Торговая служба Новоспасского монастыря

Каталог Православное Христианство.Ру



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Февраль 2005

Содержание номера       Главная страница номера

На родине преподобного Никифора Важеозерского

Николай Михайлович Коняев

Святые преподобные Никифор и Геннадий Важеозерские

 22 февраля - память преподобных Геннадия и Никифора Важеозерских

Важины... С самого раннего детства запало в память название этого свирского посёлка. В Важинах была единственная в нашем Подпорожском районе не закрытая церковь, и туда, чтобы покрестить, собиралась отвезти нас бабушка...

В принципе, можно понять, чем руководствовались гонители Русской Православной Церкви. Чёрная сатанинская сила двигала Лениным и Троцким, Бухариным и Хрущёвым... Но постигнуть, почему, закрывая одни храмы, других они не трогали, почему пощадили в нашем районе именно Воскресенскую церковь в Важинах, где родился преподобный Никифор Важеозерский, трудно...

1.

Как часто в духовном пространстве икон, как и перед очами Божиими, рядом стоят подвижники, которые в земной жизни и не встречались друг с другом... Таковы и святые Геннадий и Никифор Важеозерские. Рядом стоят они на иконе, рядом стоят и в "Олонецком патерике", составленном архимандритом Никодимом. Рядом стоят эти святые и в нашей духовной истории...

Оба они были учениками святого Александра Свирского, оба, хотя и в разное время, совершали иноческие подвиги на озере Важе, из которого вытекает быстрая и вёрткая река Важинка, впадающая в Свирь, как раз в том месте, где стоит село - родина преподобного Никифора...

"Блажен тот, кто от юности возлюбил Господа и последовал Ему: взял крест и пошёл за Христом!" - начиная рассказ о преподобном Геннадии, пишет архимандрит Никодим.

Геннадий в числе первых учеников пришёл к Александру Свирскому, и здесь, на берегу Святого озера, он прошёл великую школу смиренномудрия, а когда почувствовал достаточные духовные силы, удалился в затвор. На берегу Важского озера устроил себе пещеру и подвизался одиноким пустынником, подобно своему великому учителю, вплоть до своей кончины. Вполне вероятно, что в земной жизни преподобный Никифор никогда не встречался со своим предшественником. Он пришёл к Александру Свирскому в обитель Живоначальныя Троицы, когда преподобный Геннадий уже удалился в затвор. Скорее всего, никакого личного общения между двумя основателями Задне-Никифоровской пустыни не было, но так ли уж и необходимо личное общение, если есть общение молитвенное?

Причём в случае с Никифором и Геннадием Важеозерскими эта истина как бы обретает материальное воплощение...

2.

Будучи ещё совсем молодым человеком, Никифор почувствовал призвание к монастырской жизни и в 1510 году пришёл в обитель Живоначальной Троицы. Подобно Геннадию, под руководством святого Александра Свирского постигал он науку стяжания Святого Духа.

Ворота в Важеозерский монастырь

Житие говорит, что Никифор всегда первым являлся в церковь и последним уходил. Церковные службы, монастырские правила и послушания проходил он с удивительным терпением, смирением и незлобием. Не довольствуясь постом и бдением, инок изнурял себя тяжёлыми веригами.

Видя такие подвиги, братия радовалась, но Никифор всячески избегал похвал и скоро попросил Александра Свирского благословить его идти в Киев на поклонение святым Печерским угодникам.

Преподобный Александр отговорил своего ученика от этого паломничества и посоветовал прежде сходить в обитель Воскресения Христова к преподобному Кириллу, игумену Новоозерскому, побеседовать с ним о монашеской жизни и поучиться монастырскому уставу.

В те далёкие времена на Руси не было почтовой службы и наши святые предпочитали переписке молитвенное общение.

- Когда придёшь к Новоозеру, лодки-то не ищи... - напутствовал Александр Свирский любимого ученика. - Отойди в сторону и молись, пока за тобой не приедут.

Преподобный Никифор так и сделал.

Достигнув озера, он не стал останавливаться в деревне Кобыльина Гора, а отошёл в сторону и принялся молиться. Потом его сморило, и он прилёг на камень отдохнуть. Скоро его разбудили. Никифор увидел незнакомого монаха, вылезающего из лодки.

- Благослови меня, святой отец! - попросил преподобный Никифор. - Прости, что уснул...

- Меня благослови! - ответил преподобный Кирилл. - Ведь ты послан духовным братом моим Александром - служителем Пресвятой Троицы.

Как утверждает предание, когда святые обнялись, дивный свет воссиял над ними...

Никифор провёл в Новоозерском монастыре восемь дней. Прощаясь с ним, преподобный Кирилл сказал:

- Хотя мы имеем с братом Александром большое желание увидеть друг друга, но по Божиему изволению, в нынешнем веке сего не сподобимся, и увидимся, когда от тела разлучимся, а твои труды, честный отче, не будут забыты пред Богом.

И только после этого святой Александр Свирский благословил ученика и на паломничество в Киево-Печерский монастырь...

В чём же смысл "урока", преподанного Никифору его великим учителем?

Нам кажется, что святой Александр хотел укрепить своего ученика, хотел помочь ему прозреть своё предназначение.

Как бы то ни было, возвратившись из Киева, преподобный Никифор едет в родное село Важины и оттуда уходит на Важское озеро, где уже упокоился в жизнь вечную преподобный Геннадий. Никифор приходит сюда, чтобы продолжить здесь начатое своим великим предшественником молитвенное делание.

Местное предание свидетельствует, что, покидая село, Никифор испил воду у ключа в Усть-Боярском, и стала вода в источнике целебною. Многие болезни излечивала она, и в память об этом чуде была поставлена у источника Никифоро-Геннадиевская часовня.

3.

Не сохранилось сведений, как строился Геннадие-Никифоровский Важеозерский монастырь, известно только, что уже в 1530 году отшельническая пустынька на берегу Важского озера становится процветающей обителью.

Тогда на берегу озера поднялась деревянная церковь во имя Преображения Господня, а вокруг выросло десять келий для братии.

Известно, что заботился преподобный Никифор и о том, чтобы возрождённая им обитель преподобного Геннадия не распалась после его кончины. Для этого и хлопотал он, испрашивая для монастыря царскую грамоту на владение землёй. Он так и не увидел долгожданной царской грамоты.

9 февраля 1557 года преподобный Никифор завершил свой земной путь, а грамоту государь подписал только 9 марта 7065 (1557) года.

Епископ Мануил на крестном ходе в монастыре

Вот и получается, что грамоту эту важеозерскому игумену удалось выхлопотать, только представ рядом со своим предшественником пред Престолом Божиим.

Стоящими рядом видим мы преподобных и на иконах...

Погребли преподобного Никифора рядом с преподобным Геннадием, и святые мощи их и сейчас почивают под спудом в устроенном ими Важеозерском монастыре...

Вместе являются они и к людям, с верою призывающим их. В списке чудес преподобных - исцеления, избавление от погибели путешествующих.

4.

И вот что поразительно... Большевики закрывали храмы и монастыри, оскверняли святые мощи, но самих святых запретить не могли…

С детства запомнился мне похожий на сказку рассказ, как осенью, едва только выпадет первый снег, мимо ещё не сбросивших багряных уборов деревьев проходят святые Геннадий и Никифор Важеозерские, Корнилий Паданский, Иоасаф Машеозерский, Кассиан Соломенский, Ферапонт Вознесенский, старцы Игнатий, Леонид, Фёдор. Проезжает на своей лошадке, нагруженной кожаными перемётными сумами, преподобный Иона Яшеозерский...

- А ты... Ты сама их видела, бабушка?

- Не... Сама не видела, Миколя. Откуль мне было видеть...

- А кто же видел их?

- Дак ведь видели... Были люди... Чай, не теперешние...

Потом, много лет спустя, уже в воспоминаниях очевидцев, в архивных документах доведётся мне прочитать продолжение этой чудесной сказки...

Тогда и узнаю я об Исайе (схимонахе Игнатии), возобновившем Задне-Никифоровскую пустынь после петровского разорения...

Исайя долго жил на Афоне, но совершенного смиренномудрия достиг в обители, основанной преподобными Геннадием и Никифором...

- Я, да свинья, да третий сатана... - говаривал он. - Свинья по безумству, сатана по гордости - вот товарищи гордых...

Дивное смирение доставляло отцу Исайе духовные дары и видения...

Он поведал однажды, что душа его увидела невещественный свет и в то же время увидела самое себя как бы составленное из света, а тело мёртвым, словно душа уже вышла из этого света...

Тогда и прочитаю о последнем иноке монастыря - блаженном Владимире...

Впрочем, об этом разговор впереди...

(окончание следует)

с. Важины

Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU