одну книгу не издал, - признаётся Александр Иванович. - Ведь в провинции много талантливых людей, но они не могут реализоваться, потому что нет на это средств. Господь распорядился так, что первое моё образование помогло воплотиться второму.

Всю жизнь он мечтал заниматься археологией. Объездил многие исторические места: Задонск, Лебедянь, Елец, Липецк, Муром, Нижний Новгород, Тулу, Можайск, Коломну... Частенько брал с собой сотрудников Рязанского архива, Рязанского музея-заповедника.

- Гробокопателей много развелось. Ходят с миноискателями. Добывают копья, стрелы, монеты, всё это продают, получают быстрые деньги. Кстати, 90% всех археологических открытий делают археологи-любители. На Западе уже с этим не борются, как у нас, дают возможность копать, но под контролем профессионалов. А у нас профессионалов не хватает.

- Но почему Вы взялись не за раскопки, а за издательскую работу?

Цепков показывает письмо, присланное ему покойным ныне Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым. "На всём протяжении своей многовековой истории русское летописание было огромной движущей силой, формировавшей сознание русского народа. По обилию, полноте и разнообразию материала, по той систематичности, по которой велись летописные записи по городам и монастырям, - русская летопись не знает себе равных в Европе. Летопись была своеобразной энциклопедией средневековых исторических знаний. Размах русского летописания грандиозен. Почти каждая область вела свою летопись. Сотни списков этих летописей дошли до нас в различной сохранности и различных редакциях".

- Летописи служили и служат политическим инструментом при разного рода конфликтах, - говорит Цепков. - Иван Грозный до начала Ливонской войны на основании летописи доказывал, что Дерпт - русский город Юрьев. Иван III, его дед, опирался на летописи, наступая на Великий Новгород в 1471 году. Юрий Дмитриевич в споре с племянником Василием Тёмным обосновывал свои права на московское княжество "летописцами и старыми списками и духовною отца своего великого князя Дмитрия". Русское правительство с помощью летописей заявляло свои права на отчины Киев, Чернигов, Полоцк, Смоленск...

С 1997 года был издан свод летописных известий о Рязанском крае и сопредельных землях до 50-х годов XVI века. Потом от Рязани перешли к изданию уже русских летописей. Вышло в свет 10 томов, на очереди ещё 10. Если издавать по два тома в год, на пять лет хватит. В проекте - издание трудов византийских историков. Это ещё 10-12 томов. Но всё будет зависеть от экономической обстановки в стране.

- Финансовые затраты и цены, по которым мы продаём свои книги (а продаём мы их по типографской цене, не учитывая совершенно других трат), несовместимы. Это, не побоюсь сказать, что-то вроде меценатства. Том летописи у нас стоит 100 рублей. А если отменят льготу на НДС на производство торговой продукции и книги вздорожают от 40 до 60%, дотировать их будет очень тяжело.

- Это не коммерческий проект, а подвижническая, просветительская деятельность, великий, большой труд, - говорит Валентина Безуглова. - Помимо летописей он даёт ещё материалы, которые нашёл сам и стремится, чтобы они были доступны и для других. В виде приложений. В них есть именные и географические указатели. То есть любой человек может не только найти свою малую родину, возможно, ныне и не существующую, но и прочитать её историю, узнать всё о своих предках, живших в те далёкие века.

- Где Вы их берёте? - спросил я Александра Ивановича.

- У меня много знакомых в научных кругах...

Парадокс другой: не связи помогали Цепкову издавать книги, а книги помогли обзавестись определёнными связями, и теперь уже легче добывать необходимый исторический материал. Поначалу же приходилось перелопачивать огромное количество литературы.

- Я 30 лет работаю в библиотеке, - вспоминает Безуглова, - столько лет, наверное, его и знаю. Приходил в библиотеку с детьми, чаще с сыном, садился и весь день работал. А дети что-то рисовали. Был молодой, не знаю, кем работал на стройке, начинал только. Теперь директор. Но директором-то его коллектив выбрал...

Он работал плотником, мастером, прорабом. Строительная организация, которую он сейчас возглавляет, называется "Ижеславль" - по имени древнерусского города, который пришёл в упадок после монголо-татарского нашествия. Предприятие многопрофильное, строит не только жильё, офисы, но и газопроводы, канализацию, водопровод. Цепков гордится, что, несмотря на тяжелые времена, ни разу не задержал зарплату; что организация признана самой благоустроенной и озеленённой среди промышленных предприятий Рязани.

- Он в любое дело вкладывает душу и отдаёт себя всего, - говорят о нём его знакомые. - Щедро делится материалами, даже теми, которые ещё не изданы и которые авторы обычно охраняют от чужих глаз. Сколько его обманывали - уму не постижимо! Книги издавать берут и тянут, а всё дорожает, но он никогда не пожалуется. Скажет только: "Ну что ж делать...".

В предисловии к одному из летописных томов Александр Иванович писал: "Подталкивая читателя к пробуждению интереса к его корням, я верю, что поступаю правильно".

И последнее. Это издание готовил крошечный коллектив, поэтому закончу словами монаха Лаврентия, автора одной из рукописных летописей: "И ныне, господа отцы и братья, оже ся где буду описал, или переписал, или не дописал, чтите исправливая Богя деля, а не клените, занеже книги ветшаны, а ум молод не дошел; слышите Павла апостола гляголюща: не клените, но благословите".

Крошечный коллектив - это сам Александр Иванович, его жена, дочь и сын.

Рязань

Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU