Леонид Михайлович ГУБИН с 1977 г. живёт в Австралии, в пригороде Мельбурна, является владельцем компании Russian catering - оптовые закупки продовольствия. Женат, имеет двоих детей, нянчит внука. Увлекается гонками на собачьих упряжках, каждый год приезжает в отпуск на Родину. Член Клуба национальных предпринимателей.
- Леонид Михайлович, какими ветрами Вас занесло на далёкий континент, как Вы начали свою предпринимательскую деятельность, как пришли к Православию и что побудило Вас помогать детям?
- Ну, что рассказывать, обычная судьба. Родился я в Питере, после учёбы, мальчишкой, из романтики пошёл в море. Плавал, наверное, где-то лет восемь. После армии закончил экономическое отделение Института советской торговли. Но работать экономистом мне было скучно, поэтому пошёл по материнской линии в общепит поваром. Работал в ресторанной системе. По окончании института заведовал баром. Женился, родились дети.
Мать моя и отец - люди хорошие, пережили блокаду. Отец умер, когда мне было одиннадцать лет, я его плохо помню, он всё время на работе пропадал. А мать преставилась через год после моего отъезда в Австралию, ей было сложно понять моё стремление куда-то уехать, она тяжело это восприняла.
Семья в плане религии у меня была никакая - в церковь не ходили, духовными вопросами не интересовались. До недавнего времени я даже не знал, крещён ли. Крестился здесь, в Мельбурне, в середине 90-х. Потом в России родные сказали, что в детстве меня крестили, рассказали, где и как. Но второе крещение с моей стороны - не грех, потому как я не знал...
- А как звали родителей?
- Отца - Михаил Ефимович, а мать - Анна Панфиловна. Добрые были люди. Сестры и братья умерли, я в семье младший был, сейчас мне 57. Правда, в России остался ещё брат, он под Псковом на своём участке крестьянствует, себя кормит и внукам помогает. Уважаю его за это.
В Питере я жил хорошо. Как бармен, заведующий, я получал столько, сколько не снилось генералу.
Когда появилась возможность уехать за рубеж, списался с нужными людьми. Сначала были Европа, Израиль, потом, в 79-м, меня как специалиста по французской кухне пригласили в Австралию, жить и работать.
Для большинства мотивом отъезда было стремление к лучшей жизни.
Но мне было тесно, хотелось попробовать новые эффективные экономические приёмы развития предприятия. Жить гораздо интереснее, когда есть любимое дело, за которое ты сам отвечаешь, в этом случае оно радует.
- Вам первоначально кто-нибудь из русских помогал обустроиться в Австралии?
- Да, безусловно. Здесь есть православная община, она объединяет примерно сто человек, большинство - русские выходцы из Китая, в основном из Харбина, много военнопленных, оставшихся после войны в Европе, которые потом перебрались в Австралию. В русской "коммуне" четыре прихода и старческий дом в Мельбурне (кстати, я в нём работал, готовил для русских старичков).
- То есть Церковь объединяет русских за границей, помогает им выжить?
- Именно так. Если бы не было православного прихода, и в частности, отца
Михаила, здесь не было бы ничего.
Духовная жизнь в общине довольно напряжённая, отец Михаил несколько раз устраивал нам паломническую поездку по России. Я брал с собой жену и детей, показывал им Питер, где они родились, Золотое Кольцо, святыни. Им понравилось, но желания остаться не возникло. Сейчас я сожалею, что сорвался из России, мой сын и дочь не получили той культуры, какую получил я. Это несправедливо, конечно, но судьбы уже не изменить.
- Леонид, как Вы пришли к вере, ведь Вы же выросли, как сами говорите, в семье атеистической?
- Пришёл, как все приходят - когда жизнь неожиданно бьёт по голове. Я понял одну важную мысль: в земной жизни нельзя полагаться на друзей, на здоровье, на деньги, всё это очень зыбко, и только Бог всегда рядом.
- Я знаю, Вы помогаете православному детскому дому в Костромской области.
- О детском доме я узнал случайно, когда наткнулся в Интернете на обращения отца Варфоломея. Меня очень тронула история о детях-сиротах и православной семье Херувимовых, которые взяли над ними шефство. Насколько я знаю, активно помогали и другие жертвователи, в том числе и русские люди, живущие сейчас за границей.
