Церковь и Армию всегда объединяла жертвенность их служения родине и народу
Русская Православная Церковь вменяла священнику в обязанность непрестанную молитву о даровании победы русскому оружию. Общие молитвы совершались несколько раз в день. В местах постоянной дислокации в каждой роте существовала молитвенная комната, каждый полк имел своего небесного покровителя в лице какого-либо святого угодника и полковой храм.
Деятельность военного духовенства включала и заботу о достойном погребении убиенных воинов, об устройстве военных кладбищ, о построении поминальных часовен в местах захоронения русских воинов.
Теперь много говорят о необходимости реформы вооружённых сил, которая словно бы автоматически отменит все армейские проблемы (подразумевая создание профессиональной армии). Но разве достаточно для повышения боеспособности лишь простого перехода на контрактную систему и более высокой оплаты солдат и офицеров? Духовность, вера - это то, что объединяет воинов в стремлении к достижению общей цели, даёт им ощущение сопричастности со всем обществом и с многовековой историей своей Родины. И сегодня православные священники готовы помочь воинам в обретении духовно-нравственной опоры их служения.
Думается, сегодня актуальным стал уже вопрос о восстановлении института военного духовенства - пастырское служение в войсках должно быть поставлено на государственную основу. Конечно, в этом плане существуют свои проблемы - такие, как, например, недостаток кадров специально подготовленных священников. Но опыт тех, кто уже работает в воинских частях (а в настоящее время около четырёхсот пастырей окормляют различные силовые структуры), убеждает нас, что все трудности вполне могут быть успешно преодолены.
Наивная порой вера, надежда на помощь Божию встречаются в русском солдате гораздо чаще, чем бездушный нравственный нигилизм. Священник лучше любого психолога помогает разобраться во взаимоотношениях между собой солдатам, предотвращая нервные срывы, помогая переносить тяготы воинского служения, объясняя его духовное значение.
"Кто истинный сын Церкви, тот есть вместе и верный доброжелательный сын Отечества", - говорил в одной из своих проповедей отец Иоанн Кронштадтский, видевший в духовном совершенствовании подлинный источник русской силы. И действительно, военная сила только тогда является силой, когда её носители искренне убеждены в своей духовной правоте.
Среди отличительных качеств русского солдата всегда выделяли его неустрашимость - прямое следствие сознания превосходства над любым противником и глубочайшей веры в Бога. Воин Христов не боится смерти, ибо имеет в душе страх Божий, боясь погубить душу отступлением от присяги, скреплённой целованием Честнаго и Животворящего Креста - Непобедимой Христовой Победы!
Очень желательно, чтобы в каждой воинской части, тем более в местах их постоянной дислокации, был храм, часовня или хотя бы молитвенная комната. Пусть там будет не ежедневное богослужение, но человек должен иметь возможность помолиться в любое время. Кстати, здесь перед нами встаёт ещё одна серьёзная проблема - все наши храмы в воинских частях "висят в воздухе" - земля принадлежит министерству обороны. Храмы уже есть (пусть не так много, как нам бы хотелось), а никаких юридических документов, обосновывающих их существование, нет!
К сожалению, многие в армии ещё мыслят о Церкви как о некой сторонней для себя структуре. А ведь Церковь - это все мы! И офицер не может сказать: "Мы вам позолотили иконостас". Кому - вам? Ты себе это сделал! И наша задача такое невольное раздвоение в сознании армейского человека преобразовать в единое сознание русского человека!
Современный русский воин, готовясь одерживать победы на реальном поле брани, должен прежде почувствовать себя непобедимым на поле брани духовной. Нужно так готовить его, чтобы он не боялся никакой опасности мира сего!