15 февраля - Сретение Господа нашего Иисуса Христа
Когда прошло сорок дней после Рождества Христова, Дева Мария принесла Своего Сына в Иерусалимский храм, чтобы исполнить закон. Нужно было, чтобы Сам Законодатель явился Исполнителем закона. Ни Он, ни Его Матерь не нуждались в очищении жертвой, но принесли её. Вся земная жизнь Божией Матери и Иисуса Христа есть жертвенное служение. И началось оно сразу после Рождества, в Иерусалимском храме.
Здесь встретился Христос со старцем Симеоном. И это была Великая Встреча, имеющая глубокое богословское и церковно-историческое значение. В тот день в Иерусалимском храме Ветхий Завет в лице своего лучшего представителя вышел навстречу Новому Завету и сказал: "Ныне отпущаеши…" Это означало, что Ветхий Завет, ветхий закон окончил своё историческое назначение. Он был поводырь, готовивший человечество к принятию Нового Завета, завета благодати.
Символично, что первый памятник письменности в русской культуре именно об этом - "Слово о законе и благодати" первого Киевского митрополита из русских Илариона. Наши предки уже во времена Ярослава Мудрого, тысячу лет назад, чётко сформулировали главную богословскую мысль: мы призваны Богом жить не по закону, а по благодати. Не так просто это понять, но понять надо. В этом суть Православия. Ещё труднее это усвоить сердцем и жить не по закону, а по благодати. Это самая главная жизненная наука, потому что, как говорил нам митрополит Иларион, все законы и установления Ветхого Завета не спасают человека, спасает его только благодать Божия. То есть каждый из нас, подобно старцу Симеону, должен лично встретить Христа, принять Его в своё сердце, потому что "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк. 17, 21).
А как узнать, что ты встретил и принял Самого Бога? Очень просто. Об этом пишет апостол Павел: "Плод же духа любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона" (Гал. 5, 22-23). Зачем нужен закон там, где царит благодать?
И вот ныне мы празднуем наше Сретение - нашу встречу с Богом. У каждого из нас она была. Конечно, не в апостольской полноте, но была. Даже не один раз, потому что мы в трудных обстоятельствах ищем Бога, и Он выходит нам навстречу, а мы, облагодатствованные Им, уходим "на страну далече". И потом, томимые духовной жаждой, устав от скитаний во мраке, снова начинаем искать встречи с Ним. И Он снова приходит к нам. Однако нам, беспечным, надо помнить: "В чём застану - в том и сужу".
На встречу с Богом все идут своими путями. Надо сказать, что чем проще человек, тем легче его путь к Богу. А вот "строптивому пути посылаются стропотные". В Евангелии символично простые пастухи узнали о Рождестве Христовом первыми, прямо от ангелов, которые и привели их к Божественному Младенцу.
Премудрые, "сложные" волхвы шли к вифлеемской пещере трудно. Их вела звезда. Они теряли её, блуждали, отчаивались. Редкие избранники встречаются с Богом, как пастухи. Вот Антоний Великий вошёл в храм, а там читали Евангелие. И он сразу услышал: "Пойди, раздай имение своё и следуй за Мной". И он пошёл, раздал и последовал. Сразу и бесповоротно.
Один мой знакомый приехал из глубокой провинции в Москву, пошёл в Третьяковскую галерею, увидел икону Троицы преп. Андрея Рублёва и долго не мог от неё отойти. Потом сделал вывод: "Если есть такая икона, значит и Бог есть". Ему сразу всё стало ясно. Он ушёл в монастырь и ныне уже игумен.
Ходил к нам в храм мальчик лет десяти, из очень простой семьи. Ходил один - родители запрещали, наказывали, а он всегда был такой радостный, весёлый. Всем хотел чем-нибудь помочь, каждому что-нибудь приятное сделать. Бог был с ним неразлучно, это было совершенно очевидно. Вот один маленький пример, а их было множество. Однажды на Благовещение я позвала много гостей, а рыбы у меня не было. Он вышел на улицу и прямо голыми руками возле моего дома из декоративного пруда в парке достал три огромных золотистых карпа. Сейчас он иеромонах, правая рука настоятеля одного восстанавливающегося подмосковного монастыря. На моих глазах тоже голыми руками, как бы из ничего, по благодати Божией, восстанавливает братия эту обитель. Так, впрочем, и все наши монастыри восстановлены такими же русскими мальчиками "из пастухов". Какие ещё нужны доказательства? Не всему ли русскому народу вышел навстречу Господь, возвратив поруганные обители? Нам ли унывать?
"Пастухи", или по-другому пастыри, встречаются с Богом "лицом к лицу", навсегда, решительно и бесповоротно. Цельные натуры, они всё время идут вперёд, потому что духовное совершенствование бесконечно и не прекращается даже в блаженстве Царствия Небесного. А на земле оно невозможно без креста. Но "пастухи" несут свой крест с непоколебимым мужеством, а "волхвы" во времена искушений отпадают, отчаиваются, останавливаются в раздумьях и обращаются за советом даже к царю Ироду. Они много времени зря теряют в этой жизни.
Недавно в поисках тихого места для молитвы в дни Страстной седмицы я, по совету знакомых, приехала в один женский скит в глуши. Всё в этом скиту сразу показалось мне родным. Скромная церковь, кельи с узкими жёсткими кроватями и некрашеным, выскобленным добела полом. Вокруг - сосновый бор, как собор под открытым небом. Так я жила летом у бабушки в детстве. Там я впервые детским сердцем почувствовала Бога. И вот теперь вспомнила, как, войдя в маленький кладбищенский храм, сказала Ему: "Когда мне будет плохо, Господи, я приду в церковь". Удивительно то, что в детстве никто не говорил мне о Боге и всё-таки я откуда-то знала о Нём, и Он вышел мне навстречу. Я же сама выбрала путь волхва: "Ты, Господи, подожди. Мне сейчас хорошо. Встретимся потом, когда будет плохо". И, по милости Божией, это "плохо" вскоре наступило. Слава Богу, что я уже знала, куда идти. И поняла: человек вообще не может быть счастлив без Бога. Он ведь не зверюшка.
Труден и извилист путь волхвов, но всё-таки он ведёт к Богу. А вот путь фарисеев, ревнителей исполнения внешних правил, ведет только в тупик. Древние фарисеи отвергли Новый Завет и распяли Христа. И современные фарисеи делают фактически то же самое. Держаться за внешние правила гораздо проще, чем идти навстречу Христу через исполнение заповедей, постоянную работу души.
Известно, что каждый фарисей всегда строг и мрачен. Оно и понятно, ведь благодати в нём нет.
Иди навстречу Богу, и тогда придёт в твоё сердце благодать. Тогда ты, в отличие от фарисея, почувствуешь себя грешником, потому что в Божественном свете ясно видно наше человеческое несовершенство. И ты захочешь завтрашний день прожить лучше, чем сегодняшний. Это и есть духовная жизнь. Ветхий Завет должен уйти из нашего сердца и дать место Новому Завету, Тогда наступит наше Сретение, в котором смысл нашей жизни.