К середине осени, довольно быстро, удалось построить первый корпус - просторный рубленый дом с комнатами на двух человек. Я считаю семью Херувимовых настоящими подвижниками. Мне кажется настоящим чудом, что в наши дни находятся люди, способные добровольно взять на себя крест заботы о чужих детях, причём детях с тяжёлыми судьбами.
- Расскажите немного о тех, кто непосредственно взял на себя заботу о детях в Коткишево.
- Иеромонах Варфоломей, бывший москвич, окончил МГУ, потом принял сан и монашество, является настоятелем храма Святителя Николая в селе Коткишево. Только благодаря его стараниям стало возможным взять детей из интерната на воспитание, Семья Херувимовых - Валерий Евгеньевич и его супруга Татьяна - тоже потомственные горожане, врачи. Все они приехали в деревню в начале 90-х. Это был, как я думаю, их добровольный духовный выбор: возвратиться к земле, к Православию, к истокам. У Херувимовых своих пятеро детей, сейчас с ними живут двое - Ваня (ему 16 лет) и Дарья (учится в 8 классе), плюс восемь приёмных детей.
3 апреля 2004 г. архиепископ Костромской и Галичский Александр рукоположил Валерия Херувимова в сан диакона, теперь он служит при храме Святителя Николая.
- Леонид Михайлович, Ваша помощь детям разовая или Вы решили взять над ними шефство?
- Шефство не шефство, а стараюсь помогать, чем могу. Если Бог даст здоровья и сил, то хорошее дело непременно должно наладиться. В моих планах не просто дать деньги и уйти, а помочь создать на базе семейного детского дома самостоятельное хозяйство, чтобы дети могли научиться труду, который поможет им твёрдо встать на ноги во взрослой жизни.
Вместо послесловия
Сегодня многое изменилось. Добрый пример оказался заразительным: старшая дочь Херувимовых, 25-летняя Ольга, и её супруг Дмитрий Витальевич Тюляндин тоже взяли на воспитание 7 мальчиков и одну девочку (брата с сестрой, которых нельзя было разлучать). При этом у них подрастает собственная дочка - годовалая Елизавета. К поддержке коткишевского проекта подключилось Русское благотворительное общество в Мельбурне. Благодаря его помощи, неподалёку от общины была куплена заброшенная ферма, построен второй жилой корпус для семьи Тюляндиных.
Ребята Херувимовых подрастают, многие из них уже лихо водят старенький трактор. Леонид Михайлович и отец Варфоломей планируют наладить животноводческое хозяйство. Леонид мечтает создать структуру кооперации сельских православных общин. Суть идеи в том, чтобы купить технику и наладить вывоз произведённой продукции из отдалённых сельских уголков, организовать торговую сеть.
Леонид приехал в Россию всего на несколько недель, поэтому сразу же после Коткишево он направился в Астрахань, где местная православная община, занимаясь собственной хозяйственной деятельностью, ведёт восстановление Чуркинской обители. Возглавляет общину председатель астраханского отделения общественного комитета "За нравственное возрождение Отечества" Александр Иванович Дмитров. Вместе с ним Леонид Михайлович обсудил схему поставок продуктов питания астраханских производителей в Австралию.
Для тех, кто пожелает помочь детям, сообщаем адрес:
157334 Костромская обл., Нейский р-н, с. Коткишево, Никольский храм.
Тел.: (09444) 2-23-20, 2-75-68.
E-mail: info@kotkishevo.ru
Реквизиты:
Филиал АК СБ РФ (ОАО) Нейское отделение № 2511,
ИНН 4406001588, КПП 440601001,
Р/с 40703810629090000055 в Костромском Отделении № 8640 Сбербанка России Г. Костромы, к/с 30101810200000000623, БИК 043469623. Получатель: МПРО прихода святителя Николая с. Коткишево Нейского р-на Костромской Епархии РПЦ.
Просим откликнуться всех, кого заинтересовал проект кооперации сельских православных общин.
Тел.: 8 (0964) (24) 24-67-40.
Клуб национальных предпринимателей
(www.knp-klub.ru E-mail: stepanovknp@mail.ru).