Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Сентябрь 2004

Содержание номера       Главная страница номера

Неизвестное и опасное чудо

Елена Викторовна ТРОСТНИКОВА

 1 сентября - 105 лет со дня рождения Андрея Платоновича Платонова

Андрей Платонов был обречён на десятилетия безмолвия и безвестности - при жизни и после смерти. Теперь он вошёл в наши школьные программы. Но не так многим хватает душевной отваги, чтобы читать и, главное, принять Платонова. Он гений, и очень вероятно, что - величайший русский писатель XX века. Читать его невероятно трудно и даже опасно для сердца.

Опасен Платонов тем, что его мир весь сущностей, весь всерьёз. Фантасмагории и гротеск здесь, как и у Гоголя, рождаются именно отсюда: это поверхностность и ложность обличается сущностным. И страшно человеку предстать перед этим обнажённым от привычных покровов миром, живущим в своей первозданности и оглушительной реальности: человек не привык вмещать это в себя, ему проще с деталями и частностями, с полуправдами и полусмыслами.

А тут слово рождается, как Слово, в каждой фразе, как бы впервые являясь на свет. У Платонова всё первичное: Человек, Мать, Любовь, Животное, Трава. И всё живёт одним: стремлением к смыслу и Истине.

"Чагатаев был недоволен той обыкновенной скудной жизнью, которой начал теперь жить его народ, Он хотел помочь, чтобы счастье, таящееся от рождения внутри несчастного человека, выросло наружу, стало действием и силой судьбы. И всеобщее предчувствие и наука заботятся о том же, о единственном и необходимом: они помогают выйти на свет душе, которая спешит и бьётся в сердце человека и может задохнуться там навеки, если не помочь ей освободиться" ("Джан").

Вошедший в экзаменационные программы "Котлован" больше, чем антиутопия и символ безумия опрокинутого мира. С первого абзаца ("задумчивости среди общего темпа труда") и до последней страницы он пронизан стремлением к недостижимому смыслу жизни, которым только и живёт человек.

"- Всё живет и терпит на свете, ничего не сознавая, - сказал Вощёв близ дороги и встал, чтоб идти, окружённый общим терпеливым существованием. - Как будто кто-то один или несколько немногих извлекли из нас убеждённое чувство и взяли его себе.

Он шёл по дороге до изнеможения; изнемогал же Вощёв скоро, как только душа его вспоминала, что истину она перестала знать".

"Это терпение ребёнка ободрило Вощёва, он увидел, что мать и отец не чувствуют смысла жизни и раздражены, а ребёнок живёт без упрёка, вырастая себе на мучение. Здесь Вощёв решил напрячь свою душу, не жалеть тела на работу ума, с тем чтобы скоро вернуться к дому дорожного надзирателя и рассказать осмысленному ребёнку тайну жизни, всё время забываемую его родителями. Их тело сейчас блуждает автоматически, - наблюдал Вощёв, - сущности они не чувствуют".

Воистину не хлебом единым живёт человек... но и не "всяким словом, сходящим из уст Божиих", потому что мир этот отделён почти непроницаемой преградой от Бога.

"- Хочешь жить? - спросил Чиклин.

- Мне, товарищ, жить бесполезно, - разумно ответил поп, - Я не чувствую больше прелести творения - я остался без Бога, а Бог без человека" ("Котлован").

Но истина способна коснуться всего существа человека, именно она ведёт его, и об этом так пугающе-прекрасно пишет Платонов:

"Неиспытанное чувство полного удовольствия, крепости и необходимости своей жизни охватило Пухова. Он стоял, упершись спиной в лебёдку, и радовался этой таинственной ночной картине - как люди молча и тайком собирались на гибель.

В давнем детстве он удивлялся пасхальной заутрене, ощущая в детском сердце неизвестное и опасное чудо. Теперь Пухов снова пережил эту простую радость, как будто он стал нужен и дорог всем, - и за это всех хотел незаметно поцеловать. Похоже было на то, что всю жизнь Пухов злился и оскорблял людей, а потом увидел, какие они хорошие, и от этого стало стыдно, но чести своей уже не воротишь" ("Сокровенный человек").

Трудно, почти невозможно жить так всерьёз - а по-другому, не всерьёз, нельзя, чем и страшен Платонов. Впрочем, нетрудно "смирить" и приспособить Андрея Платонова со всем его творчеством к нашему обыденному восприятию прекрасного и искусства, творчества и судьбы. Вполне возможно читать его перворождающиеся образы - как прекрасные описания. Нетрудно анализировать социальные идеи, высказанные в книгах, восхищаться фантасмагорическими гротесками, радоваться проникновенным словам для выражения человеческих чувств и "стилю". Но в подлинной силе это и блаженно, и жутко, и обязывающе: "...Будто сердцу во время любви настолько тяжело, что его надо всё время развлекать пустяками, чтоб оно не чувствовало своей работы" ("Джан").

"...Ведь бывает, что зло совершается без желания, невольно и незаметно, и даже тогда, когда человек напрягается в совершении добра другому человеку. Должно быть, это бывает потому, что каждое сердце разное с другим: одно, получая доброе, обращает его целиком на свою потребность, и от доброго ничего не остаётся другим; иное же сердце способно и злое переработать, обратить в добро и силу - себе и другим" ("Афродита").

"Неисправимо-консервативен и человек чужой", - приговор устами безвестного осведомителя ОГПУ. Чужой - советской ли только власти?

Он и коммунизм воспевал как великую жертвенную сущность, как движение к Истине.

Рассказ "Корова" - это его судьба; только Корова, потерявшая телёнка, безгласна, а он дал голос смыслам. У него тоже отняли единственного сына, и смысл ушёл... и остался до последнего вздоха. В 1938 г. был арестован единственный сын Платонова, пятнадцатилетний школьник (освобождён в 1941 г., умер в 1943 г. от болезней, нажитых в заключении).

Вот признания из тех же сводок ОГПУ.

"Я чувствую себя совершенно пустым человеком, физически пустым - сказал мне Платонов, - вот есть такие летние жуки. Они летают и даже не жужжат. Потому что они пустые насквозь. Смерть сына открыла мне глаза на мою жизнь. Что она теперь моя жизнь?.. Для чего и кого мне жить?... Советская власть отняла у меня сына - советская власть упорно хотела многие годы отнять у меня и звание писателя. Но моего творчества никто у меня не отнимет. Они и теперь-то печатают меня, скрипя зубами. Но я человек упорный. Страдания меня только закаляют. Я со своих позиций не сойду никуда и никогда. Все думают, что я против коммунистов. Нет, я против тех, кто губит нашу страну. Кто хочет затоптать наше русское, дорогое моему сердцу. А сердце моё болит. Ах, как болит!.. Моё сердце разрывается от горя, крови и человеческих страданий. Я много напишу. Война меня многому научила".

И ниже печать:

"Верно: Старший оперативный уполномоченный отделения 2 отдела 3 управления НКВД".

"Мысль его всё время возвращалась к смерти сына, потери которого он не может забыть. О своей болезни - Платонов недавно заболел туберкулёзом в тяжёлой форме - он говорит как о "благосклонности судьбы, которая хочет сократить сроки его жизни". Жизнь он воспринимает как страдание, как бесплодную борьбу с человеческой грубостью и гонение на свободную мысль" (Сводки ОГПУ-НКВД).

""За что вы все меня преследуете? - восклицал Платонов, - вы, вы все? Товарищи, - я знаю, - преследуют из зависти. Редакторы - из трусости. Их корчит от испуга, когда я показываю истинную русскую душу, не препарированную всеми этими азбуками коммунизма... Вот, нашли себе врага в лице писателя Платонова! Тоже - какой страшный враг, пишет о страдании человека, о глубине его души..."

Он вдруг закричал: "Не буду холопом! Не хочу быть холопом!"

...Он стал говорить о том, что чувствует себя гражданином мира, чуждым расовых предрассудков, и в этом смысле верным последователем советской власти. Но советская власть ошибается, держа курс на затемнение человеческого разума. "...Уставная литература, которую у нас насаждают, помогает шагистике, но убивает душевную жизнь... Наша революция начинала, как светлая идея человечества, а кончает, как военное государство. И то, что раньше было душой движения, теперь выродилось в лицемерие или в подстановку понятий: свободой у нас называют принуждение, а демократизмом диктатуру назначенцев"" (Сводки ОГПУ-НКВД).

"Всю войну я провёл на фронте, в землянках. Я увидел теперь совсем по-другому свой народ. Русский народ, многострадальный, такой, который цензура у меня всегда вымарывает, вычёркивает и не даёт говорить о русском народе. Сейчас мне трудно. У меня туберкулёз второй степени, я харкаю кровью... Я устал за войну. Меня уже кроют и будут крыть всё, что бы я ни написал... А главное, я как поэму описываю труд человека и что может от этого произойти, когда труд поётся, как песня, как любовь. Хочу написать эту повесть, а потом умереть. Конечно, так как я писатель, то писать я буду до последнего вздоха и при любых условиях, на кочке, на чердаке, - где хотите, но я очень устал и дома условия невозможные... Желание работать сейчас огромное. Мне кажется, я так бы и сидел, не отрываясь" (Сводки ОГПУ-НКВД, 18 мая 1945 г.).

5 января 1951 г. Андрей Платонович Платонов умер.

До конца 80-х годов XX века у себя на Родине Платонов как писатель оставался практически неизвестен. Его основные произведения - роман "Чевенгур", повести "Котлован", "Ювенильное море" были опубликованы в России лишь с началом перестройки.

"После утраты Афродиты Назар Фомин понял, что всеобщее блаженство и наслаждение жизнью, как он их представлял дотоле, ложная мечта, и не в том состоит истина человека и его действительное блаженство... В сущности, в стремлении к счастью для себя есть что-то низменное и непрочное; лишь с подвига и исполнения своего долга перед народом, зачавшим его на свет, начинается человек, и в том состоит его высшее удовлетворение или истинное вечное счастье, которого уже не может истребить никакое бедствие, ни горе, ни отчаяние" ("Афродита").


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов

 


HotLog      liveinternet.ru      ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU